Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт — или отправьте SMS
Скоро в эфире:

Аристарх Ливанов: Каждый человек – творец, но этим не дорожит

04.10.2005 г.

А.Винокуров : Здравствуйте, друзья. Вот за что я люблю наши встречи в дневном эфире, так это за то, что приходят приятные люди, да ещё и инициативу проявляют. У нас в гостях народный артист России Аристарх Евгеньевич Ливанов. И пришёл он с гитарой.

М.Александрова : И не просто пришёл. Я вот знаю, что 10 ноября вы, Аристарх, Евгеньевич, были приглашены в Кремль, чтобы вести праздничный концерт, посвященный Дню милиции. А вы, видимо, человек слова и вместо Кремля сразу к нам – в Тисульский район, Промышленновский район.

А.Ливанов : Предполагалось, что я буду вести праздничный концерт в Кремле, но это предложение поступило после того, как я дал согласие приехать в Кемерово. И я дружу с теми людьми, которые вывозят артистов в разные уголки нашей необъятной Родины, и подводить мне их не хотелось. Это просто мое кредо, я так воспитан. И пришлось отказать моему другу, главному режиссёру Кремлёвского дворца съездов Жене Глазову. Я сказал, что занят.

М.Александрова : Не обиделся?

А.Ливанов : Нет. Нет.

А.Винокуров : Уже несколько лет в кемеровской области стали традиционными творческие встречи актёрами и режиссёрами отечественного кинематографа. И вот вчера и сегодня, 10 и 11 ноября, областной кино-видецентр проводит кинопанораму "Мы дети твои, Россия". А в рамках кинопанорамы проходят патриотические вечера "Мы живём на одной планете", "Молодое поколение выбирает", "Мы верим в великую Россию", "Будущее России за нами". Звучит всё это несколько патетично. Но на ваш взгляд, это на сегодняшний день актуально?

А.Ливанов : Я не знал, что это всё так серьёзно. Я просто приехал подзарядиться от открытых душ и сердец. Здесь народ не испорченный, умеет внимать, слышать, слушать, радоваться и лить слёзы. Я вчера это видел и даже товарищи в погонах, а их было много, ведь вчера был День милиции, украдкой вытирая слёзы, говорили о том, что нет чёрствых людей, а есть просто плохие артисты, которые не могут достучаться до сердец. Я очень доволен вчерашней встречей, потому что говорили мы подробно и всерьёз обо всё, что нас волнует. И мне показалось… я знал, я думал об этом много, но я получил подтверждение, что если России суждено выздороветь, то она будет выздоравливать дальними, крайними уголками, где зараза, которую насаждают, в том числе и радио, и телевидение, она не разрушила души. И там это здоровье изначальное, морально нравственные устои, которые пошатнулись в больших городах, крепки и я вчера ещё раз получил подтверждение, что если Россия будет выздоравливать, если ей суждено выздороветь, то она поднимется благодаря вот таким чистым сердцам в чистых уголках России.

А.Винокуров : А что должны начать делать люди?

А.Ливанов : Я не знаю, что они должны начать, какие должны совершать поступки, но я знаю, что они должны уберечь себя. И вот ту частоту, которой они обладают, они должны распространить. Я не знаю, как это сделать, но вот то здоровье, которым пышет периферия, то духовное, нравственное здоровье, нужно распространить. Мне самому хотелось бросить Москву и пожить немножечко, что бы самому стать чище и выше, тоньше и глубже. Понимаете. Потому что то общение, которое было подарено вчера, дорогого стоит. Я это не могу получить нигде в других местах. Вот только глубинка даёт нам надежду на будущее.

М.Александрова : Наверное, не зачерстветь душой помогает и песня. Не случайно же вы с гитарой не расстаётесь? Самый короткий путь к общению.

А.Ливанов : Так получилось, что когда-то, в 1973 году, был поставлен спектакль. И для того, чтобы быть главным героем в этом спектакле, а главный герой открывает в себе талант барда, нужно было гитарой овладеть. И вот с тех пор я с гитарой не расстаюсь. Я могу спеть главную песню из этого спектакля. Так сказать, итоговую. Это даже и не песня, а целая морально нравственная программа. (играет и поёт)

М. Александрова : Аристарх Евгеньевич, а ведь вы же ещё и на "ты" с романсом. Вы же в жюри "Романсиады" участвуете.

А.Ливанов : Уже десять лет. Наша первая находка – это Коля Басков, который десять лет назад получил на нашей "Романсиаде" второе место.

А.Александрова : Мы с Сашей просто помним, у нас в эфире была Валентина Пономарева, которая тоже в жюри

А.Ливанов : Да, да, да.

М.Александрова : И она очень сетовала, сидя здесь, в студии, что конкурс молодых исполнителей и участники поют голосом, но не душой. Наверное, действительно, нужно жизненный опыт иметь, чтобы к романсу прийти с чувствами.

А.Ливанов : Но с чего-то надо начинать. Сначала научиться владеть голосом, а потом уже вложить душу. Но я скажу, что Валентина не совсем права. У нас есть такие замечательные находки.… Есть молодые девушки и парни, которые поют и сердцем тоже. Есть.

А.Винокуров : И где они?

А.Ливанов : Это к вопросу о публике, которую мы учим, воспринимать примитивную музыку, примитивные песни. Понимаете? Забиваем этим мусором эфир, чем примитивнее, тем шире слои населения, которые способны воспринимать этот примитив. Для того чтобы воспринимать симфоническую музыку, нужно окончить музыкальную школу, нужно ходить и слушать, нужно себя сформировать так, чтобы ты умел это понимать. Человек, воспринимающий серьёзную музыку, – это штучный товар. Это настоящее национальное достояние – вот такой слушатель или зритель. А чем примитивнее, чем меньше сил потрачено на его воспитание, тем таких оболтусов, пардон, больше. Им легче воспринимать музыку, которая состоит из трёх нот. Поэтому романсы не всем нужны. Но есть публика, которая без них жить не может.

А.Винокуров : Вот так и выходит, что музыка, искусство, которое развивает, не в смысле влияете, а развивает человека, оно постоянно находиться в андеграунде, из которого выкарабкиваться приходиться очень и очень долго.

А.Ливанов : Но такая музыка и отпугивает. Вот её уровень отпугивает. Потому что нужно уметь думать. Нужно иметь натренированную, в хорошем смысле, душу, которая привыкла принимать продукт высокого качества.

М. Александрова : Надо работать над своею душой…

А.Ливанов : Конечно.

М. Александрова : …над собой.

А.Ливанов : Бывает просто даже лень заниматься этим. Наша задача, и актёров тоже, воспитать необходимость работать над своей душой. Совершенствовать её. Совершенствовать свой вкус, свои знания свою потребность поглощать всё самое лучшее. Без этого настоящий человек жить не может.

А. Винокуров : У нас телефонный звонок.

Слушатель : Меня зовут Стас. Хотел бы узнать, как Аристарх Евгеньевич относится к шансону и рок-музыке. Там тоже есть душевные песни. И ещё я хотел бы вам спасибо за ваше творчество, за песни.

А.Ливанов : Спасибо большое. А душевные песни есть. И я могу сказать, что совсем недавно открыл для себя рок-музыку. Случайно набрёл на волну в своём автомобиле и теперь не переключаюсь с неё. В меньшей степени шансон, а вот рок-песни вдруг для меня стали открытием. Я услышал много хороших текстов, много интересных исполнителей. И теперь это моя, можно сказать, страсть, которую надо будет удовлетворить. И пока я с этой волны сходить не хочу.

А. Винокуров : Приятно слышать и рок-музыке положительные отзывы. Ведь раньше к рок-музыке относились много хуже, чем сегодня к "попсе".

А.Ливанов : Есть, есть очень хорошие тексты и очень интересное исполнение. Раньше я как-то сразу переключался и не мог это слушать. А потом как-то вдруг… это надо знать, это надо понимать. И сейчас получаю удовольствие.

A.Винокуров : А вы сочиняете песни сами?

А.Ливанов : Нет. Может быть, настанет момент. Но это божья воля. Может быть, когда-нибудь что-нибудь внутри откроется и я смогу. У меня, наверное, слишком высокий порог требовательности по отношению к себе и к песне, которые должны звучать. Я, наверное, могу сочинять то, что сочиняют другие, но то, что мне не нравиться… я не хочу быть таким "сочинителем". Есть очень много хороших песен и пусть их не портит то количество плохих, которые рядом почему-то сосуществуют. Я долго не знал, как ответить на вопрос: почему на сцене я появляюсь с гитарой, а с экрана не пою. Ну, всё время отшучивался и говорил, что придёт момент и напишут и поймут, что такая необходимость есть и её можно реализовать. Но Майя Григорьевна Булгакова, моя подружка, сумела убедить режиссёра Петрухина Федю, что для фильма "Дина", для моего героя есаула Косакова нужен белогвардейский романс. Федя послушал, как я пою, а так как он был не только режиссёром, но и автором сценария этого фильма, писал когда-то стихи не плохие, то получился вот такой романс. (играет и поёт)

М. Александрова : Это, наверное, одна из тех песен, что в доме звучит? А вообще, что такого происходит в доме Ливанова, что друзья называют его дом "бермудским треугольником"? Там люди пропадают неделями?

А.Ливанов : Да. Да, да. Я как-то был у своего друга, он на радио работает, – Марк Шихов. Это был день рождения моей супруги. И он стихи сочинил:

Мгновенно
Готовь еду и постелю,
Лариса, я приеду к вам снова на неделю.

Что-то такое. И действительно, когда кто-то из моих друзей пропадает, то в первую очередь звонят мне и спрашивают: не у вас ли мой? Такое бывало часто. Сейчас не так часто, как бывало раньше. Вероятно, с возрастом какие-то привычки ослабевают. Необходимость видеть родные глаза и общаться существует, но если раньше буквально каждый день, ну, раза два-три в неделю общались, то сейчас раз в три месяц уже. И это какая-то возрастная норма возникла новая. Странная, я бы так сказал. Какой-то ограничитель. Это, наверное, та усталость, что накопилась за столько лет работы, даёт о себе знать.

М. Александрова : Вы сейчас много заняты в сериалах, а по большому кино грустите?

А.Ливанов : Грущу, но сейчас его мало, большого кино. И потом, знаете, я столкнулся с тем, что последние роли – это всё чаще генералы или олигархи.

М. Александрова : Это же не от возраста, а от солидности.

А.Ливанов : Ну, наверное. Раньше мне поручалось совершать подвиги, ну, моим героям нужно было совершать эти подвиги, потому я их и совершал, а теперь я наставник. Другим говорю: "Без тебя никак". И провожаю на задание. А потом жму руку и говорю: "Ну, вот видишь, я был прав". Вот вся функция моих новых героев-генералов – провожать и встречать, благодарить и жать руку. Читаешь сценарий и думаешь, вот как бы я это сыграл! А мне говорят: "Вы посмотрите на себя, вы же седой, это роль не для вас".

М. Александрова : А то, что играли и переснято сейчас с новыми актёрами. Как вы это воспринимаете? Ну, Мышкин, скажем.

А.Ливанов : Мышкин. Это вы наступили на больное. Хвалят этот фильм, а я не хвалю. Все ингредиенты соблюдены, только не соблюдён градус. Есть и сковородка, есть и продукты, только печку забыли зажечь. Я ведь играл князя Мышкина на сцене театра "Советской армии" в течение четырёх лет. Моей Настасьей Филипповной была Чурсина Людмила Алексеевна. Нина Афанасьевна Сазонова играла Епанчину. Тоцкого – Владимир Михайлович Зельдин. Это был славный спектакль. И я помню, как трудно было ответить на вопрос "выходить мне замуж за Гаврилу Ардалионовича или нет". Князь Мышкин понимает, что если он скажет "нет", то он разрушит судьбу. Понимаете? Это всё равно, что взять бритву и полоснуть по глазам. Понимаете? Это же больно. Но ему предоставлена ответственность и возможность сказать правду. Вот сказать правду – это убить человека. Понимаете? Как это тяжело должно быть! А если исполнитель, которого мы не будем называть, но все знают о ком идёт речь, говорит так безразлично "нет, не выходите". Это должно быть ТАК ОТТУДА!!! Меня, человека, который не хочет убивать, заставляют убить! Сейчас, вот, полоснуть! Убить! Увидеть кровь! Разрушить ситуацию! Исковеркать человеку жизнь! Одним словом! Когда другой герой говорит "да, я за три целковых поползу на Васильевский остров", знаете, как человеку трудно признаться в том, что он жаден?! Это всё равно, что гомосексуалисту признаться "да, я пидорас". Понимаете как это трудно?! А когда он говорит безразлично так "да, я поползу за три целковых". Ай! Нет. Понимаете? Мне так было обидно, что нет того градуса, который подразумевался Достоевским! Там человеческие внутренние душевные струны всё время натянуты и всё время рвут-ся! Какая любовь по отношению к Настасье Филипповне? А если нет Настасьи Филипповны? Та актриса, которая играла, она что, должна была сыграть? Нет! А без Настасьи Филипповны снимать аморально. Понимаете?

М. Александрова : А вы смотрите сериалы?

А.Ливанов : Смотрю. И плохие, и хорошие. Чтобы слышать в себе правильную ноту, нужно видеть, как фальшивят другие. Нужно всё время задавать себе вопрос: "А почему это хорошо, а это плохо?" Ведь одни и те же артисты играют на одном материале плохо, а на другом материале и в других режиссёрских руках – хорошо.

М. Александрова : Значит, многое зависит от режиссёра?

А.Ливанов : Многое. Но я стараюсь защищать себя, и всю жизнь себя защищал, в профессиональном смысле. Мне казалось, что я один из тех артистов, кто в плохих руках выглядит прилично. Это называется "саморежиссура". Когда сам простраиваешь роль. Когда сам простраиваешь взаимоотношения с остальными персонажами. И сбить тебя, заставить фальшивить нет никакой возможности. Вот такая заколдованная скрипка. Кто бы её в руки не взял – она не фальшивит.

М. Александрова : Это наперекор.

А.Ливанов : Вопреки. Да.

М. Александрова : А может к другому режиссёру?

А.Ливанов : Ведь не всегда угадаешь. Вот хорошая, красивая, умница! Женился,… а там… Господи! Ошибка. Так же и с режиссёром. Кивает, улыбается, хвалит тебя, а на съёмочной площадке думаешь "куда он ползёт, совсем в другую сторону".

Слушатель : Здравствуйте. Это Юрий из Тисуля. Уважаю одарённых людей.

А.Ливанов : Вы были вчера на встрече?

Слушатель : Нет.

А.Ливанов : Вчера была такая душевная атмосфера, Это одно из самых замечательных выступлений, которое обеспечила вот та высокая нравственность и чистота, которая царила в зале. Они заставили меня распахнуть душу. Хотя я всегда к этому стремлюсь, но чтобы такое понимание царило – это редкость.

Слушатель : Я очень уважаю одарённых людей. А мы одиноки. До свидания.

А. Винокуров : Вот он обронил, что одарённые люди одиноки.

А.Ливанов : Он так сказал? Вы знаете, мы сотворены по образу и подобию божьему. И самое главное слово, которым мы его называем – это "творец". И каждый человек в первую очередь – творец. Есть такая притча. Трёх каменщиков спросили: "Что ты делаешь?" И первый ответил: "Зарабатываю деньги". Второй ответил: "Я таскаю камни". Третий ответил: "Я строю Notre Dame". Это разные отношения. Если ты подметаешь улицу и ты не поэт, то ты дворник. Если ты подметаешь улицу и ты поэт, то ты наводишь чистоту на планете. Всё иначе звучит. Можно быть артистом сапожник, а может сапожник быть артистом.

А.Винокуров . Это ощущение местоположения себя.

А.Ливанов : Правильно. Во всём главное проявлять творческую энергию. Если в воспитании ребёнка тебе всё равно, если не открываешь новые способы, чтобы достучаться до сознания и до души ребёнка, то не должен ты этим заниматься. В каждой профессии есть доля творчества. И если ты этого не понимаешь, то значит ты не созидатель. Ты разрушитель.

А.Винокуров : Я думаю, что люди понимают всё это…

А.Ливанов : Но не дорожат. Чаще всего не дорожат.

А.Винокуров : Иной думает, "ну, какое творчество у человека, который с восьми до восьми…"

А.Ливанов : Так вот если ты творчески подходишь к своей профессии, то это счастье, а не каторга с восьми до восьми. Это же счастье, когда ты бежишь на работу, потому что ты ночью что-то придумал. Ты пришёл на работу для того, чтобы что-то открыть, попробовать, повернуть, подвинуть. Если ты с этой задачей, то тебе этих восьми часов мало будет. Мало.

А.Винокуров : Времени остаётся немного, а хочется песен.

А.Ливанов : Ну, слушайте. (играет и поёт)

А.Винокуров : Спасибо большое.

М.Александрова : Здорово, когда гость приходит с гитарой. Не ленится привезти её из Москвы. На рыбалку берёте гитару?

А.Ливанов : Да, конечно. У меня тут было открытие охотничьего сезона. Я поехал под Вологду к друзьям. Ружьё расчехлили на третий день только (смеётся). Утки летают… Стрельба… А мы сидим у костра и поём песни. Завтра утром уже уезжать, ну, тогда расчехлил. Летят три утки, ну, я бах, бах! Сбил двух уток, зачехлил ружьё и поехали в Москву.

М.Александрова : Ну, главное, с птицей вернулись?

А.Ливанов : Да.

А.Винокуров : Вот все-таки, какое прекрасное время препровождения.

А.Ливанов : Замечательное. Знаете, это такой весёлый зайчик в душе, когда видишь только тех, кто приятен тебе, с которым давно не виделся. На природе! Рядом вода, лес, костёр! Это счастье! Каждый раз такое праздничное настроение привозишь с собой в Москву..!

М.Александрова : Заряд сил.

А.Ливанов : Да, заряд сил.

М.Александрова : У нас под одной крыше два радио. Не все нас слышали в эфире, а очень бы хотелось, чтобы слушатели "Радио Кузбасса" тоже приобщились к вам.

А.Ливанов : Что, переходим в другую студию?

М.Александрова : Нет. Я очень прошу вас оставить маленький звуковой автограф нашим слушателям, которые услышат вас в другой день. Просто несколько добрых пожеланий.

А.Ливанов : Дорогие друзья. Мне очень хорошо здесь, в Кузбассе. Вчера была замечательная встреча. И сегодня, думаю, будет не менее удачной. Может быть, даже более удачной. Я дорожу той чистотой, которой вы обладаете. Это редкое качество. Дорожите и вы. Думайте об экологии своей души и относитесь к этому серьёзно. Если мне этой чистоты не будет доставать, то снова к вам приеду напитать себя. Спасибо. До следующих встреч.