Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт — или отправьте SMS
Скоро в эфире:

Cocteau Twins. Холодный дождь с ангельскими трелями

Коллекция редкостей. Эфир от 04.07.2007 г. Александр Винокуров

Безумно рад приветствовать всех, кто решил скоротать время вместе с радио Кузбасс FM. У микрофона Александр Винокуров. Располагайтесь поудобнее. Забудьте о делах-заботах. Вот так запросто-просто перестаньте думать. И всё. Вы только попробуйте — а я помогу. Ну, может быть, не столько я, сколько музыка шотландского трио «Близнецы Кокто». Не знакомы с ними? Ну, как же — Cocteau Twins.

Безумно рад приветствовать всех, кто решил скоротать время вместе с радио Кузбасс FM. У микрофона Александр Винокуров. Располагайтесь поудобнее. Забудьте о делах-заботах. Вот так запросто-просто перестаньте думать. И всё. Вы только попробуйте — а я помогу. Ну, может быть, не столько я, сколько музыка шотландского трио «Близнецы Кокто». Не знакомы с ними? Ну, как же — Cocteau Twins.

Они явились создателями самой уникальной и волнующей музыки начала 1980-х годов. Их звучание было освежающим, как холодный дождь: с ангельскими трелями Лиз Фрейзер над осенней паутиной гитар Робина Гатри и медлительной драм-машиной, придававшей музыке зловещую остроту. Ошеломляющий и дурманящий вокальный стиль Фрейзер сделал эту маленькую изящную женщину одной из самых популярных певиц 1980-х да и 1990-х годов тоже. Их первым творением был альбом «Garlands», который вышел в 1982 году. Голосу Элизабет вторила гитара Робина, а использование ревербератора, эхо-камеры создавало неповторимые и причудливые звуковые эффекты. А затем почти каждый год у них выходили новые записи. Эти пластинки, а также продолжительные гастрольные поездки к середине 1980-х годов принесли группе всемирную славу. Но началось, конечно, с песни «Wax and Wains» («Воск и Повозки»), которая была взята на сингл-хит.

01. «Wax and Wains» (4:02) «Garlands»

Лениво перетекая из огненно-оранжевого в ультрамарин, прохладная волна необъяснимых словами звуков и слов обволакивала тело и мозг. Ощущения ещё долго будут жить в памяти. Это Cocteau Twins. Кстати, их больше нет. Уже в 1997 году они решили, что всё — это значит всё. Но интерес к тому, что они делали почти 15 лет, до сих пор не угасает. Таинственные и загадочные, почти недоступные для прессы, Cocteau Twins будоражат своей музыкой воображение новых поколений меломанов. Та изысканно-своеобразная художественная концепция, которую они изобретали и воплощали в своём творчестве, также современна в начале XXI века, как и на заре создания группы. Не многие музыкальные экзерсисы проходят такую проверку успешно. Cocteau Twins смогли. Эти пост-панковские кумиры 1980-х оказали огромное влияние на развитие музыкальных направлений последующих 1990-х. Отголоски их музыки отчётливо слышны в композициях Мадонны, Принца, Анни Ленокс, не говоря уже о Lush, My Bloody Valentine и др.

А начиналось всё в 1979 году, в грязноватом промышленном шотландском городке, Гренгмаусе, где решили соединиться — для написания и исполнения новой музыки — гитарист Робин Гатри, басист Уил Хегги и девушка с дискотеки бара местного отеля Элизабет Фрейзер. Её голос поражал способностью соединения воедино абсолютно всех человеческих эмоций и чувств. Позднее ей пытались подражать, но в большинстве своём, безуспешно.

02. «When Mama Was Moth» (3:03) — «Head Over Heels»

Всем привет. В студии Александр Винокуров. Сегодня в программе нет рок-музыки. Хотя многие энциклопедии в отношении музыки сегодняшних наших героев, как это ни странно, в графе «жанр» пишут Rock. А в графе «стили» — полная неразбериха: Ambient Pop, Dream Pop, Post-Punk, Alternative Pop/Rock. Речь идёт о шотландском трио Cocteau Twins.

Этот коллектив был одним из первых, кто возглавил так называемое движение «Музыканты за независимость». В данном случае под независимостью подразумеваются менее жесткие контрактные рамки и, следовательно, меньшие ставки гонораров. Независимость такого рода никоим образом не связана со свободой творчества. Музыка Cocteau Twins вполне соответствовала критериям независимых фирм грамзаписи; одним словом её можно охарактеризовать как элитарную. В целом же, Cocteau Twins работали на стыке арт-психоделии и неомодерна, при этом композиции не были лишены мелодизма.

03. «Pearly-Dewdrops' Drops» (4:10) — «The Pink Opaque»

«Всех фильмов новизна стара

В сравненье с авантюрой этой,

И с силой, близостью согретой,

Пульсирующей из нутра».

Жан Кокто

Именно этому французскому поэту, художнику, театральному деятелю, сценаристу конца XIX — середины XX веков отдали дань памяти и уважения Робин Гатри и Элизабет Фрейзер, дав название одному из уникальнейших музыкальных проектов 1980-х — Cocteau Twins. Существует, правда, и другая версия появления названия группы, менее красивая, но достойная быть упомянутой: Робин и Лиз позаимствовали милое словосочетание из одной старой песни Simple Minds, надеясь, что та уже забыта. Довольно сложно объективно судить с колокольни, на которую мы сейчас забрались, кому выше обозначенный факт делает больше чести: Simple Minds или Cocteau Twins. И роль этого вопроса понижается с каждым дальнейшим словом по одной простой причине: слово это о Cocteau Twins.


«Что гениев безвестных труд?

Что стоит он и их творенья,

Когда огнем пылает спрут

Из тел нагих переплетенья?»

Жан Кокто

04. «Pink Orange Red» (4:40) «Tiny Dynamine — Echoes In A Sh…»

«Новый культ!.. Преданность романтическому умиранию», — Писал голландский журнал Vinyl Magazine. «Они возносятся на своих мелодиях с легкостью скаковой лошади, преодолевающей препятствия». А это уже Melody Maker.

«Сокровище! Бушующие цунами звука! Неистовая и чарующая энергия!» — захлебывалась периодика в 1982 г, соперничая друг с другом в эпитетах. И все это о них, о Cocteau Twins. Они долгое время олицетворяли кладовую интереснейших извращений (в хорошем смысле слова) традиционной манеры написания песен — лондонский лейбл 4. A. D. Когда в 1982 г. вышел в свет полноформатный альбом «Garlands», Cocteau Twins сразу взяли настолько высокую планку в плавании поперек течения музыкальной стилистики, что до сих пор не всякий оперившийся музыкальный критик осмеливается, даже с осторожностью, поставить музыку группы в рамки какого-нибудь направления.

Члены Cocteau Twins не склонны к разговорам с репортерами. Они считают, что их музыка говорит сама за себя, и им нечего добавить. В столь щекотливой ситуации, не имея возможности говорить их музыкой, попробую хоть на сотую долю компенсировать этот недостаток и добавлю вновь слова Жана Кокто:


«К нам не питая интерес,

Они уходят, как со сцены,

Далекие от тех чудес,

Которые одни бесценны».

Жан Кокто

05. «Pepper-tree» (3:56) «The Spangle Maker»

Словно после столетнего томления в душной комнате, вдруг сам освежающий ветер открывает тебе окно. И капля за каплей ты оживаешь. В 1983 году Cocteau Twins участвовали в британском и европейском турах группы OMD. А вскоре после гастролей Хигги вышел из состава группы, а Фрейзер и Гатри уединились в частной студии, где записали весьма сильный альбом «Head Over Heels», следом за которым выпустили ЕР «Sunburst And Snowblind» — обе работы получили высокую оценку музыкальной критики.

06 «Sugar Hiccup» (3:39) «Head Over Heels»

В 1984 Cocteau Twins приняли в свои ряды нового басиста (на смену Уиллу Хигги пришел Саймон Раймонд). Это было превосходное приобретение! Постепенно он становится прекрасным аранжировщиком, и композитором, и продюсером группы. И уже в этом составе продолжают победоносное шествие по только им известным горизонтам сознания, не обременяя свои сердца борьбой за места в хит-парадах и активными рекламными компаниями. Если, конечно, не считать тот факт, что в начале их пути легендарный ди-джей BBC Radio 1 Джон Пил в одной из своих передач назвал Cocteau одной из своих любимых групп.

Появление альбома «Treasure» в 1984 году ознаменовало собой восхождение на новую высоту. Большинство поклонников группы считают этот альбом лучшим творением коллектива. Этот период по праву считается расцветом творчества группы.

В том же 1984 г. Элизабет Фрейзер и Саймон Раймонд участвуют в коллективном проекте компании — This Mortal Coil под руководством тени величественного эха, отца-основателя 4. A. D. Иво Уоттс-Рассела. Пронизывающий дыхание вокал Лиз украсил две композиции этой пластинки.


«Я легкие тобой наполню –

Так губка жадно воду пьет.

Приснившемуся мне напомню,

Что он без воздуха живет».

Но мы слушаем композицию «Ivo» с альбома «Treasure».

07. «Ivo» (3:52) «Treasure»

В 1985 году, с разницей в пару недель выходят два мини-альбома: «Tiny Dinamine» и «Echoes In A Shallow Bay». Позднее они переиздавались на одном диске и вместе по звучанию выглядят более целостно, чем предыдущий альбом. В поддержку ли миньонов, либо по какой другой причине, в общем, группа посетила Японию, объездила вдоль и поперек США, и в Штатах вышел сборник «The Best Of». Но, по мнению самих музыкантов, название компиляции не отвечает содержанию. И в 1986 году выходит следующий номерной альбом «Victorialand». Он записан уже без Реймонда. Облегчённое акустическое настроение создал Ричард Томас (саксофон, табла).

08. «Oomingmak» (2:42) «Victorialand»

А гастроли по Новому Свету прошли довольно успешно. Особенно в творческом плане. Музыканты познакомились с американским авангардистом Харольдом Баддом. Результат их сотрудничества запечатлен на пластинке «The Moon And The Melodies».

09. «Why Do You Love Me» 4:50 «The Moon And The Melodies»

Нового LP пришлось ждать два года. И «Bleu Bell Knoll» 1988 года не оказался откровением. В нем, наверное, больше всего заметно, как мастерство душит эмоции (если по отношению к Cocteau Twins вообще такое сравнение употребимо). Этот альбом подтвердил тот факт, что творческие силы группы на излёте. Но нет, выпорхнувший словно из под венца в 1991 году «Heaven Or Las Vegas» напоминал собою умилительный крик ребенка, которым успела к этому времени обзавестись супружеская чета Гатри-Фрейзер. Сингл «Iceblink luck» (1990 г.) достиг вершин UK Top 40, и группа вновь засобиралась в тур.

10. «Iceblink Luck» 3:17 «Heaven or Las Vegas»

Следующие две студийные работы группы вышли уже не на 4. A. D. Cocteau Twins подписывает новый контракт с Fontana Records в 1992 году, а Элизабет Фрейзер вновь берётся закончить запись «Four-Calendar Cafe» (1993 г.). Для давних и преданных почитателей группы в альбоме таились и сюрпризы — впервые за всё время лирика Фрейзер стала понятной и для неискушённого слушателя. До этого особенность её своеобразной поэзии состояла в том, что звучание слова ценилось намного больше, чем его значение.

На этом альбоме Cocteau Twins обращаются к не совсем традиционному для себя ambient/psychodelic року — мелодичному, лиричному и очень нежному. В отличие от своих предыдущих работ, некоторые из которых дышали пессимизмом и мрачностью, эта работа подвигает на светлое восприятие вещей. Общая музыкальная тема альбома (а слушается он действительно как одно единое целое) дышит какими-то осенними красками. При этом, не красками глубокой осени, а мягкими тонами, когда листья деревьев только-только преобразились, светит еще теплое осеннее солнце, и блики играют на крышах домов… Музыка также весьма сильно напоминает приятное французское ретро — почему-то во время прослушивания у меня постоянно рисуются виды Парижа.

11. «Evangeline» «Four-Calendar Cafe»

Следующий (последний) альбом «Milk & Kisses» был записан в собственной студии September Sound Studios в Твикенхеме в 1996 году. Диск продемонстрировал возвращение к прежнему звучанию. В одной из рецензий на «Milk & Kisses» мне повстречался вывод следующего содержания: «Вот, что значит — бросить употреблять кокаин». Этому альбому предшествовали два EP: в сотрудничестве с Марком Клиффордом (Seefeel) и акустическая «Twinlights», воспоминание о 1995 г.

12. «Rilkean Heart» (2:21) «Twinlights»

Прошли годы после распада одной из самых интересных групп. За это время гитарист Робин Гатри объединился с экс-вокалисткой группы Mono Сьюбен Де Маре и назвал это объединение Violet Indiana. Группа приписана к лейблу Bella Union, основанному Саймоном Раймондом, басистом Cocteau Twins. Сам Раймонд работает в нескольких проектах, среди которых альбомы Tram и James Yorkston.

Элизабет Фрейзер записала песню к первой части «Властелина Колец».

В середине 2002 года лейбл 4. A. D. решил переиздать материал Cocteau Twins. Все альбомы пройдут ремастеринг и будут иметь новый дизайн. В 2002 году на лейбле Dewdrops Records вышел альбом «Half-Gifts, A Tribute to the Cocteau Twins». Работа над проектом продолжалась около трех лет; из всех песен, предоставленных поклонниками Cocteau Twins, было отобрано 12 треков.

И в качестве постскриптума. О своём официальном распаде группа Cocteau Twins объявила в июне 1998 года. Это произошло спокойно и естественно, словно очередной осенью незаметно умерли на земле опавшие листья. Но, признайтесь, их огненно-оранжевый ультрамарин всё ещё блуждает в вашей крови.


«Смерть едва ль не дорога мне,

Эта дата или та.

На моем надгробном камне

Будет вянуть красота».

Жан Кокто

13. «Half-Gifts» 4:17 «Milk and Kisses»

Первый эфир 12.02.2003 г.

Показать текст программы целиком