Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт — или отправьте SMS
Скоро в эфире:

Creedence Clearwater Revival. Первородный рок-н-ролл

Коллекция редкостей. Эфир от 22.08.2012 г. Александр Винокуров

Джон Фогерти, его старший братишка Том, Стю Кук и Дуг Клиффорд  начали выступать вместе еще в школьные годы в далеком 1959-м. Первоначально известный как Blue Velvets, затем Tommy Fogerty And The Blue Velvets, квартет был довольно-таки популярным у себя в окрестностях Калифорнии и даже выпустил сингл «Bonita» на местной звукозаписывающей фирме совместно с одним провинциальным оркестром. В 1964 парни подписали контракт с более престижной Fantasy Records, которая поставила им условие сменить название на Golliwogs. В период с 1965  по 1967 год группа записала семь синглов. К концу 1967 года квартет полностью перешел на профессиональную работу и окончательно поменял название. В июле 1972 года группа была официально расформирована.

Джон Фогерти, его старший братишка Том, Стю Кук и Дуг Клиффорд  начали выступать вместе еще в школьные годы в далеком 1959-м. Первоначально известный как Blue Velvets, затем Tommy Fogerty And The Blue Velvets, квартет был довольно-таки популярным у себя в окрестностях Калифорнии и даже выпустил сингл «Bonita» на местной звукозаписывающей фирме совместно с одним провинциальным оркестром. В 1964 парни подписали контракт с более престижной Fantasy Records, которая поставила им условие сменить название на Golliwogs. В период с 1965  по 1967 год группа записала семь синглов. К концу 1967 года квартет полностью перешел на профессиональную работу и окончательно поменял название. В июле 1972 года группа была официально расформирована.

Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров. Это программа «Коллекция редкостей».

Команда, о которой сегодня пойдёт речь, была одной из величайших американских рок-групп. За короткое время своего существования (1968—1972 гг.) она записала целую кучу песен-хитов, которые с легкостью выдержали испытание временем и стали настоящей классикой рок-музыки. Эти песни являлись оригинальным сплавом таких жанров, как рок-н-ролл, ритм-н-блюз, блюз, кантри, госпел и различных стилей, распространенных в дельте Миссиссиппи. А вот родиной музыкантов был городок Эль-Серрито, пригород Сан-Франциско. Дельты Миссиссиппи они никогда не видали. Сегодня речь пойдёт о группе Creedence Clearwater Revival.

01. «Travelin` Band» (2:08)

Конец 1950-х. «Потола джуниор хай скул», что в Эль-Серрито (это в пригороде Сан-Франциско). Школьники Джон Фогерти и Дуг Клиффорд, увлеченные ритм-энд-блюзом, решили попробовать собственные силы в музыке. Джон, истязает гитару «Sears Silvertone» за 80 долларов, купленную в кредит. Кредит взяла мама, которая зарабатывала $88. И зарабатывала распространением газет. Джон отделил угол в своей комнате и играл, играл, играл. Дуг уравновешивал свой барабан, используя ловушки на цветочной подставке для горшков. Играл двумя палками, которые склеил из старых реек. Неудовлетворенные своим звучанием, они пригласили Стю Кука — друга Дуга. Стю был выгодной кандидатурой — он обучался на классическом фортепьяно в течение многих лет, и к тому времени был завербован местной R&B радиостанцией.

Над тем, как именовать себя долго голову ломать не пришлось. The Blue Velvets, по их мнению, было прекрасным названием. И уже к концу 1959 года ребята выступали на местных вечеринках. Джон ещё не начал петь, так что группа в основном исполняла инструментальные номера, либо кому-нибудь аккомпанировала. Несмотря на то, что они были одной из немногих подростковых групп в области, им приходилось так много играть, что их трудно было застать дома. Blue Velvets бродили вокруг местных студий звукозаписи, отираясь среди местных артистов. В 1959 году группа сделала свою первую запись с Джоном на гитаре, Дугом на барабанах и Стю на фортепьяно.

02. «UpAroundtheBend» (2:40)

Старший брат Джона, Том Фогерти, вроде бы неплохо пел. Он начинал солистом в группе под названием The Playboys, но скоро был приглашен в одну из лучших местных команд Spider Webb and The Insects, которые довольно быстро распались.

Тому ничего не оставалось делать, как податься играть к братишке. На правах местной знаменитости он изменил название на Tommy Fogerty and The Blue Velvets. В таком виде группа пару лет выступала на местных площадках и сделала записи на небольшом лейбле Orchestra — три выпущенных сингла попали в местный радиоэфир, но шума не произвели.

Как-то раз из развлекательной программы на ТВ музыканты узнали о некоем лейбле Fantasy Records. Том и Джон немедленно отвезли туда демо-записи. Несмотря на то, что лейбл был джазовый, его руководство заинтересовалось молодой рок-н-ролльной группой и предложило сотрудничество, но при условии, что они изменят стиль в сторону бит-музыки. Шел 1964 год, когда первые гастроли The Beatles положили начало «британскому вторжению». На Fantasy решили, что можно взять местную команду и направить ее в нужное русло. Tommy Fogerty and The Blue Velvets на горизонте появились вовремя. Босс рекорд-лейбла Макс Уайс убедил музыкантов, что инструментальные пьесы — это не самое подходящее, да и не их это — неплохо бы было петь.

Вместе со стилем должно было измениться и название, и Макс Уайс настоял на варианте The Golliwogs (кукла-уродец с нелепой, безобразной внешностью, черным лицом и спутанными волосами). Под таким названием в конце года вышел первый сингл группы. В обеих песнях солировал Том. Параллельно с контрактом на запись синглов, Джон Фогерти устроился работать на Fantasy обычным менеджером.

В своём интервью журналу Rolling Stone (№52, 21 февраля 1970) Джон Фогерти поделился, что не слишком-то они были впечатлены названием группы. Цитирую: «Golliwogs! Я не знаю, как это описать. Это было сущим кошмаром! Четыре года над нами смеялись. Нам было просто стыдно произносить это название! У нас спрашивали: «Как называется ваша группа?» А мы отворачивались и говорили: «The Golliwogs». Такие дела».

03. «Porterville» (2:24)

Новоявленные The Golliwogs продолжали выступать на тех же местных площадках, что и раньше. Надо сказать, что усилительная аппаратура тех мест, как правило, не отличалась качеством, и Тому с его несколько лирической манерой пения становилось все труднее ее перекрикивать. Неожиданно оказалось, что голос младшего брата уже обрел уверенность, и громко петь у него получается гораздо лучше. Джон орал в микрофон что есть мочи. Постепенно роль лидер-вокалиста перешла к нему.

The Golliwogs продолжали записывать синглы, совместно сочиняемые братьями Фогерти, но лишь песня «Brown-Eyed Girl» получила резонанс у местной публики — было продано несколько тысяч копий. Все остальные, включая композицию «Walk On The Water» Тома Фогерти, не имели успеха (ее час наступит на первом альбоме CCR, в новой редакции). Если бы «Brown-Eyed Girl» стала хитом, то, скорее всего, группа так и осталась бы командой одного хита. По признанию в одном интервью Джона, сознание того, что можно прийти в комнату, где есть пара микрофонов, и сделать запись, которая звучала бы как «нормальная» запись, запросто могло остановить развитие. Музыканты не были способны играть так же хорошо, как это звучало на пластинке. Ибо, образно выражаясь, Стю знал только три ноты на бас-гитаре, Том играл на одной струне, а уже Джон дополнял все остальные партии. Нужно было честно признать, что они были студийной группой. Джон Фогерти в голове знал, чего хочет, но надо было убедить остальных, что нужно репетировать и учиться играть.

04. «Walk On The Water» (4:38)

В 1964 году Фогерти отправляется в Портленд. Это были его первые профессиональные выступления в качестве певца. До того это было как развлечение. Он познакомился с парнем по имени Майк Бернс (Mike Byrnes) из группы The Apostles и еще одним парнем по имени Том Фэннинг (Tom Fanning). Еще до Сан-Франциско Портленд был местом, где собирались группы. Много групп приезжало с северо-запада, и было решено ехать в Портленд и что-нибудь там организовать. Они где-то нашли бас-гитариста (где — никто не помнит), а барабанщика уже там, на месте. Затем подвернулась работа в клубе на две недели. Обычная клубная работа. Домой захотелось уже после третьего вечера. Но пришлось играть 6 раз в неделю, по 5 сетов за вечер. Казалось, что Golliwogs были брошенными на произвол судьбы.

Одна из причин, почему группе понадобилось столько времени, чтобы продвинуться куда-нибудь, заключается в том, что все смотрели в разных направлениях, занимаясь своими делами. У Тома была работа и семья, со всеми вытекающими, так что ему было трудно все бросить. Стю учился, поскольку у него над душой стоял отец. Дуг никак не мог определиться, учится он или нет. Так что Джон поехал в Портленд, потому что просто хотел играть. Это был как бы академический отпуск.

05. «Bad Moon Rising» (2:21)

К 1967 году судьба группы The Golliwogs находилась в неопределенном состоянии. Ее карьера зашла в тупик, а участники повзрослели — Стю закончил колледж и готовился пойти по стопам отца: стать юристом, Джон и Дуг дослуживали в армии и также должны были подумать, чем зарабатывать на жизнь, Том уже пятый год работал в энергетической компании, обеспечивая жену и двоих детей.

В этот момент в судьбе музыкантов появился человек по имени Сол Зентц (Saul Zaents) — торговый агент Fantasy. Играющий в пул бородач и ветеран звукозаписывающей индустрии выкупил Fantasy в конце 1967 года у первоначальных владельцев — братьев Сола и Макса Уайсов. Fantasy была основана в конце 1940-х Солом Уайсом и одной из первых стала выпускать виниловые пластинки. Фирма познакомила меломанов с такими джазовыми исполнителями как Dave Brubeck, Paul Desmond, The Mulligan Quartet. Сингл Джерри Маллигана «My Funny Valentine» стал одним из первых джазовых синглов, принятых поп-аудиторией. Помимо джаза, Fantasy также записывала чтецов поэзии и прозы. Зентц и Джон Фогерти знали друг друга по работе, и были в хороших отношениях. Зентц сказал Джону, что ему нравятся The Golliwogs, но им необходимо произвести кое-какие перемены.

К тому времени было очевидно, что Джон поет и сочиняет песни лучше и интересней своего брата, и лидерство уже перешло к нему. Таким образом, The Golliwogs, и вслед за ними Creedence, стали одними из первых исполнителей рок-н-ролла в каталоге Fantasy.

06. «I Put a Spell on You» (4:27)

Сол Зентц видел потенциал в психоделическом роке, развивавшемся в Сан-Франциско благодаря таким местам выступлений как Fillmore. Но чтобы соответствовать психоделической тусовке, группе в очередной раз нужно было сменить название. Отправной точкой послужило необычное имя одного знакомого Тома Фогерти, которого звали Криденс Ньюболл (Credence Nuball). К этому имени музыканты добавили еще одно «e» как в слове creed (кредо, вера). Clearwater изначально было услышано в рекламе пива, а также перекликалось с набиравшем в то время обороты экологическим движением. Revival — по мнению Джона, самая важная часть названия — означала возрождение надежд группы на успех.

Сол Зентц был продюсером сколь дальновидным, столь и безжалостным. Он решил заняться музыкантами вплотную: эти ребята в звукозаписывающей компании оставались единственными клиентами. Предложенные им условия даже полнейший профан в грамзаписи назвал бы кабальными. Вторая сторона соглашалась на ставку рядового персонала и отказывалась от авторских прав на свои творения; зато студия оставляла за собой право продлить контракт на какой угодно срок. Надо находиться на грани отчаяния, чтобы подписать такое, но… Неопытность соискателей и аванс $3000, показавшийся баснословным состоянием, сделали свое дело. При таких обстоятельствах был подписан новый контракт с Fantasy. Рождественский концерт 1967 года музыканты играли уже как Creedence Clearwater Revival. По крайней мере, одно было хорошо: в 1968 году вышел первый «гигант» Creedence Clearwater Revival. Пробил час пожинать плоды!

07. «Green River» (2:32)

Creedence Clearwater Revival как название звучало выразительно и эмоционально. И это действительно было лучше, чем Golliwogs. Казалось, что музыканты были не достойны такого названия. Оно вдохновляло. Как вдохновляли имена Buffalo Springfield или Jefferson Airplane. Это целый образ. И в тот момент было решено, что нужно стремиться дорасти до этого названия. Пришло время собраться и оттачивать технику игры. Нужно было стремиться достичь большей глубины в своем исполнении.

В начале 1968 г. под новым именем группа выпускает сингл с песней Porterville, затем приступает к записи своего первого альбома. Одной из песен для него стал расширенный кавер на «Susie Q» Дэйла Хокинса, которую музыканты любили исполнять «живьем». Показателен пример с «Suzie Q». Интерпретация CCR из-за инструменталов получилась чересчур длинной. Зентц распорядился записать песню по обе стороны диска. Беспрецедентное неудобство не отпугнуло слушателей! Ещё до выхода альбома эта запись попала на местные радиостанции (после того как группа поддержала забастовку ди-джеев в Сан-Франциско, приняв участие в благотворительном концерте на площадке грузовика перед зданием радиостанции), и скоро стала популярной на всем Западном побережье. Вышедший летом дебютный альбом становится «золотым».

На фоне надвигающейся психоделии и концептуальных сюит, CCR выделились первородным, «квадратным», слегка утяжелённым рок-н-роллом. Годы постоянных выступлений подняли мастерство музыкантов на колоссальный уровень. Простые, мелодичные гармонии были сдобрены сочными проигрышами. Группа попала в точку, примирив поколения отцов и детей.

08. «Suzie-Q» (8:28)

К 1968 году Creedence стали уже уверены в себе. У группы был репертуар, и они могли хорошо его исполнять. И у музыкантов было то, что, наверное, можно назвать необходимым присутствием духа. Ребята были счастливы оттого, что занимаются любимым делом.

Ну, а что касается техники, то соло в Creedence всегда отличались экономией и мелодичностью. Их даже можно петь. Как-то Duane Eddy поведал Джону Фогерти историю, которую, думаю, уместно было бы привести, так как он тоже любит играть очень просто. В ней говорится о человеке, который раскрашивал вазы, рисуя на них всего одну простую линию. С ним также работали двое молодых помощников, которые рисовали много линий на каждой вазе. Как-то этому мастеру сказали: «Слушай, твои помощники должны получать больше, так как они рисуют гораздо больше линий». Но тот ответил: «Нет. Моя линия должна быть совершенно правильной, так как она всего одна. А у них линий много, и трудно определить, нарисована ли каждая из них правильно». Сравнение чрезвычайно верно, ведь игра Джона настолько проста, что на нее действительно обращают внимание, так что уж лучше, чтоб все в ней было правильно.

Следующий альбом «Bayou Country» появился в начале 1969 г. Он приносит еще больший успех, во многом благодаря песне «Proud Mary», которая просто покорила Америку. Звучание стало еще динамичнее и вместе с тем глубже, слышались отголоски фолка, ритм-энд-блюза, соул, и конечно, кантри… Музыковеды растерялись, не зная, как классифицировать новаторов. Сошлись на термине swamp-rock (болотный рок), что подходило более всего, поскольку ребята воспевали красоты родного края, романтику природы, безоблачное детство. Близкие всем темы содействовали успеху.

Начинается «звездный» период Creedence. За два года, с 1969 по 1970, группа выпустила пять успешных альбомов и семь синглов. Все синглы попали в «Топ-10» американского хит-парада (любопытно, что при этом ни один не добрался до первого места).

09. «Proud Mary» (3:08)

Летом 1969 года Creedence Clearwater Revival выступают на Вудстоке. Группа вышла на сцену после довольно вялого выступления The Grateful Dead в 3 утра, когда большая часть публики уже засыпала. Выступление, по мнению Джона Фогерти, получилось не очень удачным, и он был против того, чтобы оно было включено в фильм о легендарном фестивале. Кроме всего прочего, продюсерам саундтрека не удалось договориться с Fantasy по правам выпуска. В итоге лишь в 1994 году несколько песен из выступления Creedence увидели свет на юбилейном бокс-сете, выпущенном Atlantic Records в честь 25-летия фестиваля. Полностью выступление Creedence в Вудстоке существует в виде бутлега.

10. «Commotion» (2:46)

Когда TheBeatles объявили о своем роспуске зимой 1970 года, CCR стал самой успешной группой, выпускающей больше всех синглов в мире. Популярность приходит к Creedence и в Англии, где их синглы занимают верхушки хит-парадов. Весной 1970 года группа с триумфом совершает первые гастроли по Европе, и концерт в лондонском Royal Albert Hall впоследствии был издан «живьём». Как символ успеха, появились откровенные подражатели — вспомним ранних Doobie Brothers.

Возвратившись домой с новыми впечатлениями, музыканты выдали свой лучший гигант «Cosmo`s factory». Такие песни, как «Traveling band», «Looking out my back door», «Run through the jungle», превратились в классику сразу после выхода. И закончили CCR тот год абсолютными чемпионами музыкального рынка. За один день 16 декабря стала «золотой» вся «великолепная пятёрка» альбомов CCR!

11. «Lookin'' Out My Back Door» (2:33)

Музыка бравой четверки звучала на каждой вечеринке, в каждом автомобиле, в каждой программе «Голоса Америки». За кулисами в казну Fantasy текли миллионы, а те, кто их зарабатывал, довольствовались… миллионной частью. Сперва это мало волновало, они упивались переполненными залами и караванами поклонниц. Но, объевшись славой до отвращения, возжелали чего-то более осязаемого. На все вопросы Зентц любезно предъявлял тот самый контракт. Музыканты кусали локти, но юридически были бессильны. Возможно, этим и можно объяснить их эксперименты с новомодными тогда течениями на очередном лонгплее «Pendulum». A что им было терять!? Если альбом провалится, они рады насолить продюсеру. Стилистически группа осталась на той же платформе, однако новая работа отличалась от прежних. Инструментальные вставки увеличились до целостных композиций, электронные клавиши вышли на передний план, вовсю использовались многоканальные наложения. Правда, богатством аранжировок палитра не блистала. Кантри — по природе музыка малых форм, и будучи растянута в микросимфонии, звучит надуманно и монотонно. Да и опыта наложений до того не было! Группа явно въехала «в чужую колею». Как следствие, здесь был лишь один хит-сингл — «Have you ever seen the rain?». Но со временем именно эта песня стала их визитной карточкой. Что послужило доказательством, что талант никуда не спрячешь, даже при желании. Альбом тоже стал «золотым»!

12. «Have You Ever Seen the Rain» (2:41)

Президент фирмы потирал руки, строя планы один радужнее другого.

Однако, несмотря на успех, внутри коллектива начинаются разногласия — главным образом, относительно лидерства Джона Фогерти во всех творческих вопросах. Остальные участники тоже хотят принимать активную роль в создании песен. «Мы устали слышать, что являемся аккомпанирующим составом Джона», — признался Стю Кук журналу Rolling Stone. Первым такое положение дел не вынес Том Фогерти. В начале 1971 года он официально покидает группу. «В 1958 году я начинал в музыке как солист, — прокомментировал он. — Меня стало угнетать, что мне не удается быть тем, кем я хотел быть с самого начала. Я ушел из-за разногласий с Джоном по поводу нашей музыки и моей роли в ней».

После ухода Тома Фогерти Creedence продолжают как трио. Они снова гастролируют по Европе, а также Японии, Австралии на более выгодных для себя условиях. Продюсеру было не понять, что группа рушится изнутри — не имея прав гневаться по назначению, музыканты отыгрывались друг на друге.  В апреле 1972 выходит новый студийный альбом, «Mardi Gras» — лебединая песня, — на котором, помимо песен Джона Фогерти, впервые представлены композиции Стю Кука и Дуга Клиффорда (в исполнении авторов). Но друзья-соавторы не обладали композиторским даром. «Hello Mary Lou» весьма напоминала «Looking out my back door» — друзья грешили самоплагиатом. Вдобавок ритм-секция взяла на себя партии вокала — получилось лучше ожидаемого, но хуже привычного. Все признаки кризиса налицо, утратилась живая искра, но… альбом стал «золотым». Хотя и был принят критиками и слушателями весьма прохладно. Этот альбом стал последним в истории группы.

А вы помните условия контракта, согласно которого фирма могла его продлить? Зентц назначил срок в тридцать лет — до собственной гробовой доски! Это был даже не нокаут, а форменное убийство без ножа. Последовало решительное объяснение. Жадность одержала верх. Музыканты от отчаяния выбрали распад: только так могли они избавиться от клейма индустриальных рабов рока. Официально о нём было объявлено 16 октября 1972-го года. После гастролей в поддержку альбома «Mardi Gras». За Fantasy остались все доходы от переизданий, музыканты же были богаты чуть больше, чем в пору юности.

13. «Hello Mary Lou» (2:16)

Показать текст программы целиком

http://www.kuzbassfm.ru/sound/15/CreedenceClearwaterRevival.mp3 Коллекция редкостей - Creedence Clearwater Revival. Первородный рок-н-ролл