Александр Михайлов: Раскрепощение Руси начинается
13.05.2003 г.А.В.: День добрый, друзья. В студии "Кузбасс FM" занял место Александр Винокуров. И мы сегодня в течение всего дня анонсировали, что к нам придут гости. И гость уже здесь. Это Александр Яковлевич Михайлов. День добрый.
А.М.: Здравствуйте.
А.В.: Прекрасный повод встретиться с кузбасской аудиторией . приехать со спектаклем. Вы, насколько я знаю, сибиряк. И довольно часто выбираетесь?
А.М.: Я родился под Читой. Это Алавинский район . саульский дацан, станция Степь . это мои два места. К сожалению, к себе на родину я выбираюсь не так часто. Чаще недалеко за Урал, Сибирь. А вот за Байкал . редко. Чаще бываю в Иркутске. У Валентина Распутина. Мы с ним дружим уже много лет. Дальний Восток. Своих родных . реже. К сожалению.
А.В.: Ну, так, чтобы вырваться. А? И поехать.
А.М.: Нет. Я мечтаю об этом. Думаю. Всё дело во времени. Пока насыщенный график. А вообще, будет свободное время . сразу туда.
А.В.: "Насыщенный" - это насколько?
А.М.: Антрепризы. Театр. Малый театр . там три работы у меня больших. В кино не много пока, потому что я в бандитских картинах не снимаюсь, в этих кровавых фильмах.
А.В.: Принципиально?
А.М.: Принципиально. Да. Я уже много лет не снимаюсь. Сейчас вот предложили десятисерийную картину. Не буду говорить название, но такой светлый, тёплый сценарий. Я человек суеверный. Не буду пока раскрывать название. Скоро начнутся съёмки. Но всё это в будущем.
А.В.: А сейчас, это в основном . это театр?
А.М.: Да, конечно.
А.В.: К сожалению, по театральным ролям наша публика вас не знает. И сегодняшний спектакль поможет узнать Александра Михайлова и как театрального актёра.
А.М.: Да. Да.
А.В.: На ваш взгляд, сегодня.вы играете в Малом театре . театре, репертуарном театре. В театре, который играет классические постановки. Вас как-то привлекали, а может быть, предлагали играть в каких-то экспериментальных театрах, участвовать в современных пьесах.
А.М.: Ну, я как-то не прикоснулся к этим "жёстким" экспериментальным кругам. Я считаю, что с экспериментами я не в ладах. Особых предложений и не было. Но когда начинаю экспериментировать на классике, мне становится как-то неловко, и я ухожу от этих всех дел. Когда в пьесе Островского раздевают догола, в Чехове начинают чёрти, чем заниматься. И вообще, чем бездарнее режиссёр, тем больше он экспериментирует. Экспериментируют . это как? Классика, есть классика. Это настолько много пластов уже заложено в произведении, что дай бог, раскопать в очередной раз, какой-то пласт и не подминать под себя , не утверждать себя через классика. Я счастлив, что работаю в Малом театре. В одном из самых старейших театров. Он старше, чем США. Нам скоро уже будет 250 лет. У нас не занимаются экспериментами и считают нас иногда анахронизмом, консерваторами. Но ест некая духовная основа в этом театре. Это меня и поражает. Я считаю, что Малый театр . это храм. Если в буквальном смысле, приходишь в 6-ой подъезд (служебный вход) и выходить не охота. Вот это самое ценное, самое дорогое, когда входишь в здание, а выходить не хочется.
А.В.: А дом?
А.М.: Ну, дом домом. Он сам по себе. Есть дом - и есть творчество.
А.В.: Но на работе чаще?
А.М.: Да. Чаще на работе все равно.
А.В.: Что про это думают домашние?
А.М.: Нормально всё. Очень хорошо.
А.В.: Смирились.
А.М.: Конечно. Это моя профессия.
А.В.: А актёрская профессия может разочаровать? Чтобы сказать . всё, ухожу и буду заниматься чем угодно. Да те же гвозди забивать.
А.М.: Такие моменты наступают, но к счастью они приходят крайне редко. А вообще, бывает такое. Депрессивное состояние наступает. Думаю, займусь чем-нибудь другим. Профессий, слава богу, много у меня по жизни. А потом приходишь к мысли, что всё-таки ты и в этой профессии нужен. Хотя актёрская профессия в основе женская профессия.
А.В.: А если говорить про японцев, про театр Кабуки?
А.М.: Ну, это немного другое.
А.В.: А вторая профессия актёру нужна?
А.М.: Будет необходимость, я не потеряюсь в этой жизни. По крайней мере, по помойкам ходить и собирать бутылки пустые не буду. Я и сварщик хороший. Держу потолочный шов ещё. Это у меня с "ремеслухи". С металлом в ладах, с камнем в ладах и с деревом. Так что у меня нормально всё. Я не волнуюсь.
А.В.: Дома что-нибудь мастерите?
А.М.: Электрик я. Могу, по крайней мере, розетку поставить. И кран починить. А уж гвоздь забить - сам бог велел.
А.В.: Вы же режиссером одного фильма были, а в качестве драматурга не пробовали выступить?
А.М.: Нет. Бог не дал. Я могу подправить, что-то привнести, но это частично. А так, в целом взяться за написание сценария.. Правда, уговорили меня написать некий автобиографический эпос, "книгу". В журнале "Современник" две части вышло, скоро выйдет третья. Но это не моё. Мы работали в паре с замечательным прозаиком Ярой Галактионовой. Поэтому, я мог подбросить только идеи какие-то. А когда беру сам ручку в руки свои, у меня что-то не происходит. Ни стихов не умею писать, ни музыку сочинять, ни прозу.
А.В.: Но при этом, когда готовитесь к роли, изучаете что-то. Вот как во время работы над ролью Ивана Грозного. Вы много чего прочитали про тот период истории, много где бывали. Почему бы это ни описать?
А.М.: В общем-то, описано. Вот в журнале всё описано. По крайне мере много. Я большой пласт там взрыхлил. До сих пор я у современных критиков не в чести. Я уже не говорю о тех передачах вроде Радзинского, которого я очень не люблю. Неинтересно искать грязь и нижнее бельё среди царствующих особ. Я всё время думаю, благородное ли это дело. Не мне судить. У меня своя, субъективная точка зрения на это. Я, прикоснувшись к истории 16 века, считаю, что Иван Грозный . одна из величайших личностей в истории России. Это собиратель Руси. Это первые печатные листы. Замечательные реформы. Казань, Астрахань. Я уже не говорю о вере . это отдельная тема. Так что я восхищён Иваном Грозным и играю вот с этим уклоном. И поэтому меня Господь вернул сюда. Он сначала меня забрал к себе, пообщались мы с ним, а сейчас я вернулся. И всё идёт нормально. Если я не выхожу с молитвой "Отче наш" трижды, то у меня отнимается левая рука и теряется голос. Это я говорю совершенно определённо. А если выхожу на сцену со спокойной душой, то происходит что-то удивительное.
А.В.: Звонок от слушателя. Сергей, здравствуйте.
Звоночек: Я хочу сказать Александру Яковлевичу спасибо за то, что он делает. Я вырос на ваших фильмах, многое для себя почерпнул.
А.М.: Спасибо большое. Понимаете, был момент, когда думали, что запретный плод сладок. Вот американские фильмы. Все мы так хватали, хватали, хватали. А сейчас мы нажрались этих фильмов, наглотались этой крови, насосались Колы. И наступил момент, когда думаешь, что не так уж и плохо у нас раньше было. Это удивительно. Я считаю, что всё познаётся в сравнении. И как мой батюшка говорит . время сегодня безобразно. Без образа. И господь не дал дьяволу двух вещей: чувства меры и чувства стыда. И вот на этой безмерности и бесстыдстве мы растём. Но всё-таки мы вернёмся к красоте и таким понятиям, как честь, совесть, настоящая любовь. Поэтому лучше поклониться ручью и испить глоток живой воды, нежели сосать пиво где-то на задворках.
А.В.: А когда это наступит?
А.М.: Это наступает. Ещё в прошлом веке всё это сказано нашими старцами. И написано. "И придёт дьявол на престол Руси с синими ногтями" У Ленина были синие ногти. "И обагрит престол Руси кровью. Придёт второй дьявол и будет убиен первый дьявол. И выйдет третий дьявол . железный дьявол . из океана и будет стремиться овладеть всем миром". Америка. Но и она получит своё. Всё, всё расписано. "И перевернуться дьявольские шестёрки". 1999 год. "И только тогда наступит духовное раскрепощение России". И оно начинается. Хотя пусть по сию пору всё равно государственной политики нет по поводу нашей веры . православия. А брошена сюда не одна сотня всяких сект. Но есть корневая, стержневая вера. Она была и ест. Это вековая наша вера. Мы прикоснулись к ней и должны держать марку наших предков и не распыляться. Ведь как сказано. "В военное время . убиение тела, в мирное время . убиение души". И не известно где больше жертв. Я считаю, что в наше время, на сегодняшний день, гораздо больше жертв, чем в военное время.
А.В.: А где герои? Где герои на сцене театра?
А.М.: А героев и не будет сейчас. Потому что пока дьволизация не прошла. Поэтому ничего нет. Вот мы сделали программу. Это уже мой опыт, а не просто голословное заявление. Сделали интересную вокально-драматическую программу. Трёхчасовая. Называется "Очарованные странники" Буквально сделали три-четыре премьеры в Москве и звонками запретили. Слишком русско и слишком православно. Сегодня в чести бори моисеевы . эти мерзавцы от культуры. Безголосые. Я уже не говорю о "Тату", про их дела. Но их сегодня будут субсидировать, с ними будут заниматься. А мысль-то понятна, почему.
А.В.: Но при этом люди на кухнях не поют "Тату".
А.М.: Правильно. Поют русские песни. Вот это и вернётся. Хотя пока русских песен в эфире радио и телевидения мало. Ничтожно мало. Полная американизация. Я не говорю уже о кинематографе, о телесериалах. Я люблю Россию негромкую. Я люблю Россию тихую. И сегодня эта Россия зажалась. Взяла себя в кулак и молчит. И вот эта молчаливая Россия мне ближе.
А.В.: Жаль только то, что в ту пору прекрасную жить не придётся ни мне, ни тебе.
А.М.: Придётся. Я счастлив, что я пережил и то время, не такое уж и страшное, как его малюют сегодня наши демократы. Но всему своё время. И мы это должны пройти. Я отношусь к этому очень спокойно. Мы должны пройти через эти помои. Наглотавшись их, мы тогда ощутим всё остальное.
А.В.: А за что?
А.М.: А такое испытание у России. Ведь Россию господь наказал, с точки зрения галактического времени, на три минуты. Это 82 года. И вот за 82 годы мы потеряли 300 млн. людей. Это не только вычисления самого Менделеева, который не только своей таблицей занимался и чемоданы чинил, а ещё изучал народонаселение. И чёрным по белому было написано, что в России к 2000 году должно жить 475 миллионов. Но разве он предполагал, что придёт атеизм. И что пойдет брат на брата и предаст сын отца своего. Всё это было, всё это прошли. И сейчас возвращение. Ведь озолачиваются купола церквей, хотя и нет государственной политики. Церквушки восстанавливаются. Всё будет нор-маль-но.
А.В.: И когда это случиться?
А.М.: А это никто не знает. Сказано . перевернутся три дьявольские шестёрки и только тогда начнётся духовное раскрепощение России. И оно наступает.
А.В.: Вы упомянули, что собираете песни. Это планомерно?
А.М.: Нет. Мне приносят люди. Приходят, приносят. И это огромное богатство. Это же красота. Поэзия. Образы. Не БЕЗОБРАЗИЯ. А образы. Так вот, я за образы. Вот песни "Липа вековая" или "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина" - в них душа есть, образы. Вот за эти образы я стою. Не за буквальные . "ты пришел, а я ушёл", "думай как я" или "голубая луна". По 17 раз подряд повторяют. Мне это не интересно. Абсолютно. А вот когда идёт грусть-печаль, "печаль была светла", как сказал А.С. Пушкин. Так вот, я за светлую печаль. Она трогает душу.
А.В.: И рвёт?
А.М.: И рвёт. Самая прекрасная песня . это "Шумел камыш". Она не громкая. Это её по пьяни горланят. А это очень тихая, удивительно красивая песня.
А.В.: Для вас важны слова?
А.М.: И слова и музыка. Всё в гармонии. У русских всё в гармонии. Всё выстрадано веками.
А.В.: Всё так оптимистично.
А.М.: Ну, я же хочу говорить о страшных вещах. Можно говорить и о Чечне, и о политике Америки в отношении России. Но всё равно останется Россия. Как кто-то сказал из иностранцев, "убив Россию, погибнет весь мир". Легкими нашей Сибири дышит весь мир. А сегодня "шакалы" приходят и сжигают их. Потом выкупают и продают в Китай. Ради своих корыстных интересов. Но не понимают, что до седьмого колена господь будет оценивать твои поступки. Почему тогда, когда появляется ещё одна хромосома и рождается даун? Значит, где-то ты совершил не богоугодный поступок. Не человеческий, бессовестный поступок. И рождаются дети-уроды. Жить надо не ради себя самого, а ради того, чтобы поколение здоровое у тебя росло. Твои дети, внуки, правнуки. Давайте об уродах говорить не будем. Есть нормальные люди, они есть. Но сегодня они просто задавлены. Вот и всё.