Ольга Науменко: Я за жёсткую режиссуру
20.12.2005 г.Александр Винокуров: Добрый день, в студии место занял Александр Винокуров, рядом с мной моя коллега Марина Александрова, в студии очаровательная гостья Ольга Николаевна Науменко, заслуженная артистка РФ, она приехала со спектаклем «Роковая любовь», и вот выбралась в гости, к нам в студию.
Ольга Науменко: Здравствуйте!
Марина Александрова: Мы успели немного пообщаться перед эфиром, и Ольга Николаевна вспомнила, что Кемерово – это как раз тот город, где состоялись её первые выездные гастроли.
О.Н.: Да, я тогда пришла работать в театр имени Гоголя. На первые гастроли я не поехала, потому что меня взяли в июне, я тогда была вне репертуара. А потом, проработав целый сезон, я поехала на первые гастроли, это были Кемерово, Оренбург, Новокузнецк.
М.А.: К сожалению, Оренбург вам запомнился лучше, чем Кемерово. Ну хоть название помните.
О.Н.: Это да, это правда. Название запомнила, ведь это были первые гастроли, так что города наизусть, как стихи запомнила. Потом много было всяких гастролей. Если взять карту Советского Союза, то везде была, кроме Вильнюса.
А.В.: Обычно журналисты спрашивают: «Как вам город?». Так вы же ничего толком и рассмотреть не успевали, это сейчас больше времени. Недавно вы в Междуреченске были…
О.Н.: Да, были в Междуреченске. Но и там ничего толком рассмотреть не успели, только вид из окна автобуса. Правда, вид замечательный.
М.А.: Ещё один вопрос, который, наверное, не обошёл вниманием ни одни журналист. «Ирония судьбы или с лёгким паром» – фильм из разряда тех немногих, которые хочется постоянно пересматривать. Как Новый Год, так каждый раз с большим удовольствием смотрим. У вас такое же отношения к этому фильму. В чём секрет фильма, почему он оскомину не набивает?
О.Н.: Обычно оскомину не набивает настоящее искусство. Это было много лет назад, я даже не припомню, какой год был, но утром мы все проснулись знаменитыми. И многие люди были просто счастливыми оттого, что они провели праздничный вечер у экранов, видя этот фильм. Во-первых, там потрясающая музыка Таривердиева, там очень душевные музыкальные интонации, там очень хорошо играют артисты, весёлый юморной сюжет. Я помню, когда я читала сценарий, я постоянно смеялась. Когда я закончила читать, в голову пришла мысль, которая всего дважды потом посещала меня. «Обречён на успех». А я считаю, что пора, давно пора снимать такие же вот лёгкие и по-настоящему хорошие, душевные фильмы. Однажды Барбара Брыльска в одном из интервью сказала: «Бедные русские! Они вынуждены постоянно под Новый Год смотреть один и тот же фильм!».
М.А.: Имя Галя надолго приклеилось?
О.Н.: Нет, ко мне скорее Варька из «Тени исчезают в полдень» приклеилось. Очень долго после него меня называли Варька и в жизни.
М.А.: Грусть осталась по такому большому настоящему кино, как «Тени исчезают в полдень»? Сейчас появилось что-то подобное, или может быть, ещё появится?
О.Н.: Наверно, появится. Периоды взлёта и падения в русском постоянно. Да и в театре тоже свои перепады… Если взять этот сезон, то зрительский интерес настолько возрос по сравнению с прошлым годом. Сейчас даже на те спектакли, которые мы считали нерентабельными, столько много зрителей приходит, иногда и билет достать трудно. Что диктует сегодняшнюю посещаемость театров – да наверно, просто телевидение теряет популярность, рейтинг. Ноя говорю о московском зрителе. К Зрителю провинции, это наверно, не относится, потому что у них нет такой возможности, как в Москве, посещать столько театров. Мы вчера играли, был аншлаг, но я что-то отвлеклась, вы спрашивали о кино.
А. В.: Да, вы не соскучились по большому, лирическому настоящему кино?
О.Н.: Конечно, а вы разве нет? Конечно, грущу. Но без денег хорошего кино не сделаешь. Сколько бы ни говорили о том, что хороший артист всегда должен быть голодным – но для того, чтобы что-то создать, нужно вложить немалые деньги. А во что сегодня вкладывают деньги? В ширпотреб, вещи-однодневки, которые снимут кассу, а через год забудутся. Сейчас ведь какой принцип – всё и немедленно. Ждать никто не хочет.
А.В.: Не так давно с коллегами обсуждали сериал «Мастер и Маргарита». Претендует на современное, аккуратное и эпическое кино. Но там всё по тексту – я даже специально книжку открыл и проверил.
О.Н.: А вы хотели не по тексту? Дай Бог этот текст сыграть.
А.В.: Возвратимся к цели вашего приезда. Мы разговаривал с Анжеликой Вольской, она переживала, пойдут ли люди на спектакль – ведь юмор там не колхозный и не рыночный, а какой-то тонкий, от которого мы все уже отвыкли.
О.Н.: Я верю в публику. И знаю точно, что если ты хороший артист, то каким бы необычным, непривычным, непонятным был юмор – он так сыграет… В общем, публика не дура – и думаю, колхозный и рыночный юмор в театре не пройдёт. Публика принимает хорошее хорошо, а плохое – плохо.
М.А.: Ольга Николаевна, вы пишите стихи – не так давно, насколько я знаю. Когда настал такой момент, и что это был за момент, ведь люди начинают писать, когда что-то серьёзное произошло – или плохое, или хорошее…
О.Н.: Должна вас разочаровать (смеётся) . Откуда вы почерпнули такую информацию? Я никогда в жизни не писала стихи.
М.А.: В интернете нашла. Как обычно. Значит, наврали журналисты.
О.Н.: Это дочка моя пишет стихи и довольно неплохие. Я её опусы собираю и говорю мужу: «Санька, ты когда-то писал стихи? В кого это у неё?» Я никогда в жизни не могла в рифму сложить три слова.
М.А.: Мы тут с Сашей недавно выяснили, сколько людей артистических идёт из семей геологов, а уж сколько из военных – взять того же Баскова.
О.Н.: В военных есть свой артистизм. Они такие подтянутые, красивые, строгие, мужественные… В них есть желание командовать, строить…в общем, властвовать. А Актёр должен властвовать над залом. А ещё режиссура хорошо удаётся выходцам из военных семей. Вообще, если честно, всё режиссёры поначалу были актёрами, а потом уже в режиссуру пошли. Очень редко бывает наоборот.
М.А.: С какими из режиссёров вам удобнее работать – которые своё видение продвигают, или которые позволяют актёрам импровизировать.
О.Н.: Я не очень люблю работать с режиссёрами, которые дают много воли актёрам. Это же получится – каждый актёр играет по-своему? Чушь получится. Я за жёсткую режиссуру. И я вообще за жёсткую демократию. В такой огромной стране должен быть порядок.
М.А.: В репертуарном театре у вас сейчас много работы?
О.Н.: Не так давно я выпустила французскую комедию, где играю утомлённую счастьем женщину. Она так и называется «Утомлённая счастьем». Вообще, может, я такое впечатление произвожу на людей, но меня всё время приглашают именно в комедийные постановки. Я по этому поводу не очень переживаю, я вообще люблю много смеяться и есть жизнь полной ложкой. Чего и желаю всем слушателям радио «Кузбасс FM». Жду с нетерпением на спектакле! Всегда ваша, Ольга Науменко.
Расшифровка – Юлия Огневская