ManSound: Люди ждут украинскую песню
16.03.2006 г.Александр Винокуров: Всем добрый день. Место в студии занял Александр Винокуров – это я. А так же моя коллега Марина Александрова.
Марина Александрова: Здравствуйте.
А.В.: Сегодня в студии у нас любопытные гости – часть интересного киевского а капелльного секстета «Man Sound». Этот коллектив – постоянный участник различных международных фестивалей джазовой и вокальной музыки, а также фестивалей в России, странах СНГ и Балтии. К нам пришли Владимир Сухин и Владимир Трач. Номер нашего телефона прямого эфира 58-22-23 – можете задавать вопросы гостям. Сегодня этот коллектив даёт концерт в Кемеровской областной филармонии. Я рекомендую послушать. Довелось мне побывать на концерте в Новокузнецке во время вашего выступления в рамках фестиваля «Джаз у старой крепости». Это было потрясающе, во всяком случае, для меня. С первой песни вы народ завели, вас адекватно начали воспринимать, и всё прошло хорошо. Вы свой материал подали так легко, так доступно, что создалось такое ощущение, что я знаком с вашим творчеством очень давно. Как это у вас получается?
Владимир Сухин: Сложно сказать. К счастью, уже 12 лет группе скоро будет, и ни одного, так скажем, вялого концерта у нас не было. Дивным образом всегда программа проходит так, что люди, как ты уже сказал, со второй-третьей песни взрываются и они с нами эти полтора-два часа. Мне кажется, что это зависит от того, чем мы делимся с ними. То есть мы искренны, мы желаем им получить сто процентов наслаждения и поэтому, наверное, отдача такая. И сегодня мы сделаем всё, что бы вы ушли из зала, и мы ушли в хорошем настроении.
М.А.: Людей, наверное, привлекает смешение культур – джазовой классики и народных корней. Я вот не слышала «Рождественский альбом», он также эклектичен?
Владимир Трач: Это разноплановый альбом. Туда входят и всемирные Рождественские хиты, которые все знают, и входят украинские колядки, щадривки.
В.С.: Есть несколько христианских хитов. Мы старались быть максимально искренними и открытыми, конечно.
А.В.: А альбом рассчитан на аудиторию нашу или иностранную? Ведь в Европе и Америке принято издавать на кануне Рождества альбом, который называются у всех одинаково – «Christmas Song».
В.С.: Ты знаешь, песни настолько узнаваемы, что, мне кажется, он будет восприниматься любой аудиторией.
В.Т.: В любой стране мира.
В.С.: Песня «Щедрик» (напевает) , где только не звучит. И каждая нация считает её своей. В фильме, по-моему, «Один дома-2», хотя, точно не помню, её лейтмотив проходит через весь фильм. Американцы считают её своей песней. А мы говорим: «А нетушки, она наша».
А.В.: Сама формулировка "джазовая музыка", сразу настраивает на то, что эта музыка не для всех. Это дорогой коньяк, дорогая одежда…
В.С.: Я понимаю, что ты имеешь в виду. Нет, она не долит по голове сложнейшими гармониями.
В.Т.: В джазовой тусовке нас считают более попсовой командой. А вот в попсовой тусовке нас считают джазовыми исполнителями.
В.С.: (свысока) Вы, ребята, такие недосягаемые, вы такие сложные…
М.А.: Джаз без импровизации – не джаз. А как происходит коллективная импровизация?
А.В.: Я видел. Они раскачиваются из стороны в сторону. И движением показывают, кто должен подхватить.
В.С.: (смеётся) Да, да, да! (уже успокоившись) В основном, все "штучки" прописаны в аранжировке. До момента выхода на сцену мы знаем всё, что будем делать. В целом как команда. Но сюрпризы имеют место.
В.Т.: Импровизация, конечно, есть.
В.С.: Иногда сюрпризы бывают такими, что сам не заешь, куда тебя понесло.
М.А.: Вы называете сами себя «обществом с коллективной ответственностью». Не так давно в этой студии был Михаил Турецкий, который сказал, что без диктата нет ни успеха, ни дисциплины в коллективе. А у вас какие взаимоотношения?
А.В.: Не с Турецким. (все смеются)
В.С.: Вы знаете, в большей части можно и нужно согласиться с ним. Если будет, мягко говоря, разгильдяйство и такое… Ну, вот пример. Ты работаешь в студии, и тебя пишет твой друг. Ты договариваешься и приходишь в девять часов, а он приходит в половину одиннадцатого, извиняется, что опоздал. А опоздал он просто потому, что опоздал. Дружба и дружеские отношения всегда должны быть в каких-то рамках. К сожалению, уже полтора года как ушёл из жизни Володя Михновецкий – это наш основатель, который создал группу. Вот он был, по-хорошему диктатором. Имеется в виду, в репетиционном процессе. В жизни мы всегда были добрыми друзьями, которые всё отдадут друг ради друга. Но диктаторство в разумных пределах должно существовать. В жизни мы друзья, мы вместе проводим время, дружим семьями. То есть у нас всё, слава богу, хорошо.
М.А.: Пошутить друг над другом?
В.С.: Обязательно. Но только по-хорошему. Всё имеет место. Мы живые, мы естественные.
М.А.: Шесть голосов – это случайность или необходимость, продиктованная какими-то музыкальными моментами, например палитрой созвучия? Потому что это количество голосов у вас не меняется на протяжении многих лет. Хотя и происходят какие-то замены.
В.Т.: Шесть человек было и остаётся. Для нас шесть голосов – это оптимальное количество. Этого варианта мы и придерживаемся.
В.С.: Вот мы с Вовой теноровая секция. У нас есть бас, баритон и четыре тенора. Мы считаем, что для аранжировки это идеальный вариант. И большего не надо. Шесть – это супер.
М.А.: А женских голосов не хотелось добавить?
В.С.: Вот Рубена нет. Он проводит сейчас технический прогон с ребятами. Обычно он говорит… (имитирует Рубена) : «Мы поём без женщин, но для женщин». Это его заготовка, шаблон.
А.В.: Но я знаю, что у вас были планы поработать в концерте с женским вокалом.
В.Т.: Это отдельные проекты. Мы приглашаем девушек спеть какую-то одну песню. Я считаю, что у нас это неплохо получается.
М.А.: Больше трудно выдержать женское присутствие в таком слаженном мужском коллективе?
В.Т.: Такие выступления – это исключение. Некий подарок всем.
В.С.: Мы очень любим Гайтаночку нашу – это восходящая звезда. Она в записи «рождественского» диска принимала участие. Пела в одной из песен «Amazing Grace». Она просто супер.
А.В.: Мне кажется, что в этом случае главное – не увлечься экспериментом. А то ведь как бывает: появился женский вокал – хорошо, теперь давай введём перкуссию, найдём перкуссиониста. И коллектив начинает разрастаться.
В.Т.: А мы, кстати, в последнем альбоме ввели саксофон. Очень, кстати, неплохо. Очень классно.
А.В.: Вот я и говорю, что в скором времени «Man Sound» превратится в биг-бэнд.
В.С.: Мы настолько, в хорошем понимании, самодостаточны, что нам этого с головой хватает. Рубен обычно шутит на концертах: «Оркестр дорого возить, поэтому мы всё сами делаем». Сегодня кто будет на нашем шоу, тот поймёт, что я имею в виду. У нас будет и имитация ударных, духовых. Славка, у нас есть такой баритон, “Васёк Трубачёв” мы его кличем, вот он так дудку играет, что заслушаешься. Мы стараемся и сами создавать музыкальную палитру.
В.Т.: Вот, кстати, по поводу оркестра, мы ездили на гастроли, и у нас была совместная программа с оркестром из Загреба.
В.С.: Это так обалденно было.
В.Т.: Это был эксперимент. Мы впервые в жизни попробовали петь с оркестром.
В.С.: Мы пели музыку «Singers Unlimited». Она никогда не звучала живьём. Это коллектив, работал только в студии, и у них не было ни одного живого выступления. Это такие впечатления от работы с оркестром! Караул просто!
В.Т.: Нам очень сильно понравилось, и мы собираемся продолжать.
М.А.: Эксперименты вы приветствуете?
В.Т.: Да!
В.С.: В мае, возможно, будет в Киеве концерт вот с этим хорватским оркестром.
В.Т.: Так что приезжайте в Киев.
В.С.: (мечтательно) Каштаны будут цвести… Красота!
А.В.: Прежде чем ехать к вам и наслаждаться красотой, хочу услышать всю правду о том, что творится у вас в Украине.
В.С.: В Украине всё хорошо. Кому надо, те борются за что-то непонятное. А люди живут своей жизнью, строят своё будущее, воспитывают, растят детей. Мы с супругой ждём четвёртого ребёнка. Жизнь продолжается.
М.А.: Полмира вы объездили. А можете назвать страну или аудиторию, которая стала первооткрывателем вашего талантливого коллектива.
В.С.: Первая гастроль у нас была в 1996 году. Мы сегодня в самолёте летели и вспоминали. Нам так повезло, что мы первый раз выехали за пределы и именно в саму заокеанскую Америку. Полтора месяца мы гастролировали в Штатах. Впечатление, конечно, потрясающее. И это дало нам понимание, что наше дело правое, и мы движемся в нужном направлении. Мы когда собирались, Володя говорит: «Давайте попробуем. Если будет получаться, то будем двигаться дальше». И та гастроль убедила нас в том, что мы делам то, что нужно.
А.В.: В Европе и Америке есть интерес к исконно этническим коллективам. А если это хоть немного осовременено и не дай Бог, адаптировано для европейцев или американцев, то это уже мало любопытно для них. Или я не прав? Как там публика реагирует на украинские народные песни в джазовой аранжировке?
В.Т.: С большим интересом. Люди ждут украинскую песню. Очень хорошо принимают.
В.С.: Мы практически каждую осень выезжаем с концертами в Германию, Австрию, Хорватию, Словению. И когда часто ездишь в одни и те же места, то понимаешь, что тебе уже не хватает репертуара. Мы уже поняли, что надо немного "подписать" украинской музыки.
М.А.: Украинская песня сама по себе настолько хороша, что и так ждут.
А.В.: Просто, когда мы с вами эту тему обсуждали на фестивале «Джаз у старой крепости», то я от вас услышал мысль, что в Америке есть исполнители. И они очень хорошо исполняют американские песни. Делают это лучше не американцев. Значит им нужно предложить что-то такое, чего они не могут исполнить лучше нас.
В.С.: Абсолютно верно. Конечно, уровень исполнения их песен у нас довольно высокий. И мы этому рады в глубине сердца. Но когда идёт такая славянская кантилена, которая такая чудесная, как степь русская или украинская, то это их завораживает. Они столбенеют. Я имею в виду заокеанских буржуев.
М.А.: Ну, к буржуям-то ездите, наверное, чаще, чем в Сибирь. Кстати у нас украинцев много.
В.С.: Я одно время работал на Чукотке в Анадыре, так из всего местного населения, как мне показалось, процентов семьдесят хохлов.
А.В.: Я думал, что там другая нация определяет большинство. (cмеются)
А.В.: Спасибо большое. Мы обязательно познакомим наших слушателей, кто не попадёт сегодня на концерт с вашим творчеством. Музыка у нас есть, интервью теперь тоже. До встречи на концерте. У нас в гостях были Владимир Сухин и Владимир Трач – теноры киевского а капелльного секстета «Man Sound».
В.С.: Всем спасибо.
В.Т.: Всем пока. До встречи на концерте.