Алексей Зимаков: Лучше музыкой заниматься, чем выдавливать уши на дискотеках
19.06.2007 г.Саша Орешина: Друзья, как и обещали, у нас в гостях Алексей Зимаков, гитарист, виртуоз, историческая личность – на мой взгляд, потому что он один из первых в 1991 году завоевал престижную награду на международном конкурсе в США. Это был 9 международный конкурс гитаристов в Майами, на котором Алексей и получил первый приз – до него никто из наших соотечественников первого места не занимал. После таких небольших отступлений сразу вопрос…Алексей, до беседы до меня дошли слухи о том, что вроде бы вы перебрались жить в Москву. Но поскольку сейчас за эфиром вы подобные слухи опровергли, мне остается только спросить, почему такая информация гуляет, и что из этого правда?
Алексей Зимаков: Почему слухи ходят, понять трудно… Скорее всего, это родилось благодаря тому, что мы с Ольгой Анохиной выступили на фестивале «Виртуозы гитары» в Москве – это было как раз в марте сего года – может быть, благодаря этому рождаются сплетни…
СО: Наверняка. Признаюсь, услышав подобное, я очень удивилась, так как во всех интервью вы говорили о том, что неизвестно что может заставить вас покинуть родной Томск. Город этот вы очень любите, там вы преподавали, делились опытом. А преподаете ли сейчас?
АЗ: Да, преподаю. Потому что другой работы просто нет. Да и вроде бы как уже привык…
СО: Ну, раз уж затронули преподавательскую деятельность… Насколько трудно отсеивать те самые зерна от плевел? Есть ли какие-то моменты, за которые приходится себя винить?
АЗ: Да, постоянно. Мне кажется, что никакой особой пользы я своим ученикам принести не смог, потому что слишком короткий срок — 4 года обучения в музыкальном училище. Большинство ребят приходит практически без подготовки – у нас в музыкальных школах не везде преподается гитара. Мы не успеваем сделать все, что хотелось бы. Как только они начинают понимать, в каком направлении нужно работать, уже приходится расставаться. Не хватает времени, чтобы они встали на крыло по-настоящему, чтобы как следует поняли и полюбили музыку. Потому что не имеет смысла делать музыку профессией, если это дело не любимо.
СО: Безусловно. Многие учатся игре на гитаре по самоучителям, что бы вы им посоветовали? Бросать и поступать в музыкальную школу – или все-таки может появиться прок.
АЗ: Мне кажется, что лучше учиться по самоучителю, чем просто пассивно слушать магнитофон или выдавливать себе на дискотеках уши. Лучше самому что-то делать, самому участвовать в процессе — это хоть как-то развивает мозги и внутренний потенциал. Лучше самому хоть как-то учиться по самоучителю. Я не собираюсь защищать этот метод, но это лучше, чем пассивно в толпе ходить, как бараны стадом – на дискотеки и прочее.
СО: Ну, а вообще, как думаете, может ли человек без учителя развиться самостоятельно. Вот вам, например, повезло — у вас превосходные учителя были. Если, допустим, человек идет собственным путем, это вообще реально без преподавателя развить способности?
АЗ: Я не знаю. Трудно представить, потому что мне действительно повезло, как вы уже сказали, с преподавателями. Мне кажется, школа все-таки нужна. Читать и писать научиться можно, но по одним учебникам науку не постигнешь. Образование в школе необходимо. Но, смотря для чего – если говорить о музыке, то необходима школа в любом виде, необходимы учителя, потому что элементарно нужен оппонент. Самому развиться можно только в том случае, если есть оппонент или есть точка приложения для силы, есть откуда черпать информацию, чтобы в собственном соку не вариться. А если цель – только быть чемпионом мира, в котором кроме тебя никого нет… Сказать, что я самый крутой эстрадник и всё, мне учиться бесполезно, у меня и так все нормально… По этому поводу есть хорошие слова: «Сочинять музыку не проблема – где бы найти слушателя». Научиться не проблема, было бы это еще кому-нибудь нужно, кроме тебя самого.
СО: Алексей, вы уже более пяти лет сотрудничаете с Ольгой Анохиной, какие дальнейшие творческие планы? Что можем от вас ждать?
АЗ: Мы говорили по поводу учителей… В частности, это что мы делаем с Ольгой Леонидовной… Мы исполняем завещание одного из наших учителей, скрипача Андрея Борисовича Корсакова, который просил, чтобы эта музыка звучала в любом случае. Он очень тепло относился к гитаре, он помогал лично мне и другим ребятам заниматься, развиваться, в том числе и делать переложения, и настаивал, чтобы виртуозная музыка непременно должна быть в репертуаре. Как музыкант он отсеял всякие сомнения: может это звучать или не может, он просто сказал «должно!», и мы это делаем. Сейчас у нас планы простые. Мы после того, как сыграем у вас, должны записать в Новосибирске диск из этих произведений, к этому будем готовиться
СО: В музыкальных кругах вы заработали известность элитарного музыканта. Ваш репертуар строится по принципу «Чем сложнее, тем лучше», то есть это уже однозначно музыка не для всех. А как же «Искусство в массы»?!
АЗ: Речь идет не том, «чем сложнее, тем интереснее». Речь идет о том, чтобы себе работу не облегчать, но при этом делать все для людей понятным то, что принято считать сложным. У меня цель одна, чтобы не идти легкими проторенными путями, потому что сейчас это модно, жить нахаляву. А музыка не такое дело, тем более, исполнительское искусство.
СО: Давайте вернемся к концертной деятельности…что может вас по-настоящему порадовать и что разозлить на концерте, если вообще такое возможно.
АЗ: Хороший вопрос. Начнем с «порадовать» — когда все идет, когда есть контакт с залом, когда все хорошо ложится, когда чувствуешь, что нужен людям. А разозлить – аплодисменты, если это не к месту, потому что сбивает с мысли. Это может вызвать проявление дурных сторон собственного прекрасного характера.
СО: Ну и, наконец, я знаю, что в Польше на одном из конкурсов вы вышли на одно из выступлений без туфель. Это было или это все враки?
АЗ: Это правда. Обычное состояние на конкурсе. Любой человек, который играл на международном конкурсе, может вспомнить про себя множество подобных анекдотов. Этот случай – еще не самое страшное. Поменяли жеребьевку, сменился порядок выступления. Нужно было срочно собираться и идти пешком, потому что туда не везли. Естественно, поскольку собираешься в спешке, вроде бы все нормально. Ну, а поскольку состояние нервное, оно даже напоминает состояние перед экзаменом, например, китайский за два дня, толкнул кто-нибудь, и все, переклинило, то и здесь также. Слава Богу, все благополучно закончилось.
СО: Ну и наконец, в завершении разговора небольшой блиц-опрос, который раскроет Алексея Зимакова для наших радиослушателей с какой-то новой стороны. Что делать, чтобы не было депрессий?
АЗ: Почаще плевать на некоторые вещи. Чаще посылать ненужные проблемы. Смелее. Больше верить в себя.
СО: Готовить умеете?
АЗ: Не знаю. Это ж надо гостей собрать, чтобы оценили. Я считаю, что умею. Некоторые говорят, что да, неплохо.
СО: Сны снятся?
АЗ: Да, а как же без этого. Я все-таки не спортсмен, чтобы совсем снов не видеть.
СО: Ну и, наконец, последние два вопроса… машину умеете ремонтировать?
АЗ: Нет, не умею. Да и машины никогда своей не было. Ничего не было, кроме велосипеда.
СО: А ездить любите быстро? Вообще азартный человек?
АЗ: Да, безусловно. Как же без этого. На том стоим, на том и живем. Иначе сплошная депрессия.
СО: Вот, собственно, еще один совет, чтобы не было депрессии..
АЗ: Конечно. Надеюсь, сегодняшний концерт не станет поводом для плохого настроения, надеюсь, что мы взаимно обрадуем друг друга.