Владимир Подгородинский: Наши спектакли знают миллионы
28.11.2006 г.С.О.: Сегодня у нас в гостях Владимир Иванович Подгородинский, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель петербургского театра «Рок-опера». Сразу бы хотелось перейти к истории коллектива. Этот год для вас юбилейный…
В.П.: И тур юбилейный поэтому. Мы делаем юбилейный тур по стране, по любимым городам. В данном случае будем в Кузбассе, в Кемерове.
С.О.: В таком случае, просто необходимо напомнить нашим слушателям о том, с чего ваш коллектив начинал. Почему при выборе репертуара остановились именно на рок-операх, ведь в далеких 70-х приходилось даже несколько завуалировать слово «рок», заменяя на слово «зонг».
В.П.: Ведь раньше как было – «от саксофона до ножа – один шаг» или «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» и другие различные реплики, присутствовавшие в советской идеологии. Но я думаю, что опыт был очень удачным: то, что произошло с «Орфеем» в свое время. Первоначально возник спектакль-театр как антипод традиционной опере; театр, где палитра динамическая гораздо мощнее, страсти живые, естественные, где молодежная команда проживает историю любви Орфея и Эвридики: замечательную, с красивыми голосами, инструментами, которые смело можно отнести к разряду рок-н-рольных. Это гитара, орган, включения симфонических кусков, это обязательно. Да, хоть и не очень свойственен данный жанр для Советского Союза… но ведь и сама опера появилась не в России, а в Италии. Какие-то вещи раньше происходят за границей, а потом приходят уже в Россию. Ну и ничего…Шекспир тоже в Англии родился…
С.О.: Тем не менее, мы его знаем и любим… С чем гастролируете, идет ли обновление гастрольного материала? Насколько я знаю, было поставлено 12 спектаклей, 6 из них являются пригодными для мобилизации. В этот раз привезли что-то новое или все-таки классика?
В.П.: Мы привезли шлягеры, которые имеют определенную наработку, хорошую гастрольную модель. Опять же повторю, что это юбилейный тур. Да и потом, мы очень серьезно [относимся] к вопросам экономических расчетов. Сейчас очень все непросто в этом плане, поэтому решили привести знакомые названия, которые давно уже идут, например «Юнона и Авось», которому уже 20 лет. Кстати, по поводу этого спектакля меня часто спрашивают, изменилось ли что-нибудь в постановке за это время… Нет, ничего не изменилось. Потому что если режиссера тянет что-нибудь изменить, подстроиться к новому зрителю, это все неправильно, значит, где-то допущены были какие-то ошибки. Я рад тому, что спектакли, которые создавались десятки лет назад, интересны до сих пор. Например, «Иисус Христос – суперзвезда». Сейчас мы уже отработали и в Новосибирске, и в Томске. Прием потрясающий. Меняется, точнее, обогащается палитра актерских возможностей. В этот раз мы привезли весь первый состав.
С.О.: Присутствует ли вашем актерском коллективе симбиоз поколений или даже актерские династии?
В.П.: Династий как таковых нет. Однако, есть очень важная для меня возможность готовить актеров в Театральной академии. Мастер курса набирает для себя, для музыкального театра студентов. Я, например, набирал курс 4 года назад – мой нынешний выпуск вместе с Львом Додиным (известный питерский режиссер, который также набирает себе курс). Кстати говоря, 8 студентов, учившихся у меня, после выпуска пришли в наш театр.
С.О.: Они приехали вместе с вами?
В.П.: Да, они приезжают. Не все 8 человек. Сократили выездной состав – опять же деньги, нужно все считать. По этой же причине не смогли привести «Синюю птицу». Большое количество исполнителей, много декораций. Но – я отвлекся – молодые исполнители влились в труппу, ведь еще учась в Академии, они работали в театре, имели практику. Курс получился очень удачным. На следующий год будем набирать еще один курс, в помощь театру. Все-таки хорошо, правильно учат, серьезная школа. ГИТИС есть в Москве, школа-студия МХАТ. Можно судить по названию, школа готовит студентов, с учетом специфики театра, а ГИТИС готовит еще и для музыкальных театральных жанров. У нас, в Санкт-Петербурге бывший ЛГИТМИК, сейчас Театральная Академия, тоже готовит очень качественные кадры.
С.О.: Расскажите поподробнее о мюзикле «Синяя птица».
В.П.: Премьера состоялась в 2005 году. Спектакль создавали вместе с великим российским композитором Андреем Павловичем Петровым, также с нами работала и его дочь – Ольга Петрова, тоже композитор. Мюзикл писался специально для нашего театра, к 75-летию со дня рождения Петрова. Само произведение давным-давно было поставлено Станиславским в новом МХАТе. В первые годы существования МХАТа спектакль шел около 70-80 лет. Мы решили сделать этот мюзикл, потому что несколько лет назад был сделан фильм с музыкой Петрова. Для спектакля мы взяли 3-4 произведения из этого фильма. Музыка для некоторых композиций была записана заново. К сожалению, не удалось привести с собой эту премьеру, так как постановка предполагает большой состав исполнителей. Да и честно говоря, дорого сейчас возить настолько крупные проекты.
С.О.: К сожалению, тот же финансовый вопрос мешает и популярности спектаклей за пределами Санкт-Петербурга.
В.П.: Да, действительно. У каждого нашего спектакля рейтинг был бы одинаково высоким, если бы хватало средств на элементарную рекламную компанию. Например, если спектакль стоит полтора миллиона рублей, четыре миллиона необходимо потратить на рекламу. И это как минимум. А то и все четырнадцать! Раскрутить произведение очень сложно. Это самая главная беда для российского коллектива, который работает долго и продуктивно по стране. Соответственно, реклама постановок должна быть по всей стране. К сожалению, бюджетным коллективам, к которым мы относимся (Петербургский государственный театр «Рок-опера») очень трудно найти такие средства.
С.О.: Хочется спросить о вашем отношении к популярности московской постановки театра «Ленком» «Юноны и Авось» – все-таки по стране она очень популярна.
В.П.: Нашу «Юнону» знают больше, мы сыграли практически две тысячи спектаклей. Московский «Ленком» не выезжает на гастроли по стране, он приезжает в лучшем случае на гастроли в Петербург. Поэтому театральному зрителю больше известна наша постановка. «Ленком» сделал фильм, что подняло зрительский интерес. Но, ведь они имеют на это право, они первые. В Москве «Юнона и Авось» был поставлен на 3 года раньше. Наш спектакль совершенно другой, он ближе к тексту Рыбникова по клавиру. У нас музыкальный театр, в Москве – драматический. Вообще мы делаем одно дело, они помогают нам в продвижении постановки, в зрительском интересе. Они известны, а мы просто работаем. Мы вкладываем в музыку, поем слово Вознесенского, живьем по стране нас знают больше. Нас знают миллионы людей. Да что за примерами далеко ходить… наш спектакль «Орфей и Эвридика» занесен в Книгу рекордов Гиннеса по числу постановок – 2300, идет на сцене более 30 лет.
С.О.: Гастрольная практика подразумевает различные нестандартные ситуации. Можете ли вспомнить что-нибудь испугавшее, поразившее, порадовавшее на гастролях,
В.П.: Ну, случаев было много и разных. Бывало, остановимся в лесочке покурить, уехали, забыли ведущую артисту. Едем. Ночь. Симферополь. Это считается заграница. Понимаем, что человека нет. Разворачиваемся. И начинаем по лесу искать артистку. Благо, все потом нормально. Такие вещи происходят. И смешные, и грустные. Подобного не избежать. Это жизнь. Что касается этих гастролей. Слава Богу, все идет по графику, все в норме. Нам очень нравится работать для шахтеров. Театр «Рок-опера», по моему, шестой раз приезжает в Кузбасс и раз уж этот приезд совпадает с приготовлениями к Новому Году, хочется пожелать любви. Ведь это самое главное чувство – любовь к детям, любовь к женщине, любовь к ближнему. Хочется, чтобы люди об этом помнили, чтобы у них было много, много этого чувства.