Electric Flag - ранний белый брасс-рок
Коллекция редкостей. Эфир от 22.05.2002 г. Александр ВинокуровMiсhael Bloomfield and “Electric Flag”
Miсhael Bloomfield and “Electric Flag”
Вторая половина 60-х была временем расцвета рок-культуры, связанного с небывалым подъемом молодежного движения хиппи. В тот период возникло много нового, и не только в музыке, а и в искусстве вообще, в эстетике всей молодежной жизни. Важной предпосылкой возникновения рок-культуры было появление "Британского бита" ("British Beat") после приезда а Англию черных блюзменов из США. А в Соединенных Штатах - рост англомании и битломании. На 60-ые приходится огромное количество выраставших как грибы после дождя стилей, музыкальных направлений, новых групп, новых имен.
Вслед за "The Beatles", проторивших дорожку от простого мерсибита (merceybeat) к сложным и разнообразным композициям, стали одновременно возникать Hard-Rock, Art-Rock, Psyhodelic-Rock, Acid-Rock, Folk-Rock, Country-Rock, Classic-Rock, Blues-Rock, Rock Opera и… Jazz-Rock.
Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. В эфире…
То, что мы привыкли называть словом “джаз-рок”, иногда называли таким термином как “ранний белый брасс-рок”. Эта музыка возникла в американской рок-среде в начале второй половины 60-х годов, но создавалась преимущественно молодыми джазменами.
Слово “брасс” обозначает обязательное наличие в ансамбле этого стиля группы медных духовых инструментов (Brass Section). Белый - потому, что вообще вся рок-культура тогда считалась в США движением белой молодежи.
Появились группы, где молодые джазмены играли вместе с рок-музыкантами. Например -"Soft Machine", "Colosseum", "The Flock", "If", "Electric Flag".
Надо отметить, что в Америке, подверженной колоссальному напору со стороны английских рок-групп, стало назревать желание дать отпор "Британскому вторжению" и сумасшествию "битломании". Молодой чикагский блюзмен Майк Блумфилд (Michael Bloomfield) создает "Electric Flag" блюз-рок группу с секцией духовых, декларируя при этом, что они будут проповедовать истинно американскую музыку.
Вот их-то сегодня и будем слушать.
№ 1
KILLING FLOOR (C. Burnett)
Produced by John Court Recprded Jan. 1968 A Long Time Comin'
Музыка, получившая название джаз-рок, до сих пор так и не оценена по-настоящему ни критиками, ни музыкантами. И причина здесь, главным образом, в том, что ни джазовые фанатики, ни приверженцы рок-музыки не хотят считать это направление своим. Это типичный пример того, что можно назвать “культурным сектантством”. Нежелание выходить за узкие рамки сложившихся представлений наблюдалось в истории музыки издревле. Но ели глубоко не копать, то точнее будет сказать издавна. Даже если только снять дёрн, то можно заметить, что все новое возникало не на пустом месте, а как результат объединения уже существующих видов творческой деятельности. Так возникло искусство театра, опера, балет, симфоническая музыка, джаз, рок. И каждый раз у всего нового находились противники.
Характерно, что даже в короткой истории джаза наблюдались моменты, когда новые, “модернистские” течения встречались в штыки. Сторонники свинга первое время не считали бибоп джазом. Немного погодя, "боперы" уже не признавали авангардистов, играющих фри-джаз. А во второй половине 60-х все вместе не захотели считать джазом то, что возникло на грани джаза, рок-музыки и фанка. А чего натерпелась рок-музыка.. И не только в Советском Союзе…. У-у-у-у… Об этом можно рассказывать до самого "морковкиного заговенья".
№ 2
GROOVIN' IS EASY (R. Poke)
Recorded July 1967 A Long Time Comin'
Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название “джаз-рок”, состояли из молодых исполнителей, выросших в рок-среде, но склонных к джазовой эстетике, к импровизационной инструментальной музыке. Практически это были рок-группы с секцией духовых инструментов и с использованием вокала.
Основная тема в каждой пьесе поется как песня, а не играется, как в более поздней инструментальной музыке “фьюжн”. Правда, после вокальной части нередко играются импровизационные соло и, конечно, искусно прописанные оркестровые проигрыши для духовых. А затем, как это принято в поп-музыке, вокалист завершает пьесу. Такая схема была.
№ 3
GOIN' DOWN (J. Oden)
Recorded Sept. 1967
Bonus track on CD release of A Long Time Comin'
Обычно все лавры пионеров джаз-рока достаются группам “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, хотя попытки соединить два таких течения делались и другими музыкантами, параллельно, а иногда и раньше их. Например, еще в 1965 году возникла нью-йоркская группа “The Free Spirits” (это название почему-то позаимствовал Джон Маклафлин при создании своего трио в 1993 году), уже тогда исполнявшая то, что смело можно причислить к джаз-року.
Белый блюзмен из Чикаго Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) в 1967 году создал группу ”The Electric Flag”, назвав ее “Оркестром Американской музыки”.
В 1969 году инструментальную рок-музыку с импровизациями начал исполнять, продюсировать Фрэнк Заппа (Frank Zappa), этот вечный нигилист и эпатирующий экспериментатор.
№ 4
TEZAS (B. Miles/M. Bloomfield)
Recorded Jan. 1968 A Long Time Comin'
Майкл Блумфилд. Американский гитарист, певец. Он первым стал применять технику слайд-гитары в рок-музыке. И личная, и творческая судьба Блумфилда драматично связана с таким музыкально-социальным движением 60-х как "рок-революция". Он был первопроходцем в своем жанре во времена больших надежд; он умер от передозировки наркотиков 15 февраля 1981, Сан Франциско.
Во всех словарях и справочниках имя Майкла Блумфилда ассоциируется с блюзом, с блюз-роком. И действительно, Майкл – ярчайший представитель Чикагской блюзовой традиции в ее белом варианте. Гитарист, ставший легендой американского блюз-рока. Но в его творческой биографии был период, когда он создал один из первых в США джаз-рок ансамблей, добавив к рок-группе блюзового направления секцию духовых инструментов. Это “Электриг флэг”.
№ 5
HNOTHER COUNTRY (R. Poke)
Recorded Jan. 1968 A Long Time Comin'
Майкл Блумфилд – родился в Чикаго. Родился в небедной еврейской семье. С раннего детства стал фанатиком гитары. С 14-ти лет он начал ходить по блюз-клубам негритянского квартала Чикаго, где играли такие мастодонты ритм-энд-блюза как Muddy Waters, Otis Spann, Howlin' Wolf и Magic Sam. Что в то время было небезопасно для белого подростка. Согласно воспоминаниям его друзей, он отваживался на то, чтобы иногда, во время выступлений черных звезд блюза в клубах, подниматься на сцену к музыкантам и просить дать ему тоже поиграть вместе с ними.
Постепенно в квартале Южного Чикаго признали юного белого гитариста, что было тогда редкостью. Видимо, обладал исключительными способностями.
Вместе с Ником Грэвинитес, Чарли Масселуайтом и Полом Баттерфилдом играл в первых чикагских белых блюзбэндах, основаших стиль "блюз-рок". Принял участие в записи первых двух альбомов “Блюзбэнда Пола Баттерфилда”.
Позже он сошелся с другими белыми блюзменами, такими как Paul Butterfield, Nick Gravenites, Elvin Bishop.
№ 6
SOUL SEARCHIN' (B. Miles)
Recorded June 1968 The Electric Flag: An American Music Band
Игра Майкла Блумфилда была поразительно новаторской для своего времени и оказала большое влияние на ряд восходивших в тот момент звезд рок-гитары 70-х: Эрик Клэптон, Джонни Уинтер, Джимми Пейдж.
Известный продюсер фирмы CBS John Hammond случайно услышал Блумфилда в Чикаго и пригласил его на запись. Фирма подписала контракт с Майклом, но записи пока издавать не стала. Он вернулся в Чикаго, продолжая обычную клубную работу, и тогда его пригласили сотрудничать с группой “The Paul Butterfield Blues Band”. А в 1965 году в ее составе играл на Монтерейском фестивале. Это выступление видел и слышал Боб Дилан.
Именно тогда Дилан заявил о своем намерении исполнять бардовский “фолк” в сопровождении блюз-рок группы. Он сделал предложение группе “The Paul Butterfield Blues Band” вместе с Блумфилдом работать вместе. На запись же этапных "электрических" альбомов Дилан пригласил гитаристом именно Майка Блумфилда, чья гитара во многом определяет их звучание.
С тех пор известность Майка приобретает национальный масштаб. Но, став звездой, он начал заслонять Пола Баттерфилда и, в конце концов, покинул группу, решив создать свой коллектив в 1967 году.
№ 7
SEE TO YOUR NEIGHBOR (N. Gravenites)
Recorded Aug. 1968
Майкла Блумфилда не покидало желание противопоставить что-либо засилью “Британского вторжения” и исполнять чисто американскую музыку. В первую очередь он пригласил быть своим партнером друга детства, клавишника, аранжировщика и композитора Барри Голдберга (Barry Goldberg), с которым они еще школьниками ходили по негритянским блюз-клубам. Затем он разыскал в Сан-Франциско еще одного старого знакомого – Ника Гравенитса (Nick Grsvenites), предложив ему стать главным вокалистом новой группы. На роль бас-гитариста Блумфилд пригласил Харви Брукса (Harvey Brooks), с которым познакомился во время записи альбома Боба Дилана. Оставалось найти достойного барабанщика. Все трое будущих участников группы пошли на концерт великого соул певца Уилсона Пикетта (Wilson Pickett), чтобы услышать молодого черного барабанщика по имени Бадди Майлз (Buddy Miles), аккомпанировавшего ему. Им удалось уговорить Бадди уйти от Пикетта. "Это была самая лучшая команда, в которой мне когда-либо довелось играть", - вспоминал Майлз.
В 12 лет Бадди занял место за ударной установкой в джаз-бэнде своего отца "The Bebops". В последующие годы его внимание
переключилось на группы ритм-н-блюзовой направленности. Позже Майлз был востребован на записях таких классических альбомов, как "Electric Ladyland" Хендрикса и "Farthers And Sons" Мадди Уотерса. В 1969-м году Бадди и Джими Хендрикс основывают легендарное трио "Band of Gypsys" с Билли Коксом на басу. Многие годы не прекращается его сотрудничество с многими известными артистами, включая Стиви Уандера, Дэйвида Боуи и Джона МакЛафлина.
Чтобы новая группа звучала мощнее, пригласили группу музыкантов, играющих на духовых инструментах, трубача Маркуса Даблдэя и трех саксофонистов – Питера Страззу (Peter Strazza), Хэрби Рича (Herbie Rich) и Стемси Хантера (Stemsie Hunter).
№ 8
WITH TIME THERE IS CHANGE (H. Brooks)
Recorded June 1968 The Electric Flag: An American Music Band
Группа “Electric Flag” только начала репетировать, как к ней обратились с предложением сделать саунд-трек к новому фильму Джека Николсона “The Trip” с Питером Фондой в главной роли. Сам фильм, как музыка к нему, стали приметой того времени, отразив психоделико-наркотические настроения поколения “детей-цветов”.
Дебют группы состоялся на Монтерейском поп-фестивале 1967 года, вызвав огромный интерес у хипповой аудитории. Их выступление не было включено в фильм о фестивале, якобы по политическим соображениям, из-за слишком резких текстов песен. Некоторые критики отнеслись к появлению группы ”The Electric Flag”, как к предвестнику “Chicago” и “BST”. Их тогда отнесли скорее к стилю “ soul-rock-psychedelia”, чем к джаз-року, но это не столь важно. Главное, что группа создала новое звучание. На обратной стороне обложки своего альбома “A Long Time Comin'” было помещено высказывание Майкла Блумфилда: “”The Electric Flag” is an American Music Band. American Music is not necessarily Music directly from America. I think of It as the Music You hear in the Air, on the Air, and in the Streets; Blues, Soul, Country, Rock, Religious Music, Traffic, Crowds, Street Sounds and Field Sounds of People and Silence”.
№ 9
HEY LITTLE GIRL (N. Gravenites)
Recorded June 1968 The Electric Flag: An American Music Band
После того, как группа стала общеизвестной, у нее начался нелегкий период постоянных гастролей. И, как это часто случается в мире искусства, успех, деньги и усталость приводят к негативным последствиям. В 1968 году совершенно неожиданно покидает ансамбль Барри Голдберг, а вслед за ним – сам его создатель - Майкл Блумфилд. У Майкла были на то серьезные причины – плохое здоровье, подорванное наркотиками, постоянной бессонницей и физической усталостью. Но группа продолжала существовать еще некоторое время. В 1969 году, с новым гитаристом по имени Хошэл Райт (Hoshal Wright) и другими новичками, она выпустила альбом “The Electric Flag: An American Music Band”. В 1974 году произошло возрождение группы, когда вновь собрались вместе те, кто когда-то начинал в ней играть. Они записали альбом “The Band Kept Playing”, но ни он, ни последовавшие вслед за его выходом концертные турне, особого успеха не имели. В результате группа вновь распалась.
№ 10
DRINKIN' WINE (Trad./arranged by M. Bloomfield)
Recorded live at The Monterey Pop Festival, Saturday afternoon,
June 17, 1967 Previously unissued
Во второй половине 70-х Блумфилд зарабатывал на жизнь, записывая музыку к порнографическим фильмам, снимавшимся в Калифорнии. У него были серьезные проблемы со здоровьем, вызванные наркоманией. Малобюджетные альбомы этого периода оставляют грустное впечатление. Однако, в 1977г. Блумфилд был номинирован на Грэмми (Grammy) за "гибкую" пластинку, записанную как музыкальное приложение к гитарным урокам журнала "Гитар Плейер"(Guitar Player). Другой относительной удачей был альбом "Я с тобой всегда".
Майкл Блумфилд при загадочных обстоятельствах умер в 1981 году. Попытки восстановить группу были в 1986 и 1989 годах, но былую славу вернуть так и не удалось. Тем не менее, “оркестр американской музыки” ”The Electric Flag” вошел в историю рок-культуры вместе с именем белого блюзмена Майкла Блумфилда.
№ 11
THE DIGHT TIME IS THE HIGHT TIME (L. Carr)
Recorded live at The Monterey Pop Festival, Saturday afternoon, June 17, 1967