Ray Manzarek. Или как правильно нажать на клавиши, чтобы «двери» открылись.
Коллекция редкостей. Эфир от 22.05.2013 г. Александр ВинокуровЭто был один из наиболее выдающихся клавишников в истории прогрессивного рока. Это был, наверное, самый терпеливый из всех основателей каких-либо групп. Это был, пожалуй, самый интеллигентный из всех представителей прогрессивного психоделического рока конца 60-х. Был. Потому что ушёл.
Это был один из наиболее выдающихся клавишников в истории прогрессивного рока. Это был, наверное, самый терпеливый из всех основателей каких-либо групп. Это был, пожалуй, самый интеллигентный из всех представителей прогрессивного психоделического рока конца 60-х. Был. Потому что ушёл.
Здравствуйте. Меня зовут Александр. Фамилия моя Винокуров.
20 мая 2013 года в Германии на 75-м году жизни скончался клавишник и один из основателей легендарной группы The Doors Рэй Манзарек. Конечно, у всех The Doors напрямую ассоциируется с Джимом Моррисоном. Но давайте не будем забывать, что именно Манзарек выступил инициатором создания группы. Давайте не будем забывать, что именно Манзарек на концертах своим соло «затыкал дырки», пока Моррисон капризничал за кулисами. Я очень люблю The Doors. И очень люблю каждого из музыкантов этого коллектива. Другое дело, что после того, как в 1972 году Рэй Манзарек занялся сольной карьерой, он хоть и играл с Игги Попом и был продюсером у замечательнейших ливерпульцев Echo And The Bunnymen, но ничего сверх выдающегося так и не записал. Хотя я мне чрезвычайно нравятся его работы с Michael McClure или с Roy Rogers. Вот дуэт с последним мы и будем сегодня и слушать. Альбом 2008 года «Ballads Before The Rain»
1. Gnossienne No.1
Вот ведь какая штука, человек почти 50 лет занимался музыкальным творчеством, да и не только музыкальным, а все помнят о нём, как о клавишнике группы The Doors. Какой же он «клавишник»? Он и есть — группа The Doors. Давайте будем объективны, Моррисону в 1965 году было безразлично, чем заниматься, он искал себя, причём, довольно пассивно. А вот Манзарек к тому времени уже много с кем поиграл и очень хотел создать собственный коллектив. Нужно ещё помнить, что Джим-то не владел ни одним инструментом. А Рэй владел. Не виртуозно, но владел.
2. B.E. In Memorium
Raymond Daniel Manczarek-младший родился в Чикаго в семье польских эмигрантов 12 февраля 1939 года. В детстве он хотел стать спортсменом. Баскетболистом. Уж очень любил он эту игру. Но, как это бывает, все детские желания губятся на корню товарищами взрослыми. Рэй хотел играть форварда или центрового, но тренер видел в нём защитника или не видел вообще никого. Непонятый, Рэй решает завязать со спортом и продолжить брать частные уроки по игре на фортепиано.
3. El Amor Brujo
4. Remembering You
Рэя Манзарека лет в 10 родители взялись учить игре на фортепиано. Как и любой подросток, поначалу он ненавидел занятия, но со временем понял, что музыка может быть приятным время провождением. Рэю было лет 12-13, когда он впервые услышал негритянскую музыку. В тот момент мир словно перевернулся для него. Он переслушал всего Эла Бенсона и Биг Билла Хилла, парень стал увлекаться джазом.
5. The Crystal Ship
Несомненно, что группа The Doors была востребована, пока был жив Моррисон, при всё при том, это был коллектив, где все четверо участников дополняли друг друга. Хотя лично я считаю, что связывал-то всех именно Рэй Манзарек. Помним же, что его изобретением была одновременная игра на электрооргане и на басовом электропианино. Что мы получаем? Играя на электрооргане Vox Continental, он скреплял пассажи Роби Кригера, а другой рукой, играя на Fender Rhodes Piano Bass, создавал ритм-секцию с Джоном Десмором. И делал он это просто прекрасно. Подтверждением тому являются его совместные работы с другими музыкантами. С Roy Rogers, например. Напомню, мы сегодня слушаем их альбом 2008 года «Ballads Before The Rain»
6. Love Is A Dangerous Place
7. Ruby Red Nails
За всё время работы в The Doors, Рэй Манзарек записал 9 студийных альбомов. Из них два уже после смерти Моррисона. И обе эти работы были, мягко говоря, неудачными. Потом (в 1973 и 1974 годах) были ещё две сольных работы (ну как сольных? с давними приятелями записывал). Вполне себе достойные, но малоинтересные. Десять лет студийного затишья — какие-то фортепианные концерты с вариациями на дорзовские темы. И снова альбом (1983) — рок-адаптация «Carmina Burana» Карла Орфа. И снова студийное молчание, но уже 20 лет. В «нулевые» Манзарек занялся крайне неоднозначным делом — он решил возродить The Doors. Но Денсмор согласия не дал, потому дуэт Кригер-Манзарек, со сменяющими в разных городах друг друга певцами, пустился в гастрольные туры без особого энтузиазма. Вот как к этому относиться? Считаю, что с лёгкой грустью. Не мог Рэй Манзарек своё детище вот просто так взять и забросить.
8. Riders On The Storm
Судебные тяжбы, постоянные ссоры с Джоном Денсмором, не очень удачные и вообще неудачные попытки возродить The Doors, более ли менее удачные работы в дуэтах с Michael McClure и с Roy Rogers… Сейчас всё это совершенно неважно — в отличие от того факта, что 20 мая 2013 года скончался один из менее чем десятка важнейших клавишников в истории рок-музыки Рэй Манзарек.
9. American Pastoral