Jon Lord. В стиле танца
Коллекция редкостей. Эфир от 24.01.2007 г. Александр ВинокуровДобро пожаловать на наши еженедельные часовые бдения! Сегодня обойдёмся без шутки-минутки — время дорого. Перед нами глыба рока, которую мы примемся крушить незамедлительно. А с другой стороны, эту самую глыбу крушить — только калечиться: себе дороже. Поэтому будем просто наслаждаться её…, а если быть точным, то красотой его музыки.
Добро пожаловать на наши еженедельные часовые бдения! Сегодня обойдёмся без шутки-минутки — время дорого. Перед нами глыба рока, которую мы примемся крушить незамедлительно. А с другой стороны, эту самую глыбу крушить — только калечиться: себе дороже. Поэтому будем просто наслаждаться её…, а если быть точным, то красотой его музыки.

Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. Сегодня в коллекции будет звучать «Сарабанда» Джона Лорда. Cольные работы Лорда (включая и его симфопроекты в составе Deep Purple) относятся к разряду музыки «на большого любителя». И это понятно — на потребителя удалого хард-рока в возрасте teenage, решившего поинтересоваться, что же сочиняет «тот самый клавишник» вне родного коллектива, его работы навевают скуку своей академичностью, тогда как слушатель постарше, не ограничивающий себя только роком и решивший послушать Лорда «по старой памяти», находит его сольные работы надуманными.
Альбом «Сарабанда» — это очень цельное инструментальное произведение. Если быть конкретным, то это танцевальная сюита эпохи барокко. Лорд мог себе позволить обращаться к классической музыке — образование, знаете ли, великая вещь. А знаете, как возникли большие инструментальные произведения? Они родились из танцевальной музыки. А вот как это произошло — буквально после первого трека с альбома.
01. Fantasia
Итак, большие музыкальные произведения родились из танцевальной музыки. Музыка, которая сопровождала танцы, все больше привлекала внимание людей. Ее попробовали исполнять отдельно, и это оказалось интересным. Она доставляла истинное удовольствие, выражала самые различные настроения. И вот в XVI веке появились произведения, написанные специально для того, чтобы их слушали. Составлялись они из пьес в ритме популярных танцев. Пьесы следовали друг за другом в определенном порядке, и поэтому такие произведения были названы словом «сюита»: от французского suite — последовательность. Вначале звучала спокойная и строгая аллеманда (дословный перевод с французского — «немецкая»). Этим танцем открывались балы в те далекие времена. Вторая часть сюиты — куранта. По-французски это слово значит «текущий, бегущий». И действительно, куранта подвижней аллеманды. Танцевали ее плавным скользящим шагом. Третью часть сюиты композиторы сочиняли в ритме сарабанды. Это был величавый и несколько суровый танец-шествие. Наконец, последняя, четвертая часть сюиты — живая, стремительная джига.
Джига — английский танец. Его танцевали обычно парами, а матросы — по одному. Свое название он получил от старинного смычкового инструмента, под звуки которого плясали джигу. Во времена Шекспира джигой заканчивались веселые народные представления — фарсы, а в XVII-XVIII веках она становится одним из самых любимых бальных танцев во многих странах Европы. Таким образом, сюита состояла из четырех разнохарактерных частей — аллеманды, куранты, сарабанды и джиги. В таком виде она сложилась в XVII веке. Сюита дополнялась другими частями: аллеманде предшествовала прелюдия, а между сарабандой и джигой помещались менуэт, бурре (подвижный французский танец) или гавот (грациозный танец размеренного движения). Сочинялись сюиты для лютни, клавесина и оркестра. Очень красивые и содержательные сюиты создали великие немецкие композиторы Бах и Гендель. Некоторые свои сюиты Бах назвал партитами (от итальянского partita — делить на части). В конце XVIII века сюиту вытеснили другие жанры инструментальной музыки — соната и симфония. Но со второй половины прошлого столетия композиторы вновь сочиняют сюиты — только другие, совсем не похожие на старинные. Это инструментальные произведения самого различного характера, состоят они из нескольких частей, которые связаны между собой, как правило, не так тесно, как в симфонии или сонате.
Я приветствую всех, кто только что присоединился к нам. Сегодня в программе альбом «Сарабанда» Джона Лорда. Это третий по счету сольный альбом Лорда. Он записывет его в период с 3 по 6 сентября 1975 г. в Германии близ Дюссельдорфа.
На его создание Лорда вдохновили средневековые танцевальные сюиты в стиле «барокко». Есть в альбоме и монументальные композиции, явно навеянные музыкой Баха, и легкие веселые вещицы, и даже восточные мотивы. Альбом чисто инструментальный. В записи принимали участие Венгерский филармонический оркестр, под управлением Эберхарда Шонера — того же дирижера, что помог Лорду записать и предыдущий альбом («Windows»), а также Mark Nauseef (перкуссия), Pete York (ударные), Andy Sommers (гитара), Paul Karass (бас).
2. Sarabande
Мне хочется спросить: что говорит вам слово «сарабанда»? При слове «сарабанда» так и представляются медленные и величавые арии Баха и Генделя, исполненные благородства мелодии партит, сонат и опер XVIII века. А ведь сарабанда, когда ее только начали танцевать в Испании (ок. XVI88 г.), пожалуй, в гораздо большей степени шокировала современников, нежели сегодня самый шокирующий джаз.
Сарабанда имела мавританское происхождение, и элемент восточной экзотики привносил в этот танец дополнительную экстатичность. В вышедшей в XVII09 году книге отца Марианы «De Spectaculis» целый раздел посвящен бичеванию сарабанды, которую автор обвинял в причинении гораздо большего вреда, чем опустошившая средневековую Европу бубонная чума.
На примере сарабанды, некогда бывшей притчей во языцех, мы видим, как, став музыкальной формой, она позволила величайшим композиторам выражать наиболее чистое и возвышенное парение своего духа. Популярные и, без сомнения, шокирующие публику своего времени танцы удобрили почву, на которой взошли инструментальные концерты и сонаты, а в конечном итоге — величайшая форма музыкального абсолюта — оркестровая симфония.
Музыкант с библейским именем и величественной фамилией Джон Лорд родился в британском городе Лестер 9 июня 1941 года. Детство прошло в восхищении перед отцом. Отец его, Реджиналд, играл на саксофоне в местном танцевальном оркестре и часто выступал со своей сестрой Молли в танцевальных залах и рабочих клубах. Во время войны Реджинальд был прикомандирован к Лестерской пожарной команде, при которой организовал джаз-оркестр. Чтобы малолетний сынок не болтался у матери под ногами, отец брал его на дневные танцы, и таким образом Джон Лорд с «младых ногтей» пристрастился к музыке. Она вошла в его жизнь естественным образом и стала ее неотъемлемой частью.
В доме Лордов было пианино, и приблизительно с пяти лет маленький Джон колотил по клавишам, пытаясь подобрать мелодию из репертуара папиного оркестра. С семи лет Джон начал брать уроки фортепиано и в течение десяти лет продолжал их, изучая историю музыки и композицию. И — в конце концов — в семнадцатилетнем возрасте экстерном сдал экзамены в Королевский музыкальный колледж. И тут грянула эпоха рок-н-ролла, которая круто изменила уже намечавшуюся карьеру классического музыканта. Джерри Ли Льюис, по признанию самого Лорда, сыграл в этом решающую роль.
3. Aria
Этот альбом Джона Лорда не в чистом виде танцевальная сюита. Только что отзвучала Ария (букв. — воздух) — композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением. Редко, но все же использовалось и как самостоятельное произведение. Многие композиторы XVII-XVIII вв. иногда называли ариями медленные, певучие части инструментальных сюит, которые не были написаны в форме танца. Вот у Лорда это как раз тот случай.
С другой, если вспомнить, что это танцевальная сюита эпохи барокко, то многое встает на свои места. Ведь что такое «барокко»? Вполне вероятно, что термин происходит от португ. слова barocca, обозначающего жемчужину неправильной формы. Музыкальный стиль или период в истории европейской музыки, охватывающий весь XVII и первую половину XVIII в. Первоначально термин «барокко» указывал на экстравагантность, неправильность, странность в произведениях изобразительного искусства. К музыке он стал применяться лишь в XX в. Согласно некоторым исследователям, эпоха барокко в итальянской музыке началась ок. 1570, а в музыке Англии и Испании завершилась только в конце XVIII в. Эпоха барокко отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты, инструментального и вокального концерта и, конечно же, танцевальной сюиты.
4. Gigue
Джига. Джигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; из них один и получил свое название от этого инструмента. Это быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально джига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в XVI в. Как музыкальная форма, джига приобретает устойчивые черты в инструментальной сюите XVII-XVIII вв. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. Ее отличают сложная полифоническая разработка темы, разнообразие размеров. Различные типы джиги могли сосуществовать даже в творчестве одного композитора. У Баха и Генделя этот танец получил полифоническую художественную обработку, писался в форме фуги и составлял часть сюиты. У Лорда альбом «Sarabande» — это гармоничное сплетение классических, испанских, джазовых, блюзовых элементов.
По собственному признанию Лорда, он всё время выплёскивает из себя музыку, и не может иначе. У него её уже столько, что автор потихоньку сам перестает в ней ориентироваться. Это, опять же, по его признанию.
5. Bouree
Лорд после каждого концерта Deep Purple слушает в своей уборной только классическую музыку. Она его успокаивает. Это произведения Бетховена, Шуберта, Чайковского, Моцарта. Очень любит Моцарта. Но у него есть с собой и другие вещи — Miles Davis, Led Zeppelin, Eagles. Джон Лорд вообще большой фэн Eagles. Но мы о танцах.
Бурре (фр. bourree, от bourrer — делать неожиданные скачки) — старинный французский народный танец. Возник около середины XVI в. В различных районах Франции бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С XVII в. бурре — придворный танец с характерным четным размером, быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине XVII в. вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. В 1-й половине XVIII в. бурре — один из популярных европейских танцев.
6. Pavane
Павана (испан.и итал. pavana) — танец, распространенный в XVI в. в Европе. По одной из версий, павана, или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя; по другой — танец испанского происхождения, наименование которого — от лат. pavo (павлин) — связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале XVI в. павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для паваны характерны четкость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный.
Со 2-й половины XVI в. до конца XVII в. павана существовала как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми 3-дольными танцами — гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве английских верджинелистов.
7. Caprice
Каприс, каприччо, каприччио (итал.capriccio; фр. Caprice, букв. — прихоть, каприз) — общее название инструментальных сочинений, характер которых был различен в разные исторические эпохи. В конце XVI — начале XVII вв. — инструментальная пьеса свободного (т.е. не определяемого какой-либо композиционной схемой) строения, основанная на имитации и близкая фантазии; один из истоков фуги. В конце XVIII-19 вв. каприччо — виртуозные скрипичные сочинения, в 19 в. — также романтические фортепианные пьесы.
Мелодическая концепция Deep Purple не предполагала использования фортепиано, однако Лорд, по его признанию, продолжал ежедневно заниматься на классических клавишных, «чтобы пальцы не становились ленивыми». Использовать рояль на записях ему удавалось лишь в работе над сольными альбомами ( «Sarabande» 1975, «Before I Forget» 1982, «Pictured Within» 1998).
Идея своеобразного слияния/соревнования рок-группы и классического оркестра не оставляла Лорда, и опыт Concerto был отчасти повторен с Мюнхенским камерным оркестром в 1974 г. («Windows»). Еще в период работы над «Gemini Suit»,
Джон оценил мастерство и отсутствие снобизма немецких музыкантов. Музыка была написана в сотворчестве с дирижером и композитором Эберхардом Шонером. А потом был записан «Сарабанда».
8. Finale
Джон Лорд безумно гордится своим третьим сольным альбомом. По его признанию, это, совершенно точно, лучшая из его сольных пластинок. Ничего из того, что он сделал до и после «Sarabande», не сравнится к ней. И даже «Concerto For Group And Orchestra», премьера которого состоялась 24 сентября 1969 — играли Deep Purple и Royal Philharmonic Orchestra London. Потому как это был эксперимент. Лорд просто хотел сломать ту преграду, которая отделяет рок-н-ролл от классики. И хотя Джон и постарел за это время, но музыка его осталась такой же прекрасной, как и в 60-е и 70-е годы. Блестящие импровизации, монументальные вступления, легкая серебряная капель фортепьяно, и басовые, сочные звуки органа — все это его музыка, в которую он всегда вкладывает частицу своей души.
Первый выход в эфир 15.05.2002 г.