Queen - концерт в Париже
Коллекция редкостей. Эфир от 03.04.2002 г. Александр ВинокуровЯ рад приветствовать неутомимых в своих вечных поисках любителей чего-нибудь старенького, малоизвестного, раритетного или чего-нибудь новенького, но только, как говориться, с пылу, с жару. В студии, постоянный в этом деле помощник, Александр Винокуров. И в эфире "Коллекция редкостей"
Я рад приветствовать неутомимых в своих вечных поисках любителей чего-нибудь старенького, малоизвестного, раритетного или чего-нибудь новенького, но только, как говориться, с пылу, с жару. В студии, постоянный в этом деле помощник, Александр Винокуров. И в эфире "Коллекция редкостей"
Иной раз становиться обидно, что живем мы в самом центре России. Новые релизы доходят с опозданием (вот у Тома Вейтса вышел новый альбом или даже два – пока в продаже не появились – я имею ввиду "фирмУ"), а редкостей днём с огнём не сыщешь. Но хорошо иметь не 20 $ в кармане, а 100 друзей. У них по сусекам поскребёшь и что-нибудь любопытное обнаружишь. Вот Макс Климов поделился кое-какими концертными записями группы…. Но только без излишних эмоций. Спокойно. Кое-какими концертными записями группы Queen. И сегодня послушаем их выступление в Париже в 1986 году. Более того, будем перемежать тот концертник ранними, раритетными, записями группы.
№ 1(Brighton Rock)
С июня по август 1986 г., в течение восьми недель, "Куин" провела интенсивное турне, выступив в Скандинавии, Германии, Франции, Швейцарии, Испании, Ирландии и Великобритании. Группа была популярна, как никогда. Количество заказов на билеты на два концерта на стадионе Уэмбли достигло полумиллиона, а билеты на концерт в Ньюкасле разошлись за час. Объявив о дополнительном выступлении "Куин" в парке Небуорт на пресс-конференции в августе, концертный менеджер Харви Голдсмит сообщил, что "в Ньюкасле очередь за билетами на концерт группы превысила очередь на финальный матч футбольного кубка Англии с участием "Ньюкасл Юнайтед". Манчестерский концерт побил все городские рекорды распродажи билетов.
В конце своего первого концерта в Стокгольме Фредди впервые вышел на "бис" в новом сценическом одеянии: многометровой бархатной "королевской" мантии и позолоченной короне. С тех пор на всех концертах зрители с восторгом приветствовали этот наряд.
№ 2 (A Kind of Magic)
Питер К. Хоугэн, Лондон, 1993.
Однажды Фредди Меркьюри так вкратце описал суть привлекательности "Куин": "Мне нравится, что после концерта "Куин" публика расходится, испытывая чувство переполненности зрелищем, приятного времяпрепровождения. Думаю, что песни "Куин" - это чистейший уход от реальности, подобный просмотру хорошего фильма; после сеанса зрители расходятся и говорят: "Как было здорово", - а потом возвращаются к своим проблемам. Я не стремлюсь изменить мир с помощью нашей музыки. В наших песнях нет скрытого смысла, за исключением некоторых песен Брайана. Мне нравится сочинять песни для развлечения, для потребления в современном духе. Публика может выбрасывать их, как использованные салфетки. Прослушал – понравилось, выбросил, потом бери следующую. Одноразовый поп? Да!"
Одноразовый поп был тем жанром, который наиболее всего удавался "Куин", и достаточно отменно. Не стоит чернить одноразовый поп, и независимо от того, что бы там ни говорил Фредди, "Куин" все-таки изменили мир, хотя бы тем, что каждым своим хитом на три минуты наполняли светом нашу жизнь. Не правда ли, результат выше среднего? Более того, группе удалось блистать в течение двух десятилетий, а это уже талант.
А начиналось-то с чего? Был у них один эпизод, когда Фредди, Брайан и Роджер (плюс несколько неизвестных личностей) записали кавер-версии "I Can Hear Music" (сочиненной Филом Спектором и Элли Гринич, хит "The Beach Boys") и "Going Back" (авторства Гоффин/Кинг, впервые записанной группой "Бердз"). Продюсером записи был Робин Кейбл, эти две песни И-Эм-Ай выпустила в июне на сингле под псевдонимом "Larry Lurex" ("Люрексовый Лэрри") не то пародию, не то знак уважения Гэри Глиттеру. Однако Глиттер был безумно популярен, и, вероятно, поэтому это подражательство прошло незамеченным.
№ 3 (I Can Hear Music)
Группу вел за собой один из ярчайших лидеров рока Фредди Меркьюри. Он настолько яркий, что затмевал многих, хотели они этого или нет, и был шоуменом до мозга костей, его искрометный запал был неистовым... до смеха. И не случайно: ведь именно этого он и добивался, а чувство юмора Меркьюри едва ли не превосходило его голос. Королевское название для группы Фредди выбрал намеренно, однако если вся его мишурная помпезность зачастую смотрелась просто абсурдно, он, как правило, первым признавал это; несомненно и то, что он постоянно посмеивался над собой.
Вот качество, которое мы ищем в своих друзьях (и в себе, если не совсем оглупели), вот бесспорная причина успеха "Куин". Однако Фредди был более грандиозен, чем сама жизнь, таковыми же были и его амбиции: он хотел, чтобы "Куин" была величайшей группой всех времен, поэтому он постоянно увлекал свою команду на завоевание "новых земель".
№ 4 (Under Pressure)
Брайан Мэй (родился 19 июля 1947 г. в районе Туикенэм, Лондон) закончил школу с десятью "четверками" и тремя "пятерками" и поступил в лондонский Импиризл колледж на факультет астрономии, однако, несмотря на свою сильную склонность к наукам, был одержим музыкой. Он играл на гитаре с семи лет, к пятнадцати годам уже выступал в местных любительских группах, устраивая джэмы с любыми командами, в которые его допускали играть.
Неверно то, что Мэй согласно народной молве был записан на сингле любительской группы "The Others" ("Другие") "Oh Yeah" (записанной фирмой "Fontana" в 1964 г.). В то время он был с головой погружен в долгосрочный музыкальный проект создание электрогитары собственной конструкции. Поскольку он не мог позволить себе купить "Фендер Стратокастер", о котором мечтал, Брайан с помощью своего отца начал делать гитару по собственному проекту. И отец, и сын умели работать по дереву и металлу. Гриф гитары был сделан из красного дерева твердой породы, выпиленного из камина двухсотлетней давности, дека была сработана из прочного дуба, а пружины для тремоло были извлечены из старого мотоцикла! Эта "каминная" гитара присутствует во всех величайших хитах "Куин", Мэй по сей день отдает предпочтение ей и на сцене, и в студии.
Стоимость исходных материалов составила 8 фунтов стерлингов. (В 1985 г. фирма "Гилд" начала выпуск серии авторизованных копий этого инструмента, но они стоили гораздо дороже.)
Решив, что увлечение музыкой не помешает его научной карьере, Брайан, поступив в Импириэл колледж в 1965 г., продолжал играть в составе группы "1984", которую он основал в конце 1964 г. Наивысшей точкой в карьере ребят стало их выступление в качестве разогревающей группы перед концертом Джимми Хендрикса в сентябре 1967 г. Команда, однако, распалась в начале 1968 г. из-за музыкальных разногласий, а также из-за учебы Брайана. Однако вскоре Брайан и бывший вокалист-басист из "1984" Тим Стэффелл (в то время студент колледжа искусств "Илинг") заскучали по прежней жизни и решили создать новую группу. На доске информации в здании Импириэл колледжа они поместили объявление, разыскивая для себя "ударника типа Митча Митчелла/Джинджера Бейкера". Откликнулось совсем немного ударников, всем им было устроено прослушивание; среди них оказался студент-стоматолог Роджер Тэйлор.
№ 5 (Step On Me)
Роджер Тэйлор (полное имя Роджер Меддоуз-Тэйлор, родился 26 июля 1949 г. в Норфолке) с детства хотел стать музыкантом и, несмотря на недовольство родителей, играл в разных любительских школьных группах: сначала он был гитаристом и вокалистом, а потом сел за ударную установку. После окончания школы (с семью "четверками" и тремя "пятерками") Тэйлор в октябре 1967 г. перебрался в Лондон и поступил в медицинский колледж при крупнейшей больнице Лондона. "Reaction" ("Реакция") последняя группа, в которой он играл, разошлась летом 1968 г. Так Тэйлор оказался свободным и с удовольствием присоединился к Мэю и Стэффеллу.
Ребята нарекли себя "Smile" ("Улыбка") и всю осень прорепетировали, дебютировав затем разогревающей группой перед выступлением "Пинк Флойд" в Импиризл колледже. После этого они начали регулярно давать концерты в пабах и колледжах, со временем приобретя постоянных слушателей (костяк которых, естественно, составляли студенты из Импириэла).
Несмотря на учебу, все три члена группы "Смайл" всерьез думали о музыкальной карьере, однако, не имея опыта в сфере музыкального бизнеса, они подписали крайне невыгодный контракт с фирмой "Меркьюри" в мае 1969 г. "Меркьюри" являлась американской фирмой грамзаписи, не имевшей достойного представительства на территории Великобритании, кроме как договора о розничной продаже их продукции компанией "Фонограмм".
"Смайл" была нанята на краткий период. Группе дали студийного продюсера Джона Энтони, и результатом сотрудничества стал лишь один сингл "Earth" ("Земля"), автором песни был Тим Стэффелл. На обратной стороне была записана "Step On Me" ("Наступи на меня"), авторы Стэффелл и Мэй. Сингл не имел ни малейшего успеха во многом потому, что он был выпущен лишь в Штатах (в августе 1969 г.) без каких-либо усилий по его раскрутке со стороны группы или фирмы. Он был обречен на провал и вследствие этого не был выпущен в Британии. "Меркьюри" вычеркнула "Смайл" из своего списка.
Разочаровавшись, Тим Стэффелл вышел из состава "Смайл" весной 1970 г. и сформировал свою собственную группу "Humpy Bong", оставив на произвол судьбы раздосадованных Мэя и Тэйлора. Тем временем сосед по квартире Стэффелла вместе с Тэйлором открыли магазин подержанной одежды на рынке в районе Кензингтон. Это был выпускник колледжа искусств, у него была куча идей о том, как надо организовать рок-группу. Его звали Фредди.
№ 6 (Earth)
Фредди Меркьюри появился на свет и был наречен именем Фредерик Бульсара 5 сентября 1946 г. на небольшом острове Занзибар (который сейчас входит в состав Танзании). Родители Фредди были персидского происхождения и зороастрийского вероисповедания. Фредди прожил на Занзибаре до десяти лет, после чего его направили в школу-интернат в Бомбее, где он обучался до шестнадцати лет. Революция 1964 г. на Занзибаре вынудила семью Бульсара перебраться в мирную Великобританию.
В сентябре 1966 г. Фредди поступил в колледж искусств "Илинг" (другие известные выпускники колледжа это Пит Тауншенд из "The Who", Ронни Вуд из "Роллинг Стоунз" и Роджер Раскин Спиэр из "Bonzo Dog Doo Dah Band". По окончании он получил степень бакалавра изобразительных искусств и дизайна. "Художественный колледж учит лучше чувствовать моду, на один шаг опережать ее", позднее вспоминал он.
Как и многие студенты-художники того времени, Фредди, заинтригованный возможностями поп-музыки, был верным поклонником группы "Смайл", где играл его друг Тим. Тогда Фредди был в составе команды из Ливерпуля под названием "Ibex" ("Козерог"), которая нуждалась в вокалисте (Фредди играл на гитаре, но не очень умело). Ещё две группы "Sour Milk Sea" ("Море кислого молока") и "Wreckage" ("Обломки"), в которых Фредди участвовал в последующие полгода, не добились никакого успеха, и они разошлись.
К этому времени Фредди снимал дом в районе Барнс, где он жил с ребятами из группы "Смайл" и несколькими другими студентами.
В апреле 1970 г. Фредди, Мэй и Тэйлор наконец, объединили свои музыкальные способности. Это была закономерность. Друзья заразились идеями Фредди, включая его восторженную увлеченность как Джимми Хендриксом, так и голливудским шиком Дитрих и Гарбо. План Меркьюри был достаточно прост: сочетать "тяжесть" "Лед Зеппелин" с новыми визуальными изысками. Безудержность рока плюс чувственность поп-культуры равняется успеху, утверждал Фредди. Почему бы и нет?
В то время Дэвид Боуи все еще числился в фолк-исполнителях и имел лишь один случайно удачный поп-хит, глэм и глиттер-рок еще не были изобретены (хотя Фредди был как раз тем, кто мог бы стать их родоначальником). Его естественным образцом для подражания являлся Мик Джаггер, который уже долгое время работал в этом направлении. Фредди предложил: "Давайте назовем группу "Queen" ("Королева"). Почему бы и нет?
Мэй хотел дать группе название "Grand Dance" ("Великолепный танец"), Тэйлор предложил "The Rich Kids" ("Богатые малыши"). Фредди настоял на своем. В то же время он взял себе псевдоним "Меркьюри", по имени мифологического посланника богов, возможно, полагая, что имеет некую миссию.
Новоиспеченные музыканты взяли медленный разгон. В течение всего 1970 г. они репетировали и писали новый материал, проверяя свои композиции на публике: на любительских концертах и вечеринках с друзьями. Они желали действовать наверняка. После того как за короткий срок сменились три басиста, им, наконец, повезло в феврале 1971 г. состав "Куин" был укомплектован.
Джон Дикон (родился 19 августа 1951 г. в Лестере) играл в различных школьных любительских группах перед тем, как переехать в Лондон, где он изучал электронику (спустя полгода после вступления в состав "Куин" он получил степень бакалавра). Несмотря на то, что он был на несколько лет моложе других членов группы, Джон очень быстро с ними сошелся.
Теперь, когда появился четвертый участник, Фредди создал герб группы, разработав его на основе астрологических знаков (сегодня это бы выглядело сверхнаивно, но речь идет о 1971 г.), и группа была "готова к бою". В июле 1971 г. состоялось ее первое "настоящее" выступление, и все лето "Куин" концертировал в Западном графстве (используя связи Тэйлора), а осенью в Импириэл колледже. Мэй и Дикон продолжали учебу, Тэйлор и Меркьюри все еще торговали одеждой в своем магазинчике. Решиться на уход в музыканты-профессионалы было трудно.
№ 7 (Tutti Frutti)
Финансовое положение оставалось тяжелым. Но в сентябре 1971 г., "Куин" повезло. Только что открывшейся студии "Де Лэйн Ли" (в районе Уэмбли, Северный Лондон) нужно было срочно испытать свое новое оборудование и записать звуковой материал, который можно было бы использовать в качестве рекламного образца для тех, кто, как предполагалось, занимался процветавшим тогда тяжелым роком. То есть студия активно искала группу, готовую устраивать демонстрационные выступления для потенциальных клиентов. С помощью Терри Йидона, друга Брайана Мэя, работавшего на студии, "Куин" получила этот заказ. В обмен на свои услуги группа имела неограниченное студийное время и могла сохранять все произведенные записи. До конца года "Куин" делала демонстрационные записи (инженером звукозаписи был Луи Остин из "Де Лэйн Ли"), применяя всю доступную технологию; группа завязала много новых знакомств. Однако ни одна из компаний звукозаписи, которым "Куин" направляла свои демонстрационные пленки, не заинтересовалась настолько, чтобы предложить контракт (включая И-Эм-Ай, хотя впоследствии одна из тех первых записей, композиция "The Night Comes Down", вошла в первый альбом группы, выпущенный этой фирмой).
Несмотря на отсутствие мгновенного интереса к себе, "королевское семейство" сохраняло оптимизм. Посреди всей этой бурной деятельности в жизни Фредди произошла единственная перемена. У него появилась постоянная девушка Мэри Остин, менеджер антикварного магазина "Биба", расположенного на Кензингтон Хай-стрит. Фредди целых шесть месяцев добивался ее.
№ 8 (The Night Comes Down)
Среди многих специалистов по звукотехнике, которые приходили на демонстрационные выступления "Куин" в "Де Лэйн Ли", были бывший продюсер "Смайл" Джон Энтони и его коллега Рой Томас Бейкер, оба звукоинженеры студии "Трайдент", расположенной рядом с Уордор-стрит. Бейкер только что закончил запись альбома, на котором он впервые был основным продюсером (второй альбом группы "Назарет"). Когда они зашли в студию, "Куин" прокатывала свою новую песню "Keep Yourself Alive" ("Наслаждайся жизнью"). "Я подумал тогда, как песня великолепна, вспоминает Бей-кер. Я даже забыл про студию!"
И Бейкер, и Энтони были убеждены, что "Куин" именно та группа, которую они искали, и уговорили владельцев "Трайдент" заключить контракт с группой. Несмотря на положительное впечатление от прослушанных демонстрационных записей, руководство "Трайдент" захотело посмотреть живое выступление "Куин", чтобы убедиться, хороши ли ребята "воплоти". В марте 1972 г. Бэрри Шеффилд не поленился проехать в Форест Хилл, чтобы посмотреть на выступление группы на танцах, устроенных в больничном комплексе. Ему понравилось, и через два "Трайдент" согласилась финансировать и продюсировать запись альбома "Куин", а затем разместить конечный продукт в фирме грамзаписи. В качестве жеста доброй воли "Трайдент" закупила для группы новую звукоусилительную систему и инструменты (за исключением инструмента для Брайана, который был вполне доволен гитарой собственного производства). Хотя "Куин" со скандалом ушла из "Трайдент" в 1975 г – на тот момент для группы сделка была выгодной.
№ 9 (Keep Yourself Life)
Однако "Трайдент", похоже, не слишком была уверена в правильности своего выбора. "Куин" было дозволено пользоваться студией с 24-дорожечным оборудованием, но лишь в так называемое "мертвое" время (когда она была не занята другими клиентами), в результате график записи группы был странным даже по рок-стандартам: часто запись шла с 10 утра до 13 часов, затем возобновлялась на следующий день в 4 утра. Это был кошмар, но именно подобным образом они записали альбом".
Несмотря на все сложности, группа осталась довольна записанной пластинкой. Теперь надо было подыскать фирму для выпуска ее в свет.
Джек Нелсон (за неимением кого-либо более подходящего он исполнял обязанности менеджера группы) все никак не мог пристроить первый диск группы. Он целый год бился в поисках контракта для "Куин". А им отказали абсолютно все.
№ 10 (Friends Will Be Friends)
"Friends Will Be Friends" была выпущена на сингле в июне во время турне (в хит-параде она заняла 14-е место), три месяца спустя одиночной пластинкой вышла "Who Wants То Live Forever" (поднялась до 24-го места). В июле Фредди выпустил сольный видеоминьон с четырьмя композициями: "I Was Born To Love You" ("Я рожден для любви к тебе"), "Made In Heaven" ("Сделано на небесах"), "Time" и "Living On My Own". Последний видеоклип запретили демонстрировать по телевидению, и эта кассета моментально была распродана, став коллекционной редкостью.
Когда Британская ассоциация звукозаписи объявила о награжденных по результатам 1986 года, "Куин" даже не была упомянута. В ответ на это И-Эм-Ай во время проведения церемонии награждения напечатала во всех музыкальных изданиях следующее заявление о достижениях группы в 1986 г.:
) Только в Великобритании было продано 1 774 991 альбомов "Куин".
) Первый же видеосингл "Куин" дебютировал на первом месте в видеохит-параде Великобритании 27 октября.
) Читатели "Дейли Миррор" выбрали "Куин" "самой лучшей группой" 1986 г., отдав за нее на 50% голосов больше, чем за любую другую группу.
) Художник Ричард Грей провел 918 часов, работая над оформлением обложки последнего альбома "Куин", и получил приз газеты "Дейли Экспресс" за "лучшее оформление обложки альбома".
) "Куин" выпустила концертный альбом "Live Magic" 1 декабря, и 400 000 экземпляров диска были распроданы до Рождества без раскрутки с помощью синглов.
) Хиты "Куин" выпускались не менее чем на 53 сборниках в 23 странах мира.
) По состоянию на 8 ноября среди лучших видеоклипов Британии было пять клипов "Куин".
) Читатели газеты "Сан" выбрали Фредди Меркьюри "лучшим вокалистом года".
) Слушатели "Кэпитол", наиболее популярной музыкальной радиостанции, выбрали "Куин" "лучшей группой года".
) Компания "Shell" выбрала песню группы "I Want to Break Free" в качестве основного мотива их общенациональной рекламной кампании на телевидении и радио.
) И вновь "Куин" не досталась награда Британской индустрии грамзаписи.
Спасибо, Брайан, Джон, Фредди и Роджер, мы, на И-Эм-Ай, высоко ценим вас".
Британская индустрия грамзаписи впоследствии все-таки удостоила "Куин" своей награды, но это произойдет через несколько лет.
№ 11 (We Are The Champions)