Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Julee Cruise. Манекен Дэвида Линча

Коллекция редкостей. Эфир от 30.01.2008 г. Александр Винокуров

Добрый вечер. Меня зовут Александр Винокуров. Если у вас есть сегодня желание окунуться в мир мистики и грусти, то определённо вы везучий человек. Ваши желания совпадают с вашими возможностями. Если, ко всему прочему, есть возможность слушать радио в режиме «стерео» и погромче, да еще под рукой иметь чашечку чая (кофе, знаете ли, некоторых бодрит до такой степени, что они потом полночи уснуть не могут), да ещё чтобы никто не мешал (в смысле – не отвлекал), то лучшего желать и не надо. Потому как, лучшее, как известно – враг хорошего. Итак, сегодня «Твин Пикс», часть вторая. Или не «Твин Пикс»? Или что-то другое?

Добрый вечер. Меня зовут Александр Винокуров. Если у вас есть сегодня желание окунуться в мир мистики и грусти, то определённо вы везучий человек. Ваши желания совпадают с вашими возможностями. Если, ко всему прочему, есть возможность слушать радио в режиме «стерео» и погромче, да еще под рукой иметь чашечку чая (кофе, знаете ли, некоторых бодрит до такой степени, что они потом полночи уснуть не могут), да ещё чтобы никто не мешал (в смысле – не отвлекал), то лучшего желать и не надо. Потому как, лучшее, как известно – враг хорошего. Итак, сегодня «Твин Пикс», часть вторая. Или не «Твин Пикс»? Или что-то другое?

Даже тот, кто не следил за хитросплетениями знаменитой истории Дэвида Линча «Твин Пикс», узнает дивную мелодию и манящий, воздушный голос Джули Круз. Но все же многие впервые услышали её имя именно в этом культовом сериале. Хотя «интеллектуалы» наверняка уже давно заприметили эту дамочку. И им она может быть известна по двум сольным дискам, по фильмам Линча «Blue Velvet» и «Fire, Walk With Me», по «Until the End of the World» Вима Вендерса, а также по «Индустриальной симфонии №1» Линча и Анжело Бадаламенти, написанной и поставленной специально для Круз. Музыкальный стиль, в котором она работает, часто называют dream pop или alternative pop.

Бывший «манекен Дэвида Линча» – как сама себя называет Джулии – внешне похожа на блондинистую версию Лайзы Минелли; ее манеры, ее громкий смех, ее стиль поведения выдают в ней персонажа, привыкшего находиться в центре внимания.

Звучит композиция

Круз родилась в 1957 году. С 5 лет она начала играть на разных инструментах. Гитара, фортепиано, флейта, кларнет, тромбон — всё было интересно для неё. Но больше всего она любила петь. Семья её жила в маленьком городке Кристин в штате Айова. Самый центр Америки. Население – около 8 тысяч человек (для сравнения, стадион «Химик» в Кемерове вмещает 30 тысяч). Особых условий для развития музыкальных талантов ребёнка там, конечно же, не было, но Круз, тем не менее, брала уроки. В школе, соответственно, получала все награды в музыкальных и театральных мероприятиях.

В скором времени Круз перебралась в Миннеаполис и поступила в музыкальный колледж. Естественно, она влилась в молодёжную культуру того времени. И вполне естественно, что, будучи студенткой, Круз слушала совсем не ту музыку, которую играла. Друзья, авто, наркотики, рок-н-ролл. А в свободные минуты – минуты отдыха от учёбы, друзей, авто…. и т.д. – пела в мюзиклах в местном музыкальном театре.

Звучит композиция

Круз не скрывает, что первые музыкальные эксперименты шли рука об руку с наркотическими. Поколение, чье детство пришлось на 1960-е, выросло на рок-н-ролле и наркотиках. И понятия «семья, как первичная ячейка общества» для них не существовало. Только «тусовка». Круз была настоящей party-girl. Её подвал, оборудованный стереосистемой, пользовался большой славой. Многие приходили туда, слушали иннорд Скиннард, Сантану, Эдгара Уинтера. Сейчас хоть Джули и не умалчивает, что принимала наркотики в те времена, но всё же не считает это тем, чем нужно гордиться.

До начала карьеры певицы Круз работала официанткой в ресторане American Festival Сafe. И в то время очень сильно, как говаривала моя бабушка, «прилабунивалась», поэтому особо долго нигде не задерживалась. И вот будучи официанткой, с ней произошёл обычный по тем временам случай. Однажды несла поднос с разными сладкими напитками. Была пьяна вдрызг, а координация нарушена – мозжечок не в состоянии управлять телом – и уронила весь ассортимент на пол. Все эти липкие и сладкие напитки разбрызгались и растеклись по ресторану. Вот таким способом посетители получили свою порцию. Это лишь один из инцидентов, которые с Круз случались в то время постоянно. С тех пор Джули не пьёт никаких алкогольных напитков. Вот уже лет 20. А может, и больше.

Звучит композиция

Своим успешным дебютом тогда ещё молодая и неопытная, но самобытная исполнительница всецело обязана режиссёру Дэвиду Линчу и композитору Анжело Бадаламенти. Альбом, записанный Warner Bros, и диск «Floating Into the Night» стали хитами в Billboard charts в 1990 году. Музыка была неотъемлемой частью телевизионного сериала «Твин Пикс». Саундтрек к фильму стал самым популярным за всю историю музыки в кино. Кто теперь не узнает мелодию «Falling» – знаменитую главную тему фильма?

Дэвид Линч родился в провинциальной Миссуле (штат Монтана) в 1946 году в семье ученого из Сельхоздепартамента США. Маленький Дэвид рос во вроде бы идеальном мире. Подростком Линч любил путешествовать с отцом по лесу, ему казалось, что среди густых деревьев он и родился — именно там ему было удобно и хорошо. Его страшное видение урбанистических пейзажей пришло, очевидно, от частых посещений бабушки и дедушки, живших в Нью-Йорке. Огромные давящие небоскребы большого мегаполиса не могли не наложить отпечаток на впечатлительную детскую память. Вспоминая нью-йоркские виды, Линч через много лет создаст видеоряд к «Индустриальной симфонии №1», написанной студентом Бруклинской академии музыки Анжело Бадаламенти.

Звучит композиция

А первое сотрудничество с Линчем и Бадаламенти состоялось ещё в известном классическом фильме мастера «Голубой бархат», где Джули исполнила песню «Mysteries Of Love», которая стала хитом. До этого, в 1985 году, переехав из Миннеаполиса в Нью-Йорк, Джули работала сразу в нескольких небольших шоу. Но сама она оценивала свою игру не высоко. Анжело Бадаламенти в то время был директором одного из многочисленных мюзиклов в стиле «вестерн-кантри» в East Village. А Дэвид Линч искал кого-нибудь, кто смог бы написать музыку для его будущего фильма «Голубой бархат». Джули считает, что именно Линч открыл в Бадаламенти «блестящего композитора». А Бадаламенти, в свою очередь, пригласил Джули. Он понимал, что она поёт совсем не так, как надо Линчу, но чувствовал её потенциал.

Бадаламенти на первых порах совсем не был впечатлен Линчем, он понятия не имел, что Дэвид гениальный режиссер. Молодой композитор позвонил Круз и сказал, что ему нужна певица для музыки к фильму, который снимает один странный тип, и которого зовут Дэвид Линч. Это несказанно обрадовало нашу героиню. Она-то уж знала точно, что Линч потрясающий парень с великолепными мозгами. К тому времени они перепробовали разных певиц, но Дэвиду не понравилась ни одна из них. Ему был нужен мягкий, ангельский голос. Круз тогда так пела только для домашних, ну, в смысле, для собаки своей. И никак не для публики. Но когда-то же надо что-то в своей жизни менять. Попробовала. И это оказалось то, что нужно. Состоялось сие прослушивание в 1985 году, и годом позже Круз появилась в «Голубом бархате», а песня «Misteries of Love» стала хитом.

Было решено делать альбом: Бадаламенти писал музыку, Линч был продюсером и автором текстов. Пока шла работа над альбомом, Линч параллельно снимал «Твин Пикс». Это были два совершенно разных проекта, но он решил неожиданно, что музыку для альбома можно использовать и в фильме. Благодаря фильму и голос Круз музыку с альбома «Floating Into The Night» знает чуть ли не весь мир. В 1990 году альбом долгое время был в чартах Billboard'а и стал самым успешным ТВ-саундтрэком в истории. До этого девушка из восьмитысячного городка даже не помышляла о записи диска. А после выхода на экраны «Твин Пикс» сразу же поступили предложения от Warner Bros и Virgin.

Звучит композиция

С Линчем очень интересно работать. Это признают многие. Он всегда полон энтузиазма по поводу разных идей и проектов и очень рад, если его энтузиазм находит поддержку в других людях. Но как любой гениальный человек он считает, что должен быть командиром во всем, режиссером не только в кино, но и в жизни. Все должны ему подчиняться, разделять его взгляды, интересы и увлечения. Мир должен быть устроен по Дэвиду Линчу! Он работает в режиме нон-стоп. Его творчество — это всё, о чем он думает и говорит, не только его фильмы, но и поэзия, живопись, скульптура, фотография.

На мой взгляд, самым оригинальным проектом Круз–Бадаламенти–Линч – была «Индустриальная симфония №1». Смотрел ее на видео, и должен сказать, что это впечатляющее зрелище.

«Индустриальная симфония» была частью рекламной кампании первого альбома. Она состояла в основном из «Floating Into The Night» с добавлением разговорных вступлений. На основании этой музыки Дэвид Линч сделал одноименный фильм. Warner Bros попросили Линча сделать постановку на сцене Brooklyn Academy of Music в рамках ежегодного фестиваля Next Wave Festival, идея которого родилась лет 15 назад при участии Дэвида Бирна и Лорри Андерсона. Было не очень много времени, и всё это было чистой импровизацией. Дэвид придумал всё «с ходу». Устроители фестиваля были им очень недовольны, потому что проект становился все более и более дорогостоящим. Он хотел, чтобы на сцену въезжал гигантский грузовик, чтобы использовались грандиозные пиротехнические эффекты, большое количество людей, сложный свет и т.д. По его замыслу, Круз большую часть шоу должна была провести в воздухе и петь, «летая» над сценой. И все получилось великолепно.

«Индустриальная симфония» говорит о талантах Линча гораздо больше, чем все его фильмы, потому что он выступал и в качестве оперного постановщика, и хореографа. Успех был грандиозный. К сожалению, было только два шоу, и сейчас это можно увидеть только на видео. Вряд ли когда-нибудь эта постановка будет возобновлена.

Звучит композиция

Круз заключает контракт с Линчем на 7 альбомов. Но уже второй альбом – «The Voice Of Love» (1993) – пошёл довольно трудно. Давление мэтра тяготит её. Все композиции были написаны самим Линчем и Анжело Бадаламенти. Круз была вынуждена петь в одном и том же стиле, который ей надоел к тому времени. У команды начались серьезные проблемы. Певица решает бороться за независимое творчество и настаивает на самостоятельном творческом решении нового альбома. Круз заявила Линчу, что хочет делать следующий диск сама, без него и Бадаламенти, и что готова заплатить Линчу те деньги, которые он мог бы получить от продажи этого диска, но только чтобы в буклете не было его имени. Линч, разумеется, вспылил и сказал, что Круз вообще никогда не сможет выпустить ни одного альбома. Противостояние вылилось в скандал, который разрешил суд. Джули отстояла независимость, но навсегда потеряла расположение Дэвида Линча.

Ну, должен был в жизни Круз наступить момент, когда она должна была сказать «до свидания» своему Учителю, который не хотел с ней расставаться. С тех пор они не разговаривают. Линч настолько зол на Круз, что в толстенной автобиографии не упомянул Круз ни разу! Пожалуй, это лучший комплимент. Могущественный и талантливый Дэвид Линч никак не может забыть певичку из мюзикла.

Звучит композиция

Вот и расстались – грустная фраза. Да и дело тоже грустное. Главное, не пуститься во все тяжкие после расставания. У Круз с самооценкой всё в порядке. Как это модно говорить, «она была адекватна сама себе». Далее. Вы помните, я упоминал о любви Круз к разного рода инструментам и стремлению освоить игру на них? Гитара, фортепиано, флейта, кларнет, тромбон. Со временем это увлечение не прошло. Джули оканчивает Университет Дрейна по классу французского рожка, и некоторое время работает в школьных оркестрах. Затем она возрождается в качестве артистки мюзиклов. Во время гастролей в Нью-Йорке ей поступает предложение от Фреда Шнайдера, солиста B-52's. Он искал замену солистке. Джули влилась в состав и участвовала в последнем мировом туре группы, в 1992 году, по Северной и Южной Америке и Европе.

Звучит композиция

Гастрольные темпы Круз не сбавила и впоследствии. Как сольная артистка Джули выступала на самых престижных площадках мира — лондонском Palladium, на открытии Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. В том же году Джули открывала Каннский Международный кинофестиваль.

12 октября 1993 года певица выпустила новый альбом «The Voice Of Love». Многие заметили сходство этого альбома с предыдущим, но певица была удовлетворена работой. Немудрено, ведь Бадаламенти продолжал сотрудничество с Джули Круз. Он оказал помощь в записи ее второго альбома. Затем, вместе с U2, REM, k. d. lang и другими Джули Круз принимала участие в кинематографическом проекте Вима Вендерса «Until The End Of The World».

Сейчас Джули пишет музыку, вместе с мужем Эдом живёт в Манхеттене. У неё две собаки и много творческих идей. В одном из интервью Джули призналась: «Если бы я выбирала, на какой концерт пойти, я бы выбрала Мадонну, а не Бьорк». Она совершенствует свой голос, и даже сделала пластическую операцию в области носа для того, чтобы добиться чистоты звука. Джули очень серьёзно подходит к своему творчеству и её известность — плод упорной работы над собой. Она изменилась. Все пагубные привычки в прошлом. В будущем же — новые музыкальные темы.

Звучит композиция

Первый эфир 6.02.2002 г.

Показать текст программы целиком