Twin Peaks. Тайна не раскрыта
Коллекция редкостей. Эфир от 23.01.2008 г. Александр ВинокуровДобрый вечер всем, кто музыку слушает не мимоходом, а с чувством, с толком, с расстановкой. Кто, прежде чем принять решение, нравится или нет, слушает альбом по нескольку раз. И пытается найти рациональное зерно. Меня зовут Александр Винокуров. Честно говоря, я даже не знаю, о чём вести речь сегодня – о творчестве композитора, о творчестве режиссёра, о звуковой дорожке к фильму или о самом фильме. Всё это так неразрывно связано. Бадаламенти, Линч, музыка, Твин Пикс.
Добрый вечер всем, кто музыку слушает не мимоходом, а с чувством, с толком, с расстановкой. Кто, прежде чем принять решение, нравится или нет, слушает альбом по нескольку раз. И пытается найти рациональное зерно. Меня зовут Александр Винокуров. Честно говоря, я даже не знаю, о чём вести речь сегодня – о творчестве композитора, о творчестве режиссёра, о звуковой дорожке к фильму или о самом фильме. Всё это так неразрывно связано. Бадаламенти, Линч, музыка, Твин Пикс.
Среди других звуковых дорожек (или – на заграничный манер – саундтреков) альбом с музыкой к детективно-мистическому сериалу «Твин Пикс» выделяется тем, что спрос на него не прекратился сразу вслед за исчезновением из эфира самого фильма. Вот уже почти 12 лет на Западе и около семи лет в нашей стране он пользуется устойчивой популярностью. Причина в том, что подобных волшебных гармоний вы не услышите больше нигде. Весь материал для «Твин Пикса» написал, можно сказать, культовый авангардно-джазовый композитор Анжело Бадаламенти. Его ни на что не похожая, с легким психоделическим оттенком музыка завораживает и поражает. Она то рассказывает о высшей любви, то повествует о леденящих душу ужасе и смерти. Иногда её «озвучивает» своим пронзительным вокалом Джулия Круз — одна из талантливейших певиц современной поп-сцены. Саундтрек к фильму стал самым популярным за всю историю музыки в кино. Кто теперь не узнает мелодию «Falling» – знаменитую главную тему фильма?
11. Falling (Vocal by Julee Cruise)
Анжело Бадаламенти родился 22 марта 1937 года в Нью-Джерси (США). Композиции и игре на рояле учился в Истменской и Манхэттенской музыкальных школах. После окончания учебы работал как аранжировщик и аккомпаниатор. Хотя писать музыку для кино начал в 1973 году, всё-таки известным стал благодаря своим работам с Дэвидом Линчем. Началось их сотрудничество с «Синего бархата» (1986 год), а особенную популярность принес Анжело Бадаламенти культовый сериал «Твин Пикс» (1990 — 1991).
Дэвид Линч — самый странный и самый скандальный режиссер Америки. Ему нравится шокировать и дразнить зрителей. Только он мог снять детективный телесериал, в котором так и не раскрывается тайна убийства. Миллионы поклонников сериала «Твин Пикc» выходили на демонстрации, скандируя: «Мы требуем ответа: кто убил Лору Палмер!» — всё тщетно.
01. Twin Peaks Theme (Instrumental)
Анжело Бадаламенти родился в семье итальянца и американки. В то время его звали Энди Бадале. Несмотря на все теории наших дней относительно того, что ребенок будет таким, каким ему суждено быть от рождения, мне кажется, что во многом все зависит и от среды, в которой он растет. Анжело Бадаламенти вырос, слушая оперу, классическую музыку и джаз, а затем пошел учиться в Eastman School Of Music, которая отличалась от многих других своей высокой репутацией, а затем в Manhattan School Of Music.
Он долго искал себя, перепробовал много всего, но успеха достиг лишь после того, как стал сотрудничать с режиссером Дэвидом Линчем. Это случилось в 1986 году. Тогда Линч снял картину «Blue Velvet» — для которой Анжело написал свою первую звуковую дорожку. Композитором музыки для этого фильма он стал совершенно случайно. Его пригласили в качестве преподавателя по вокалу для актрисы Изабеллы Росселини, и только потом Линч, узнав о таланте Бадаламенти, пригласил его в качестве композитора.
Линч – довольно странный тип. Такое ощущение, что он живёт только в своём мире. И никого не замечает и не любит кроме себя. Наверное, по-настоящему Дэвид был влюблен в другого человека только один раз. Однажды он с приятелем зашел в ресторан и увидел красивую незнакомку. Без тени смущения он уставился на девушку и произнёс, что она так прекрасна, что могла бы выдавать себя за дочь Ингрид Бергман. После такого комплимента красотка заразительно рассмеялась. Ее смех подхватил и приятель Дэвида. Дело в том, что это и была дочь Ингрид Бергман — Изабелла Росселлини! Четыре года Изабелла была музой Дэвида. Именно Линч сделал ее знаменитой, сняв в фильме «Голубой бархат».
02. Laura Palmer's Theme (Instrumental)
Инфернальный Дэвид Линч родился, как ни странно, не в аду, а в провинциальной Миссуле (штат Монтана) 20 января 1946 года, в семье ученого из Сельхоздепартамента США.
Этот человек грациозно и ловко управляет нашими эмоциями. Мастера готической прозы еще давным-давно писали о том, что чистый ужас, испытываемый читателем, и является тем самым желанным катарсисом, о котором так много говорили античные теоретики. Линч — очередное тому подтверждение. Причем, по мнению режиссера, человек странен и страшен в любых ситуациях. Именно поэтому Линч с такой легкостью манипулирует жанрами.
Этот режиссер умеет делать искусство из всего: даже из самой коммерческой продукции – сериала. Телеверсия «Твин Пикса», несмотря на свою странность, пользовалась и пользуется колоссальным успехом. Сам Линч говорит: «Это потрясающее — находить что-то загадочное и таинственное в сознании — то, что нужно чувствовать интуитивно, а не то, что подносится на блюдечке. В таких моментах и заключается красота кино, однако, почему-то это мало кто понимает. Сейчас большинство фильмов очевидны и понятны, смотря их, люди перестают мыслить».
И ещё один момент. Считается, что человек искусства должен быть вне политики. (Действующий человек политики, а не такой, как Говорухин). Если вспомнить о политике, то (для кого-то это станет откровением) Дэвид Линч – республиканец. Республиканцем он стал не столько по идеологическим соображениям, сколько по финансовым. Он невероятно любит деньги, он настолько жаден и скуп, что предпочитает ездить на метро, экономя деньги на такси. Дэвид, наверное, единственный миллионер, который ездит в метро!
03. Audrey's Dance (Instrumental)
Но вернёмся к Бадаламенти. Бадаламенти совсем не был впечатлен Линчем, он понятия не имел, что Линч гениальный режиссер. В поисках женского голоса он просто позвонил Джули Круз и сказал, что ему нужна певица для музыки к фильму, который снимает один странный тип, которого зовут Дэвид Линч. К тому времени они перепробовали разных исполнительниц, но Линчу не понравилась ни одна. Ему был нужен какой-то мягкий, ангельский голос. Круз попробовала, и оказалось то, что нужно.
Это было в 1985 году, и годом позже песня «Misteries of Love» из «Голубого бархата» стала хитом. После чего Круз, которая даже мечтать не могла о записи диска, получила предложения от Warner Bros и Virgin. Но это отдельная история. Вы её послушаете через неделю.
Имя Джули Круз (Julee Cruise) практически неизвестно в России. Но даже тот, кто не следил за хитросплетениями знаменитой истории «Твин Пикс», узнает дивную мелодию и манящий, воздушный голос Джули. Многие впервые услышали её имя именно в этом культовом сериале. Но интеллектуалы наверняка уже давно заприметили эту дамочку. Музыкальный стиль, в котором она работает, часто называют dream pop или alternative pop.
Бывший «манекен Дэвида Линча» – как сама себя называет Джулии – внешне похожа на блондинистую версию Лайзы Минелли. Джули родилась в 1957 году. Семья жила в небольшом американском городке Кристин, штат Айова. С 5 лет она начала играть на разных инструментах. Но больше всего она любила петь. Ещё в школе Джули получала награды всех местных музыкальных и театральных фестивалей. Затем она поступает в музыкальный колледж в Миннеаполисе. Там она вливается в молодёжную культуру того времени, крепко замешанную на алкоголе, наркотиках и рок-н-ролле. Сейчас хоть Джули и не скрывает, что принимала наркотики в те времена, но всё же не считает это тем, чем нужно гордиться. До начала своей карьеры певицы Джули успела поработать официанткой в ресторане и была уволена – за пьянство. С тех пор Джули не пьёт никаких алкогольных напитков. Вот уже лет 20. Или что-то около того.
Своим успешным дебютом тогда ещё молодая и неопытная, но самобытная исполнительница всецело обязана режиссёру Дэвиду Линчу и композитору Анжело Бадаламенти. Альбом, записанный Warner Bros и диск «Floating Into the Night» стали хитами в Billboard charts в 1990 году.
Как сольная артистка Джули выступала на самых престижных площадках мира — например, в лондонском Palladium. Её голос звучал на открытии Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. В том же году Джули открывала Каннский Международный кинофестиваль.
Сейчас Джули пишет музыку, вместе с мужем Эдом живёт в Манхеттене. У неё две собаки и много творческих идей. Она совершенствует свой голос, и даже сделала пластическую операцию в области носа для того, чтобы добиться чистоты звука. Джули очень серьёзно подходит к своему творчеству и её известность — плод упорной работы над собой. Она изменилась. Все пагубные привычки в прошлом. В будущем же — новые музыкальные темы.
04. The Nightingale (Vocal by Julee Cruise)
Затем последовала работа Бадалменти над музыкой к еще нескольким фильмам, в том числе, «Кошмару на улице Вязов-3». И все-таки именно «Твин Пикс» стал основной вехой на пути к успеху Бадалменти. Этому способствовал как сам фильм, так и музыка Анжело, которую многие считают лучшей в его карьере. Ее неординарность и необычность, но в то же время легкость ее восприятия наполнили фильм красками, без которых его теперь трудно представить.
Первоначально «Твин Пикс» задумывался как несколько серий, никто не планировал, что это будет такой длинный. К концу этого фильма устали все – и, прежде всего Линч, который прекратил работу, не в силах довести ее до конца. Он хотел сделать что-то такое, чего ни один серьезный режиссер до него не делал. Этот сериал от начала и до конца отражает характер Линча, многие персонажи в нем говорят как Линч, мыслят, как Линч, даже ведут себя, как Линч. Люди не видели ничего подобного на ТВ – этим и объясняется феноменальный успех «Твин Пикс» во всем мире.
После того, как сериал «умер» в Америке, началось его грандиозное шествие по Латинской Америке, Европе, Новой Зеландии, Австралии, Японии и даже Африке. Он до сих пор идет в разных странах, и зрители сходят с ума, мучаясь вопросом «Кто убил Лауру Палмер?»
05. Freshly Squeezed (Instrumental)
В принципе, эту звуковую дорожку в некоторой степени нельзя назвать работой Бадаламенти – это, скорее, совместная работа. Так, во время написания музыки они с Линчем настраивали друг друга. Например, при написании «Laura Theme», где тяжелое и мрачное начало сменяется музыкой, полной неимоверной красоты и света, Линч говорил, чтобы Анжело представил себя пробирающимся ночью в одиночку через темный лес, а затем перед ним появляется прекрасная девушка… Форма работы с музыкантом напоминает работу Тома Уэйтса. Он своим музыкантам тоже рисовал ассоциации.
В это же время Бадаламенти записывал «Industrial Symphony №1» в Бруклинской Академии музыки. Она состояла в основном из «Floating Into The Night» с добавлением разговорных вступлений. На основании этой музыки Дэвид Линч сделал одноименный фильм. Это, наверное, самый оригинальный проект Дэвида Линча. Я смотрел его на видео, и должен сказать, что это действительно впечатляющее зрелище.
06. The Bookhouse Boys (Instrumental)
«Симфония» имела очень большой успех. И она стала органичной частью рекламной компании первого альбома Джули Круз. Warner Bros предложили Линчу сделать эту постановку на сцене Brooklyn Academy of Music в рамках ежегодного фестиваля Next Wave Festival, идея которого родилась лет пятнадцать назад при участии Дэвида Бирна, Лорри Андерсон и некоторых других «альтернативных» музыкантов.
Было очень мало времени, и всё это было чистой импровизацией. Линч придумал всё «с ходу». Устроители фестиваля были им очень недовольны, потому что проект становился все более и более дорогостоящим. Он хотел, чтобы на сцену въезжал гигантский грузовик, чтобы использовались грандиозные пиротехнические эффекты, большое количество людей, сложный свет и т. д. По его замыслу, Джули Круз большую часть шоу должна была провести в воздухе и петь, «летая» над сценой.
Все говорили Линчу, что это не кино, здесь это невозможно, это же оперная сцена, но он настоял на своем, и все получилось великолепно.
«Индустриальная симфония» говорит о талантах Линча гораздо больше, чем все его фильмы, потому что он выступал здесь и в качестве оперного постановщика, и хореографа. Успех был грандиозный. К сожалению, было только два шоу, и сейчас это можно увидеть только на видео у меломанов. Вряд ли когда-нибудь оно будет возобновлено.
07. Into The Night (Vocal by Julee Cruise)
В 1990 году Анжело Бадаламенти написал музыку к фильму «World At Heart», которая отличалась от того, что он делал раньше. Это был самый настоящий новоорлеанский джаз.
В 1992 году вышло продолжение «Твин Пикс» под названием «Twin Peaks: Fire Walk With Me», музыку к которому также написал Бадаламенти. Эта работа сильнее, чем саундтрек к первому фильму. Впечатление такое, будто значительно расширилась звуковая палитра автора, а также сказалась работа над «Wild At Heart», так как в музыке стало гораздо больше джазовых элементов. Как и на звуковой дорожке к первой части, в записи принимала участие Джули Круз («Questions In A World Of Blue»).
В дальнейшем Бадаламенти продолжил свое сотрудничество с Круз, оказав помощь в записи ее второго альбома «The Voice Of Love».
08. Night Life In Twin Peaks (Instrumental)
После «Твин Пикс» Бадаламенти и другие, кто работал над этим фильмом, решили еще раз попробовать себя на телевидении. Результатом стала неудавшаяся комедия «On The Air», съемки которой были прекращены после трех из семи эпизодов. В 1993 году Линч и Бадаламенти вместе работали над шоу «Hotel Room». Из трех эпизодов два еще были на что-то годны, но третий был просто ужасен.
Затем Линч и Бадаламенти на некоторое время расстались. Анжело написал музыку к телефильму «Witch Hunt» и фильму «Naked In New York». В 1995 году он написал великолепный номер для французского фильма «The City Of Lost Children», а также записал вместе с Мэриэн Фэйсфул «Secret Life» для этого же фильма. Примерно в то же время Бадаламенти записал проект «Booth And The Bad Angel» с Тимом Бутом из группы JAMES. Помимо них в проекте участвовал Брайан Ино – на подпевках!
09. Dance Of The Dream Man (Instrumental)
В 1996 году Анжело вернулся в Прагу, где он в свое время написал музыку к «Blue Velvet» и многим другим. Эта своеобразная попытка обрести вдохновение удалась, и Бадаламенти написал несколько композиций для нового фильма Дэвида Линча «Lost Highway». Здесь видно, что, несмотря ни на что, Бадаламенти прекрасно понимает суть фильмов Линча и прекрасно передает их настроение. Сам композитор в интервью сказал, что музыка для «The Lost Highway» — это лучшее из того, что он когда-либо писал.
Сейчас он живет в Нью-Джерси и работает в небольшой студии в Манхэттэне. Он по-прежнему считает себя джазменом, но иногда любит послушать The Beatles. Маэстро продолжает жить, продолжает творить и удивлять.
P. S. 9 ноября 2001 года в клубе «Б-2» состоялся единственный московский концерт Джули Круз. Певица, чьи характерный голос и песни хорошо знакомы миллионам телезрителей по сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс», исполнила самые известные композиции из своего репертуара. Основу столичного выступления составили песни из ее культового альбома «Floating Into The Night», а также треки с музыкой Анжело Бадаламенти, вошедшие во многие известные картины Дэвида Линча, Вима Вендерса и других режиссеров.
В этом месяце должна была выйти DVD-версия сериала Дэвида Линча «Twin Peaks». Сюрреалистическое телешоу впервые появилось на ABC в 1990 году, ввело зрителей в полуявь-полусон Линча и довольно быстро приобрело культовый статус. История расследования специальным агентом ФБР Дейлом Купером убийства Лоры Палмер поделена на семь эпизодов, записанных на четырех дисках. Переизданный сериал стал первой телепрограммой в формате DTS. Особо интересен новый формат для тревожной и давящей музыки Анжело Бадаламенти — одного из лучших саундтреков, когда-либо написанных для телевидения.
Сам Линч не появляется на DVD, ни в изображениях, ни в интервью. Ибо как сказано им: «Twin Peaks имеет собственные правила, и настроение, и путь бытия…».
10. Love Theme From Twin Peaks (Instrumental)
Первый эфир 30.01.2002 г.