Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Bjork. Уникальное сумасшествие

Коллекция редкостей. Эфир от 27.06.2007 г. Александр Винокуров

Привет тебе, заплутавший в волнах эфира путник. Это Кузбасс FM — для ориентира. 102,3 МГц в Кемерове и 103 в Новокузнецке. Зови меня просто Александр. Если интересует фамилия, скрывать не стану — Винокуров. Каждую среду в 22:00 я появляюсь именно здесь, чтобы провести программу «Коллекция редкостей». В этом выпуске хочу представить тебе Бьорк в совершенно необычной для нее ипостаси — исполнительницы популярных в туманных 1950-х исландских джазовых, или если быть точным, то околоджазовых песенок. Пластинка была записана вместе с трио Gudmundar Ingolfssonar в 1990 году. Все кто уже ознакомился с раритетом, считают альбом великолепным. Кстати, он издавался только в Исландии. Сразу замечу, что мои познания исландского не позволяют переводить названия песен.

Привет тебе, заплутавший в волнах эфира путник. Это Кузбасс FM — для ориентира. 102,3 МГц в Кемерове и 103 в Новокузнецке. Зови меня просто Александр. Если интересует фамилия, скрывать не стану — Винокуров. Каждую среду в 22:00 я появляюсь именно здесь, чтобы провести программу «Коллекция редкостей». В этом выпуске хочу представить тебе Бьорк в совершенно необычной для нее ипостаси — исполнительницы популярных в туманных 1950-х исландских джазовых, или если быть точным, то околоджазовых песенок. Пластинка была записана вместе с трио Gudmundar Ingolfssonar в 1990 году. Все кто уже ознакомился с раритетом, считают альбом великолепным. Кстати, он издавался только в Исландии. Сразу замечу, что мои познания исландского не позволяют переводить названия песен.

Трек №1

У Бьорк странная слава. Одни считают её уникальной певицей, другие не могут дослушать до конца ни одной её песни и называют её сумасшедшей. Бьорк действительно неординарна: сама сочиняет музыку, записывает песни, организует гастроли и не терпит диктата. Но при этом она очень человечна и верна друзьям. Как она однажды заметила в одном из интервью, готова умереть за тех людей, с кем была связана в разные периоды своей жизни, и за тех, кто не судит ее и всегда готов поддержать.

Трек №2

Исландия гордится своими национальными эльфами, троллями и прочими существами не от мира сего, к коим причисляется и доселе не разгаданная Бьорк. Слушать Бьорк почти модно, но еще более стильно — гордо о ней молчать. Учитывая, что аналогов ее музыке нет, я не претендую на исчерпываемость характеристик — ты можешь сам проанализировать факты и составить собственную карту взаимоотношений с этим взрывом, бурей, тишиной, тенью. Называй как хочешь. О ней можно узнать все (если постараться). Тем не менее, на пространствах ее официального сайта сам черт ногу сломит — сам покопался, пришлось собирать мозги по кусочкам, чтобы найти там то, что требуется. И нужно помнить, что никогда не удастся узнать её. Впрочем, можно выучить исландский — тогда то, о чем она бормочет в своих песнях, сможет обернуться чем-то словесным.

Трек №3

Жила-была маленькая исландская девочка — там, где людей с младенчества приучают существовать в гармонии с природой, где музыка исходит от добрых духов и сказочных существ и где люди очень редко болеют, потому что умеют лечиться травами и корешками. Родилась она 21 ноября 1965 года и по документам звалась Bjork Gudmundsdottir. Мать: Хильдур Руна Хойксдоттир. Отец: Гудмундур Гуннарссон. Гудмундсдоуттир — не фамилия Бьорк, а отчество. Буквально: «Дочь Гудмунда». В современной Исландии до сих пор существует древняя традиция давать детям три имени, из которых одно является отчеством и используется вместо фамилии.

Трек №4

По большому счету, ее звали не Бьорк, но если не знаешь исландского, точная информация о транскрипции этого имени вряд ли поможет. На самом деле вместо Бьорк надо говорить что-то вроде «Бьйеарк», только это «название» оказалось не по зубам и губам американцам, поэтому они пришли к наиболее традиционной трактовке. При большом желании можно послушать, как произносится имя Бьорк.

Трек №5

Одна из самых диких вокалисток во всей популярной музыке, Bjork провела большую часть жизни, создавая виртуозную, экспериментальную музыку. Музыку, которая игнорирует рамки классификации. Те, кто знают ее только по соло, могут быть удивлены узнав, что она выпустила альбомы с тремя отдельными группами. Фактически этот эксцентричный и оригинальный талант имел некоторую меру известности, уже тогда, когда ему было шестнадцать…

Трек №6

Когда Bjork родилась в Рейкьявике, Исландии не было известно, что она когда-нибудь станет не только всемирно известным исландским музыкантом, но и чуть ли не самым узнаваемым гражданином страны. Будучи ребенком, она изучала флейту, фортепьяно, и вокал, и к 1979 году она присоединилась к своей первой группе. Нельзя не отметить, что Бьорк в свои 15 оканчивает музыкальную школу и становится единственной ученицей, проучившейся все 10 лет. Чуть позже я расскажу, о каких трех коллективах до начала сольного творчества шла речь выше; пока же хочу заметить, почему Бьорк предпочла флейту и вокал фортепиано. Но прежде музыка.

Трек №7

Так вот, почему же Бьорк предпочла флейту и вокал фортепиано. У каждого есть какие-то свои «фишки» — клаустрофобия, страх высоты, что-то, чего нельзя объяснить. «Фишкой» Бьорк всегда был кислород, с детства. Братик с ней часто шутил следующим образом: шарфиком душил. Вдобавок, когда ей было пять лет, она случайно закрылась в футляре из-под аккордеона. Вот это все развилось в особую фобию. Поэтому Бьорк любит инструменты, в которых есть кислород… Она не любит пианино и сочиняет музыку на органе… Поэтому пение для нее — скорей физическая необходимость.

Трек №8

Итак, в пятнадцать, то есть, в 1980 году Бьорк собрала свою первую группу Tappi Tikarass (перевод довольно грубый: «Заткни стерве зад»), на которую мощно повлияли Siouxsie и Banshees. До этого тоже была тройка команд, но это было несерьезно. 1979 — Spit And Snot («Плевок и Харчок») в духе «Sex Pistols». 1980 — Exodus. Затем следует сотрудничество с JAM80, которое длится ещё короче, чем с Exodus. Одно выступление — и сейчас уже никто не помнит, как они тогда звучали.

В 1982 году две песни Tappi Tikarass были включены в документальный фильм об Исландской Новой Волне, который назывался «Рок в Рейкьявике», и в результате Bjork была скоро признана одним из наиболее многообещающих талантов.

В 1983 году Bjork и другие звезды Исландской Новой Волны создают группу Kukl. Один рейкьявикский ди-джей решил уйти с радио, громко хлопнув дверью, и собрал всех звезд «новой волны» и панка. Состав подобрался до того хороший, что музыканты решают продолжить выступать как группа, но уже под названием Kukl (с древнеисландского — это «колдовство» или «волшебство»). Бьорк тоже была среди них. За следующие два года Бьорк с группой производят на свет два альбома, посещают Европу, и начинают разрабатывать джазовый, политический пост-панк. Но в середине 1986 года с Kukl было покончено.

А в 1986 году появляются Sugarcubes. Это отдельная история. Мы их тоже послушаем, но в другой раз. У меня есть их дебютный альбом «Life's Too Good» (1988), который стал пусть небольшим, но зато культовым хитом по обеим сторонам Атлантики.

Но в 1992 году из-за размолвок внутри группы Бьорк ушла из Sugarcubes, тем самым положив конец ее существованию. Кроме того, еще в 1990 году Бьорк успела сыграть с джазовым ансамблем Trio Gudmundar Ingolfssonar и выпустить с ним альбом «Gling-Glo». Мы его сегодня и слушаем.

Трек №9

Напомню, в 1990 году Bjork сделала запись «Gling Glo» — альбом традиционных исландских мелодий джаза совместно с би-боп группой «Трио Гудмундура Ингольфссона» (Гудмундур Ингольфссон — пианино, Гудмундур Стейнгримссон — ударные, Тордур Хогнасон — бас-гитара). Трио было достаточно популярно в Исландии, поэтому Бьорк, с детства неравнодушная к джазу, хорошо была знакома с их работами. Впервые она увидела трио воочию во время их выступлений в местных ночных клубах. И они произвели на нее сильное впечатление. Но мировую известность трио приобретает благодаря альбому «Gling Glo», записанному совместно с Бьорк. Альбом моментально становится платиновым. Но вышел он только в Исландии. Позже, ставший уже классикой, компакт-диск был переиздан году в 1997 более крупным тиражом, а также выпущен на виниле.

Трек №10

Свою работу с Трио Гудмундура Ингольфссона Бьорк начала с нескольких совместных выступлений в ночных клубах — ее голос идеально подходил для джазового вокала. Это на неё произвело довольно сильное впечатление. Вместе они звучали просто отлично и из этого обязательно должно было выйти нечто большее, чем пара ночных сейшенов.

Трек №11

В 1989 году в Исландии самым популярным музыкальным радиошоу была Godravina Fundur («Среди Хороших Друзей»). В числе групп, приглашенных для участия в шоу, было и трио Гудмундура Ингольфссона. Гудмундур Стейнгримссон предложил пригласить Бьорк в качестве вокалистки для этого шоу. Он считал её голос идеально подходящим для джазового вокала. Когда был составлен список песен, Магнус Тор Йонссон снабдил Бьорк оригинальными джазовыми записями из своей коллекции. Эти записи использовались ею только как справочный материал. Когда пришло время писать аранжировки, Бьорк все сделала по-своему. В результате традиционный джазовый стиль трио подвергся уникальному влиянию Бьорк и родилось великолепное шоу, записанное в Отеле Борг в 1989 году и позднее переданное в шоу «Среди хороших друзей».

Трек №12

Лонгплэй стал естественным продолжением этого концерта, и «BadTase» («Плохой Вкус») — компания, созданная Бьорк и её друзьями, приступила к работе. Для лонгплэя 1990 года было записано 14 песен. Удивительно то, что музыкантам для этого понадобилось всего 17 часов совместной студийной работы (одновременная запись вокального и инструментальных треков является традиционным способом записи джазовой музыки, это дает спонтанный, но более естественный результат). Когда позднее для компакт-диска потребовались дополнительные треки, 15 и 16 песни («Ruby Baby» и «I Can't Help Loving That Man») были взяты из записи 1989 года в Отеле Борг. Название для компакт-диска предложила жена Гудмундура Стейнгримссона, Хельга.

Трек №13

С тех пор «Gling Glo» приобрел множество преданных фанов во всем мире, став бестселлером Smekkleysa на все времена. Таким оброазом, лучшее исландское джазовое трио «Трио Гудмундура Ингольфссона», благодаря альбому «Gling Glo», записанному музыкантами совместно с Бьорк, стало известно во всём мире. Компания OLI перевыпустила эту пластинку в декабре 1997 года. Также существовали записи нескольких живых выступлений, но после того как Гудмундур умер в 1992 году от рака, Бьорк решила не выпускать их.

Трек №14

Вообще, увлечения Бьорк живой музыкой не случайны. Хотя после ухода из Sugarcubes она и говорила, что устала от барабанов, баса и особенно гитар, но все же уже во времена своей сольной карьеры была замечена в обществе джазовой арфистки Корки Хейл, пожилой дамы, которая могла перебирать струны арфы, доводя Бьорк до слёз. Они даже хотели сделать совместный проект, но музыка Бьорк не простирается так далеко, чтобы объединить два разных поколения, поэтому они решают сделать каверы на любимые вещи Бьорк, но только «Like Someone In Love» и «I Remember You» будут выпущены официально.

Или, к примеру Эвелин Гленни. Очень известная в мире классической музыки, виртуозная перкуссионистка. Они записали вместе две песни: «My Spine» и «Oxygen». Обе песни вошли в альбом Бьорк «The Greatest Hits», а «My Spine», кроме того, ещё и в альбом «Telegram».

Трек №15

Бьорк всегда нравился экстрим, поэтому в 1996-ом она принимает участие в 40-минутном выступлении вместе с Лионским Оперным Оркестром, которым дирижирует Кент Неган. Они играют Шонберга. Это разговорно-певческое представление, которое потребовало три месяца репетиций. Записи этого выступления никогда не будут официально выпущены, так как в здании запрещают любые записывающие устройства, но кто-то из зрителей всё же проносит магнитофон… А «The Brodsky Quartet»? С ним Бьорк работает очень давно и плодотворно.

Трек №16

Бьорк скромна, но отчаянно талантлива и в приличной степени не от мира сего. Многие сравнивают ее с эксцентричной Йоко Оно, хотя мне кажется, что Йоко добивалась успеха в основном за чей-то счет, в то время как Бьорк всего достигла сама.

А еще она хочет продолжать работать с музыкой все больше и больше. Ибо, по собственному признанию, ей быстро становится скучно. Поэтому и приходится каждый день находить что-то новое. Но по большому счету, даже не нужно искать и находить. Потому что все и так есть. Книги, фильмы и просто люди. Вот это и имеет значение.

Спасибо тебе, пилигрим радиоволн, за то, что со вниманием выслушал меня. Эта программа называется «Коллекция редкостей». Запомни, если понравилось. Еще встретимся.

Первый эфир 12.12.2001 г.

Показать текст программы целиком