Луиджи Малерба «Змея»
Чтение без разбору. Эфир от 22.01.2009 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о писателе по имени Луиджи Малерба и о его книге «Змея».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о писателе по имени Луиджи Малерба и о его книге «Змея».
Вообще, Луиджи Малербу почитают живым классиком итальянской литературы XX века. И прежде всего он прославился как раз книгой «Змея» — странным, пугающим романом, написанным лихорадочно ярко, нервно, истерично, с невероятной сюжетной линией или, точнее говоря, с историей болезни главного героя-рассказчика.
Книга под названием «Змея» — это роман-паранойя, роман-сумасшествие. Роман о том, что торговцу почтовыми марками не суждено летать, о том, как невыносимы выдуманные измены, о том, как заниматься любовью, подчиняя этот процесс музыкальным ритмам легкого венского марша или нежнейших ноктюрнов Шопена… Это книга обо всем и ни о чем. Книга, в которой практически невозможно провести грань между сном и явью, между реальностью и порождением больного рассудка, между вычитанным из газет и происходящим с героем — да и где искать эти границы, если мир наш до того абсурден, что люди едят людей, нищие пытаются взлететь, прыгнув с моста, собаки глумливо скалятся по ту сторону витрины магазина, а утешение можно найти только в желании хоть как-то упорядочить весь этот хаос.
Вся книга словно бы наполнена словами-невидимками. Никто здесь не говорит прямо, все ищут скрытые смыслы, а самые страшные известия и события облекаются в самые невинные фразы. Язык диалогов в этом романе похож на ребусы, на таинственные иероглифы, на клубок свившихся ядовитых змей. Язык с привкусом детектива, приправленный роскошным, рассыпающимся драгоценным сверканием авторским стилем. Язык, способный рисовать захватывающие картины сражений и бурных любовных сцен, а порой и чуть заметно улыбнуться над персонажами…
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам «Книжного обозрения». Об удивительно стильной и немного странной книге Луиджи Малербы «Змея» рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».