Albert Collins. Мастер «Телекастера»
Коллекция редкостей. Эфир от 19.09.2007 г. Александр ВинокуровМузыка — гениальнейшее изобретение человечества. Разнообразие жанров и направлений доходит до того, что чуть ли не отдельно взятый исполнитель сам выдумывает название своего стиля. Но есть музыка, которая будет вечной. Она стара как мир. Потому что истинно народна. Я говорю о блюзе. Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров.
Музыка — гениальнейшее изобретение человечества. Разнообразие жанров и направлений доходит до того, что чуть ли не отдельно взятый исполнитель сам выдумывает название своего стиля. Но есть музыка, которая будет вечной. Она стара как мир. Потому что истинно народна. Я говорю о блюзе. Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров.
Кажется, что все великие блюзовые гитаристы происходят родом из Техаса. Альберт Коллинз не был исключением. Он родился 3 октября 1932 года в городе Леона, милях в ста от Хьюстона. По матери он приходился двоюродным братом бессмертному гитаристу Лайтнингу Хопкинсу. Но, несмотря на такую аристократическую гитарную родословную, первым пристрастием Коллинза было фортепиано. Им он начал заниматься в шесть лет, а к гитаре обратился потому, что сложно было найти учителя. Коллинза признали не сразу, но его концертные выступления воспринимались очень шумно и многие молодые гитаристы отмечали его влияние на свою игру.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию концертник Альберта Коллинза совместно с голландской группой «Barrelhouse». Было в 1988 году. В городе Мюнхен.
01. Frosty (4:35)
Его называли Мастером Телекастера, The Ice Man, Хьюстонским Смерчем (The Houston Twister) и Бритвой (The Razor Blade). За свое более чем двадцатипятилетнее царствование на блюзовом престоле Альберт Коллинз заслужил все эти прозвища, а вместе с ними и восхищение своих коллег, ведущих музыкантов блюза, среди которых — Фредди Кинг, Альберт Кинг, Эрик Клэптон, Стиви Рэй Воэн, Джордж Торогуд, Роберт Крэй и множество других. Вдобавок, большинство из них считают его своим близким другом, а зачастую — и учителем. Коллинз прославился, прежде всего, моментально узнаваемым звуком гитары — чрезвычайно резким, громким, насыщенным, напряженным, а также склонностью давать композициям названия, связанные с холодом и с морозом, хотя характерный саунд («cool sound») гитариста можно назвать скорее обжигающим, жалящим, горячим — в противоположность тому, как он называл свои пьесы.
02. Honey Hush (5:33)
Рад приветствовать всех, кто только что присоединился к армии любителей музыки вообще — и блюза, в частности. Говорят, что блюз — это когда хорошему человеку плохо. Может быть. Но этого нельзя сказать в отношении Альберт Коллинза. Он такого даёт жару, что медленные композиции даже у сентиментальных дам слезу не вызовут. Скорее, зарядят положительной энергией и придадут бодрости и оптимизма.
В этом вы сможете убедиться сами, если решите дослушать концертный альбом Альберта Коллниза 1988 года в Мюнхене. Он выступал совместно с голландской группой «Barrelhouse». Эта команда когда-то аккомпанировала Оскару Бентону. В 1967 году он закончил обучение игре на мандолине и скрипке и сформировал группу «Oscar Benton Blues Band». Успех был ошеломительный, а в 1974 году Бентон покидает группу. Оставшиеся участники коллектива, сменили название на «Barrelhouse» и пригласили вокалистку по имени Tineke Schoenmaker. (Вообще-то, «Баррелхаус» — это обозначение «нестрогого» музыкального стиля, который имеет прямое отношение к местам, в которых он родился, а именно — к трактирам, кабачкам, сараям, салунам. Первые баррелхаусы были деревянными сооружениями с земляными полами, распространенными в начале XX века на американском Юге). Так вот, музыкальная деятельность группы «Barrelhouse» сложилась не то, чтобы весьма удачно, но среди блюзменов они пользовались уважением. Не было бы это так — не состоялось бы их выступление с Альбертом Коллинзом.
За свою жизнь Коллинз встречал, вместе играл и записывался, ездил в туры с самыми разными музыкантами. И не только блюзменами. Он играл с Фрэнком Заппой, Гранд Фанк, Двейном Аллманом и записывался с Айком и Тиной Тернер. За последние 25 лет своего творчества Альберт Коллинз играл практически с каждым значительным блюзовым музыкантом. Он был одним из самых популярных исполнителей на американских и европейских концертах и фестивалях. Коллинз записывался с такими музыкантами как Джонни Копленд и Роберт Крэй (альбом 1986 г. «Showdown!», получивший «Грэмми»), Джек Брюс, Дэвид Боуи, Гэри Мур и Джон Зорн. Несколько выступлений на телевидении и съёмки в фильме «Adventures in Babysitting» 1987 г. еще больше упрочили репутацию Коллинза. А его выступление на всемирно транслировавшемся концерте Live-Aid вместе с его близким другом Джорджем Торогудом смотрели более полутора миллиарда зрителей!
03. I've got a mind to travel (7:17)
Альберт Коллинз родился 1 октября 1932 г. в техасском фермерском поселке Леоне. Находился он в 125 милях от Хьюстона, столицы Техаса. Население посёлка составляло 165 человек. В 1939 г. фермер, на которого работал отец Альберта, умер, и семья Коллинзов перебралась в хьюстонское негритянское гетто, Third Ward. Именно здесь парень впервые заинтересовался блюзом. (В то же время по соседству росли будущие гитаристы Джонни Копленд и Джонни «Guitar» Ватсон.) Характерно, что сперва Альберт увлекался джамп-блюзом (популярный в 1930-е гг. стиль, имеющий больше общего с джазом; исполнялся обычно составом из нескольких духовых, вокала и ритм-секции — фортепьяно, бас, ударные). Его любимыми музыкантами были Луи Джордан и Джимми Лансфорд, чьи пластинки он знал с одиннадцати лет.
О занятиях музыкой серьезно заставили задуматься юного Альберта Коллинза ориентированные на фанк электроорганисты Джимми МакГрифф и Джимми Смит. Именно электроорган стал первым инструментом Альберта.
Альберт начал брать уроки фортепиано, но вскоре бросил и занялся гитарой. Как утверждает легенда, переключиться на гитару Коллинза заставил вор, укравший его элекроорган. Смене инструментальных пристрастий Альберта покровительствовал старший двоюродный брат, Виллоу Янг, тоже родственник тогдашнего короля Хьюстонского акустического блюза, Сэма «Lightnin’» Хопкинса. Говорю тоже, ибо Коллинз по материнской линии был родственником Хопкинса.
Учиться играть Альберт Коллинз начал на самодельном инструменте из сигарной коробки с приделанным грифом и струнами из проволоки. Вскоре в обмен на работу в огороде соседский плотник сделал ему настоящую гитару из дуба, и даже положил внутрь несколько погремушек от гремучей змеи для улучшения резонанса. После покупки своего «Телекастера» Альберт еще долго хранил этот инструмент.
04. Don't loose your cool (5:24)
Как только Альберту Коллинзу в руки попала гитара, про пианино он забыл напрочь. Виллоу Янг не только научил его основам гитарной игры, но и показал два открытых строя, которыми музыкант пользовался всё время.
Те, кто играл в Техасе в 1940-е гг.– либо пытался звучать как Ти-Боун Уокер, либо в два раза упорнее пытался сыграть не как он — так велико было влияние Ти-Боун Уокера. Альберт Коллинз избрал второй путь, поскольку предпочел другой звук, которого он мог добиться, сочетая открытый строй с игрой пальцами.
Перестроенная гитара, каподастр на седьмом или восьмом ладу и игра пальцами вместо медиатора — вот характерный, неповторимый «Коллинз-саунд». Когда он уже неплохо играл, Альберт попытался переучиться на стандартный строй, но через пару недель бросил и стал настраивать гитару по-прежнему. Звук был всегда для него очень важен. «Когда я начал играть, — говорит он в интервью журналу «Guitar World», — Я старался звучать иначе, чем другие. Я слушал и Би Би Кинга, и Ти-Боун Уокера, и Гитар Слима и всегда старался избегать такого же звука — а играть в своем собственном стиле. Минорный строй и каподастр для этого очень важны. Я начал использовать каподастр после встречи с Гейтмауф Брауном. Он сильно на меня тогда повлиял. В 1950-х (продолжаю цитировать) Гейт был звездой и всегда был в разъездах. Но когда мне удавалось его поймать, мы всегда разговаривали о музыке. Кстати, я довольно долго играл на полуакустическом Эпифоне, пока впервые не увидел Гейтовский «Фендер Сквайр». Я тут же пошел и тоже купил себе «Сквайр»; это было в 1952 году. Он долго у меня был, а потом я приобрел «Телекастер», и с тех пор играю только на нем». Конец цитаты.
Коллинз пару раз пытался играть медиатором. Но не нравилось ему это, и все тут. Конечно, медиатором можно играть быстрее. Но Коллинз справлялся. Более того, ему нравилось чувствовать гитару под пальцами.
Интересно, что и джазовый гитарист Вес Монтгомери — один из любимых музыкантов Коллинза — избегал медиаторов. Он тоже предпочитал звук игры пальцами, несмотря на потерю в скорости. Люди, знакомые с их музыкой, согласятся, впрочем, что у обоих было достаточно скорости, чтобы сыграть то, что им захочется. Игра пальцами ничуть им не мешала. Зато они многое приобрели в других областях — контроле и, главное, звуке.
05. Blue river rising (5:34)
Под руководством Виллоу Янга Коллинз быстро прогрессировал как гитарист. Многому он научился и с любимых пластинок. К шестнадцати годам он уже играл вечерами в одном из хьюстонских ночных клубов, возглавляя трио (гитара/фортепиано/ударные). Владельцы клуба были друзьями его родителей и заодно присматривали за юным Альбертом. Группа играла там каждую пятницу и субботу, а через полгода к ним присоединился басист. Хотя к тому времени Альберт уже взялся за электрогитару, они все еще играли песни Lightnin’ Хопкинса. Это была музыка, которую люди хотели слушать. Хопкинс тогда был на большом подъеме. Через год Альберт перебрался в клуб «Манхеттен» в Галвстоне и два следующих года экспериментировал, добавив духовую секцию. Постепенно он научился органично совмещать их со своей ритм-секцией, ориентированной на гитару. Техасские блюзовые группы в основном были довольно большими, и блюзмены привыкли работать с духовыми. Альберт хотел собрать именно такую, смешанную, группу, с которой бы куда чаще приглашали играть в хорошие клубы, и с которой легче можно было бы сделать себе имя среди техасских музыкантов.
Его группа играла по всему Техасу, Миссиссипи, Луизиане, Новом Орлеане. Этот тур расширил музыкальные пристрастия Коллинза, который с готовностью воспринимал все, что слышал. По его собственным словам, за четыре года, проведенные на дороге, он стал по-новому воспринимать гитару; он приобрел неповторимый инструментальный почерк, начал развивать свою музыкальную индивидуальность.
06. Cock it on the wall (3:43)
К середине 1950-х Альберт Коллинз опять осел в Хьюстоне. Хотя ему пришлось найти «дневную» работу, чтобы оплатить накопившиеся долги, он продолжал играть, не распуская свою группу, и оттачивал приобретенные навыки, совершенствовал свой персональный стиль. В 1958 г. он записал свой первый сингл, «The Freeze / Collins Shuffle» вышедший на маленьком хьюстонском лейбле Kangaroo. Пластинка имела успех и принесла Альберту вместе с известностью возможность бросить побочные работы и заниматься только музыкой. Его начали приглашать на совместные концерты такие светила как Гейтмауф, Ти-Бон Уокер и Гитар Слим. По горячим следам Коллинз записал целую серию инструментальных блюзов с фанковым звучанием, среди них «De-Frost» и «Albert’s Alley». Коллинз вспоминает, как на этой сессии он впервые встретил двух подростков-фанатов — Джонни Винтера и Дженис Джоплин. Примерно в это же время на туре Литл Ричарда Альберт встретил Джими Хендрикса, тогда еще тощего подростка-гитариста. В 1960-е Альберт Коллинз продолжал играть в блюзовых клубах родного города, время от времени выезжая на короткие туры. Остальной блюзовый мир знал о нем по синглам, периодически выходившим на маленьких техасских лейблах.
В конце 1968 года судьба музыканта, наконец, начала меняться. Он встретился с певцом группы «Canned Heat» Бобом Хайтом, который был давним поклонником музыки Коллинза. Когда «Canned Heat» впервые попали на гастроли в Хьюстон, Хайт решил его разыскать. И Хайт, и гитарист группы Генри Вестин были ошеломлены мощью и выразительностью игры Коллинза, а, кроме того, манерой спрыгивать в толпу, волоча за собой тридцатиметровый провод, и бродить, играя, по аудитории. Этот трюк Альберт освоил, когда увидел в 1953 году саксофониста Биг Джея Макнелли, прогуливающимся во время концерта между слушателей. Когда «Canned Heat» вернулись в Калифорнию, музыканты с восторгом рассказывали о фантастическом гитаристе из Техаса.
07. Conversation with Collins (9:10)
Три альбома, записанные на Imperial Records – «Love Can Be Found Anywhere» (1969), «Trash Talkin’» (1969) и «The Compleat Albert Collins» (1970) — представили американским слушателям Коллинза в лучшей форме. Мощная, искрометная игра; уникальная музыкальная концепция и, главное, самозабвенная, сокрушительная интенсивность, звенящая в каждой ноте его «Телекастера» — все это, наконец, стало доступно не только его друзьям и соседям, не только кучке энтузиастов блюза, но и широкой публике. Эти альбомы установили его репутацию в мире блюза. В это же время Альберт переехал в Лос-Анджелес, где быстро стал одним из самых популярных музыкантов на бьющей ключом блюзовой сцене Западного побережья. Он играл в лос-анджелесском Эш Гров, в сан-францисских Филморе и Матриксе (престижные концертные залы), да и везде, куда его заносил блюзовый бум конца 1960-х. Казалось, наконец-то пришло его время — но нет. Как это бывает, безвкусица в очередной раз восторжествовала, и мода на блюз сменилась модой на хард-рок, а чуть погодя — и вовсе на диско.
Во второй половине 1980-х Коллинз был весьма востребован в проектах своих коллег — в том числе, и в других жанрах. Его гитара звучит на альбомах той поры Дэвида Боуи, Джо Волша и Гэри Мура; как солист, он выступил при записи «Блюзового концерта», написанного специально для него авангардным композитором и саксофонистом Джоном Зорном; Коллинза даже пригласили на небольшую роль в кинокомедии и использовали его гитару в саундтреке. Коллинз создал звук непревзойденной яркости и поразительного диапазона. Сущность его индивидуальности кроется в большой степени в его собственном голосе. Кроме того, он умел находить вдохновение в повседневных звуках, изображая с помощью гитары машину, пытающуюся стартовать морозным утром, кудахтанье курицы на заднем дворе или разговорные ритмы домашнего спора.
Коллинз сохранил свою пальцевую атаку правой руки — несмотря на попытки Фредди Кинга и других «переучить» его, чтобы он пользовался простым медиатором или медиатором для большого пальца. Как легендарный Уэс Монтгомери, тоже игравший голым большим пальцем, Альберт больше ценил звук, чем скорость, и его звук узнавался моментально. Мозоли на его большом и указательном пальцах были жесткими, как медиаторы, а за счет использования пальцев он мог быстро переходить с низких струн на высокие и наоборот.
Коллинз, по сути дела, жил в дороге, ведя свой личный автобус от концерта к концерту и поражая аудиторию неувядающей энергией. В 1993 году прошли слухи, что здоровье Коллинза в опасности, и вскорости стало известно, что он страдает неизлечимой формой рака. Коллинз умер 24 ноября 1993 года в своем доме в Лас-Вегасе. Болезнь диагностировали в июле того же года в Швейцарии во время его европейского тура. Коллинзу был всего 61 год, и, как утверждают хорошо знавшие его, в частности, жена Гвендолин, написавшая несколько известных песен мужа, фактически до самой смерти Эл не расставался с любимым «Телекастером».
08. Frosty (4:35)
Первый эфир 03.03.2004 г.