Игорь Гельбах «Утерянный Блюм»
Чтение без разбору. Эфир от 24.06.2009 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге Игоря Гельбаха «Утерянный Блюм».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге Игоря Гельбаха «Утерянный Блюм».
Книжка эта вкратце вот о чем: Человек, отчего-то прозванный Блюмом (настоящая его фамилия — Тамарин), живет — а вернее, жил до того, как утерялся — в Тбилиси. Сначала он работал математиком в НИИ, а потом вдруг стал художником и художественным экспертом. Почему и как он потерялся так никто и не понял. Но, возможно, некоторый свет на его исчезновение может пролить его особая теория о путешествиях во времени.
Честно говоря, книга Игоря Гельбаха совсем не из простых и легких чтений. Нужно запастись изрядным терпением и силой духа уже для того, чтобы освоить её хотя бы самым поверхностным образом — на уровне событийного ряда. Понамешано здесь много всего: переплетающиеся сюжетные линии, пересекающиеся исторические времена и автобиографические ассоциации героев, всплывающие из сложных философских рассуждений о сущности времени; пейзажные и языковые красоты, энциклопедизм познаний автора… Все это вызывает безмерное восхищение, но одновременно заставляет голову пухнуть и, тяжелея, проваливаться в сон.
Тем не менее, если вы все-таки исхитритесь и, заранее приготовив полтора десятка баллонов крепкого кофе, прочитаете эту книгу, потратив на чтение неделю бессонных ночей, то будете вознаграждены знакомством с одним из, возможно, лучших русскоязычных романов последнего времени.
Очень грустная тенденция, наметившаяся в последнее время заключается в том, что вещи, написанные по-настоящему мощно, читать до того тяжело, что в конечном итоге читают их чуть ли не одни критики да члены жюри литературных конкурсов. Обычный читатель от таких книг шарахается и, преисполнившись комплекса неполноценности, бежит утешаться если не, прости господи, Дарьей Донцовой, то уж точно каким-нибудь Коэльо или Мураками.
И жалко при этом их обоих, и читателя, и писателя, которые, как поется в одной песне, «не видят друг друга, проходят мимо друг друга». И совершенно непонятно, что в такой ситуации делать. Заставить хороших авторов писать «попроще»? Невозможно — это их сильно обеднит, да и потом, как известно «каждый пишет, как он дышит». Попытаться научить читателей корпеть и мучиться над текстами, сделать из них настоящих литературоведов? Бесполезно, в мире, где есть кино и казино, читателя за трудную, хотя и хорошую книжку калачом не заманишь. Так что, похоже на то, что отдаление читателя от писателя процесс уже необратимый.
В замечательном же, безо всяких оговорок, романе Игоря Гельбаха озадачивает и интригует многое. Почему героя зовут Блюм и что же это за Блюм такой? Кто его утерял и в чем тут вообще фишка? Ответа на эти вопросы, возникающие в самом начале, читателю придется ждать до самого конца романа. Но ведь этим дело не ограничивается. Мало—мальские события — и те начинаются не сначала, а где-то в районе сотой страницы, до которой ещё нужно пилить и пилить сквозь густые дебри. Нет, правда, при всем уважении к автору, читателя-простачка тоже понять можно — это же прямо издевательство какое-то. Но, в любом случае, если вы считаете себя человеком усидчивым и терпеливым — роман Игоря Гельбаха «Утерянный Блюм» для вас.
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам «Книжного обозрения». У микрофона работал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».