Хелен Филдинг «Причина успеха»
Чтение без разбору. Эфир от 25.06.2009 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о женском романе, за который не стыдно. А именно — о книге Хелен Филдинг «Причина успеха».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о женском романе, за который не стыдно. А именно — о книге Хелен Филдинг «Причина успеха».
Роман «Причина Успеха» — это дебютное литературное произведение той самой Хелен Филдинг, которая впоследствии прославилась «Дневником Бриджит Джонс». Действие романа разворачивается одновременно в двух местах: в блестящем мире лондонских знаменитостей и в Африке, в лагере голодающих африканских беженцев. Пока одни спускают по несколько тысяч фунтов на то, чтобы избавиться от лишнего жира, другие пытаются бороться с саранчой и неурожаем. На фоне столь эффектного контраста разворачивается полная курьезов жизнь молодой англичанки.
Вначале книги юная Рози Ричардсон — обычная для своего поколения девушка. Она закончила какой-то сельскохозяйственный факультет в безвестном университете и пытается найти свое законное место в Лондоне. Ей это, в общем и целом, вполне удается, особенно в сравнении с ровесницами. Уже одно начало жизни Рози обещает очень и очень многое: кроме работы рекламным агентом в некоем крупном издательстве, ей достается ещё и бойфренд прямо с телеэкрана.
Оливер Марчант — известный ведущий передач об искусстве, красавец, сердцеед и отъявленный псих. Знакомство и отношения с ним делают из Рози своего рода Золушку. Проблема заключается лишь в том, что из нее вышла совсем не та Золушка, которая стала принцессой, а та, которая драила котлы и спала в золе. Массу нервных клеток убивает уже одно привыкание к законам мира знаменитостей, а уж то, до какой степени не подарок Оливер, способно и вовсе довести до психоза. По сравнению с такой жизнью даже работа с африканскими беженцами покажется раем. Так что совсем не удивительно, что именно там она в конце концов и оказывается.
Все, кто любит Хелен Филдинг, любят её за честность и самоиронию. Все это при ней и в романе «Причина успеха», несмотря на такие щекотливые темы, как знаменитости и голодающие Африки. То, как просто, хладнокровно и в то же время аккуратно Филдинг с ними обращается, вызывает восхищение. Попытайтесь растащить две эти сюжетные линии врозь, и из них получатся два довольно заурядных романа — любовный и производственный. А у Филдинг они не только органично слиты, но и придают друг другу настоящий смысл.
Очень многие читатели с претензией на безупречный вкус искренне презирают так называемую «женскую литературу» и называют множество на то причин. Дескать, она однобока, однообразна, приземленна и соплива. Нет в ней метафизики, есть только сплетни и бредни, а если и случаются размышления, то сводятся они к трем темам: «Что бы надеть?», «Как похудеть?» и «Любит ли он меня?».
Положа руку на сердце, приходится признать, что, в общем и целом, эти читатели с претензией правы. Исключения, конечно, есть, но исчисляются они единицами и тонут в огромной волне довольно-таки однотипного женского чтива. Однако возможен и другой поворот темы: не все то хорошо, что метафизика. Если выбирать между хорошим женским романом и дурной метафизикой, то гораздо лучше женский роман.
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам «Книжного обозрения». О книге Хелен Филдинг «Причина успеха» рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».