Джеймс Грэм Баллард «Фабрика грез unlimited»
Чтение без разбору. Эфир от 26.06.2009 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге Джеймса Грэма Балларда «Фабрика грез unlimited».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге Джеймса Грэма Балларда «Фабрика грез unlimited».
Сюжет этой книги очень даже любопытен. Молодой человек, которого вечно ото всюду выгоняли и у которого никогда ничего не получалось, как надо, закончил тем, что, не умея толком летать, украл чей-то самолет и свалился вместе с ним в воды Темзы где-то в районе городка Шеппертона, что в пятнадцати милях к западу от Лондона. Впрочем, закончил он этим лишь свою старую, неправильную и ущербную жизнь. Вместо нее своим падением он начал новую, полную невероятных событий жизнь языческого бога.
Джеймс Грэм Баллард — писатель, в общем то, уже старый (родился в 1930-ом, а «Фабрику грез» написал в 1979-ом), писатель именитый и расхваленный на всевозможные лады прославленными соотечественниками. Характеристики вроде «один из лучших» и «выдающийся», особенно в устах уважаемых людей — это вам не просто так. А уж если добавить к этому ещё и тот факт, что по книгам Балларда кино снимали не кто-нибудь, а Дэвид Кроненберг и Стивен Спилберг, то и вовсе караул. Беря в руки книгу такого автора, как-то заранее преисполняешься священным ужасом и благоговением.
Сюжет, лежащий в основе романа Балларда, наверное, самый старый из всех когда-либо порожденных человеческой культурой сюжетов. Это сюжет о жизни божества, умирающего и воскресающего вместе со всем сущим миром. «Фабрика грез» — это, в сущности, древнейший миф, ироничный, богато расцвеченный аллюзиями чуть ли не на всю мировую литературу, но ничуть не потерявший от этого своей серьезности и темной первобытной силы.
Герой, называющий себя Блейком, всю жизнь мучается смутными желаниями и пытается то оплодотворить ямку в земле, то оживить мертвеца, то летать при помощи мускульной силы, то вжать в себя другого человека. Совершенно никому непонятный и потому не нужный, он, тем не менее, одержим твердой уверенностью, что все это неспроста. И действительно, настает час, когда он обретает какую-то мистическую силу, и может превращаться то в птицу, то в рыбу, то в оленя. Он разбрызгивает по всему городу свое семя, отчего повсюду вырастают диковинные цветы и деревья. Он излечивает больных наложением окровавленных рук. Он заставляет жителей родного города раздаривать все друг другу и ходить по улицам голыми.
Однако не следует воспринимать его «деяния» слишком уж всерьез. Описывая весь этот хипповский рай, автор едва ли предавал герою пафосное значение «истинного мессии» нового мира: если бы так оно и было, то роман был бы не более чем психоделической агиткой. Не надо забывать, что и время, в которое роман писался, уже давным-давно разочаровалось в идее цветочной революции. Происходящее в романе настолько же смешно, насколько и величественно.
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам «Книжного обозрения». О книге Джеймса Грэма Балларда «Фабрика грез unlimited» рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».