Дэвид Херлихи «История велосипеда»
Чтение без разбору. Эфир от 03.12.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге, посвященной самому передовому когда-то виду транспорта. Написал её Дэвид Херлихи, и называется она «История велосипеда».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я расскажу вам о книге, посвященной самому передовому когда-то виду транспорта. Написал её Дэвид Херлихи, и называется она «История велосипеда».
Начну с главного: перед нами настоящий шедевр. Писатель по фамилии Херлихи написал удивительную по силе и красоте историю велосипеда как культурного объекта. Издатели эту инициативу поддержали, и вот мы уже держим в руках достойнейший труд, вдумчиво и едко написанный, изданный ярко, но без китча. Я купил себе эту книгу, хотя у меня нет велосипеда.
Дэвид Херлихи, понятное дело, получил вдохновение напрямую из детства. В начале 70-ых, будучи американским подростком, он стал жертвой повального увлечения модными европейскими моделями велосипедов с десятью скоростями (немыслимая роскошь для подростка советского). Велосипедный мир с тех пор сильно изменился — многие технологии, которые когда-то были доступны лишь профессионалам, сегодня присутствуют на любом детском велике. Кстати, на планете сейчас почти миллиард велосипедов — цифра и вправду весьма внушительная.
В самом начале 19 века один британский журнал писал о том, что наиболее выдающимся изобретением механики станет изобретение машины для путешествий, приводимой в движение без участия лошадей или других животных. Но чудо свершилось лишь в конце того же 19 века. Именно тогда появился современный двухколесный велосипед, дополненный цепью и шинами. Последствия этой технологической революции были заметны любому: именно велосипед стал одной из важнейших причин отказа от викторианского стиля в дамском костюме. Женщины стали носить более свободное платье, чтобы иметь возможность кататься на велосипеде наравне с мужчинами. Фотографии женщины на велосипеде, сделанные в те годы, до сих пор остаются символом нового мира. Другим следствием культа велосипеда стало создание в США «движения за хорошие дороги», что в конечном итоге привело к созданию национальной системы междугородных трасс. Технологическая же база производства велосипедов стала, как легко догадаться, основой зарождающейся автомобильной промышленности. «Даже первые заправочные станции, — пишет Херлихи, — были открыты владельцем сети мастерских по починке велосипедов». Братья Райт, создавшие первый самолет, работали над его прототипами в своей велосипедной мастерской. Или вот ещё такой шокирующий факт: Harley-Davidson первоначально был велосипедом.
Вы слушали ежедневную программу «Чтение без разбору». На волнах радио «Кузбасс FM» о книге Дэвида Херлихи «История велосипеда» рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».