Маргарет Дуди «Афинский яд»
Чтение без разбору. Эфир от 27.08.2009 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я собираюсь рассказать вам о книге Маргарет Дуди «Афинский яд», повествующей о жизни в Древней Греции.
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня я собираюсь рассказать вам о книге Маргарет Дуди «Афинский яд», повествующей о жизни в Древней Греции.
Жизнь в Древней Греции была простая и скучная, как в дальнем гарнизоне. Ни тебе телевизора, ни шопинга, ни даже пляжного отдыха. Все война да маневры, все друг друга знают в лицо, а уж идеологический контроль — куда там советским замполитам! Не дай бог спьяну чего сболтнуть — тут же дело заведут и свидетелей начнут подыскивать…
Впрочем, от дальнего гарнизона Древнюю Грецию отличало одно важное обстоятельство: греки искренне верили в силу слова. Дела делами, но важно было правильно, в соответствии с канонами риторического искусства, говорить. По крайней мере, в общественных местах. Если верить писательнице Маргарет Дуди, встретившись случайно, древние греки вели долгие и, с нашей точки зрения, довольно нудные беседы. О растениях, о демократии, о видах на урожай и о международном положении…
Кстати говоря, богатые жители Афин были, по существу, довольно бедными людьми. Главным имуществом в Афинах считались рабы. Что толку в земле или в большом хозяйстве, если там некому работать? А работать прирожденный афинянин никак не мог себе позволить. Торговать немножко или там речь косноязычному гражданину за деньги написать — ещё куда ни шло. Но работать… А потому хороший раб стоил дорого — и подчас становился источником затяжных конфликтов. Тогда шли в суд — и уж тут можно было вдоволь насладиться ораторским искусством сторон.
И всё бы хорошо, но вот злодейски убит, отравлен цикутой Ортобул, состоятельный гражданин, с которым из-за красивой рабыни безуспешно судился жадный и мелочный Эргокл. Но цикутой отравить не так-то просто — нужно знать, как её приготовить, да ещё заставить жертву выпить этот яд, ибо уж больно мерзко пахнет это питье. Да к тому же цикута в Афинах — государственный яд, с её помощью казнят государственных преступников. И постоянный запас цикуты хранится под охраной у официального палача, который знает, как обращаться с этим снадобьем, и хранит этот запас в целости и сохранности.
Хотя в этой книге занимательной Греции куда больше, чем детектива, надо отдать должное автору: интрига сделана крепко и, что немаловажно в исторических детективах, перед нами именно древнегреческий детектив, а не современная развлекуха в античных декорациях. Герои думают и действуют именно так, как поступали бы древние греки в соответствии с тогдашними представлениями о морали, праве и долге. С нашей точки зрения — не всегда разумно, не всегда нравственно и уж точно всегда не политкорректно. Как и подобает в обществе, где женщины не смеют показаться на мужской половине дома, мальчики созданы для любви, а рабы — это всего лишь говорящие орудия.
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам «Книжного обозрения». О книге Маргарет Дуди «Афинский яд» рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».