Натаниэль Лакенмайер «Чертова дюжина. История одного суеверия»
Чтение без разбору. Эфир от 13.10.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Натаниэля Лакенмайера «Чёртова дюжина. История одного суеверия».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Натаниэля Лакенмайера «Чёртова дюжина. История одного суеверия».
Число 13 — давний спутник человечества. Многие считают этого спутника зловещим и несчастливым — истоки, видимо, следует искать в глубинах древности, откуда взялись и числа вообще, и многое другое. И вот здесь начинается самое интересное, а если быть точным — книга Натаниэля Лакенмайера.
Если же быть совсем точным, книга о числе 13 начинается все-таки с удивительной находки — со старого альбома с беспорядочными газетными вырезками, который содержит среди прочего заметку о взрыве некоего «Клуба Тринадцати» и ранении трех его завсегдатаев. Нет, перед нами вовсе не детектив, но нечто не менее увлекательное. Упомянутые клубы, как мы узнаем впоследствии, существовали во многих североамериканских штатах и объединяли самых видных представителей общественности. Деятельность этих заведений была самой благородной — они боролись с суевериями и с голодом. Устроение роскошных обедов в «Клубе Тринадцати» предполагало наличие разбитых зеркал, рассыпанной по столам соли, и изысканных кушаний, подаваемых в миниатюрных гробах. Но самое главное заключалось в том, что гости усаживались за стол по тринадцать человек. Именно к поверью о «тринадцати за столом», ныне совершенно забытом, и восходит дурная слава числа 13.
Как мы видим, трискаидекофобия — а у боязни числа «тринадцать» именно такое красивое имя — может принимать довольно угрожающие формы. Дальше ещё интереснее. Если вера в тесную связь между числом 13 и всяческими неприятностями произошла от веры в неминуемую смерть одного из 13 гостей, севших за стол, то откуда, в свою очередь, произошло это последнее суеверие? Девять из десяти человек начнут тут же говорить о Тайной Вечере, Иисусе и Иуде. А вот десятым будет писатель Натаниэль Лакенмайер, все это опровергающий: «Выражение „один из двенадцати“ по отношению к Иуде как предателю Христа упоминается в общей сложности семь раз… Нигде в Новом Завете ни Иуда, ни сатана или дьявол не связываются с числом 13 — акцент всегда делается именно на двенадцати. Это указывает на то, что авторы Нового Завета ни в коей мере не стремились представить число 13 несчастливым…»
Достается и другим теориям — о невероятной древности поверья, например. Лакенмайер убежден, что поверье о зловещем числе 13 вошло в обиход не ранее XIX столетия. А леденящие душу истории о «пятнице, 13-го» вообще детище XX века. У «пятницы» даже есть автор-Томас Лоусон, опубликовавший в 1907 году роман с понятно-каким-названием. Короче говоря, после того, как вы прочтете эту книгу, зловещего в числе 13 сразу поубавится.
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Натаниэля Лакенмайера «Чёртова дюжина. История одного суеверия» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».