Кэтрин Джинкс «Дорога»
Чтение без разбору. Эфир от 05.11.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Кэтрин Джинкс «Дорога».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Кэтрин Джинкс «Дорога».
Вот что написано на обложке книги, о которой идет речь: «На этой дороге происходит что-то странное. Водители один за другим проезжают мимо белого почтового ящика на обочине. Несколько часов спустя, бросив под колеса сотни километров шоссе, они вновь оказываются поблизости от того же белого почтового ящика. Без бензина. Без связи. Без карты, которой можно верить. К разгадке тайны ведет проселочная дорога, которая тянется от шоссе к старой ферме. Ее-то название и значится на белом почтовом ящике: „Торндейл“»… Звучит увлекательно, не правда ли? Но что же у нее, т. е. у книжки, внутри?
Госпожа Кэтрин Джинкс, безусловно, очень любит Стивена нашего Кинга. И сознательно или бессознательно ему подражает. Любой третьестепенный герой, который через пять минут книжного времени должен расплескать внутренности по красной австралийской пустыне, тщательно отчитывается перед читателем: что он за завтраком съел, в каком году купил машину и что у него там в трансмиссии постукивает уже на скорости в двадцать миль. Про машины, кстати, там очень много, потому что действие происходит в основном в дороге и на дороге, но легче от этого не становится.
Вся эта биографически-фээсбэшная детализация постепенно утомляет, ибо чересчур далеко уводит от основной сюжетной линии. Более того, сюжетная линия эта развивается со скоростью той самой машины с постукивающей трансмиссией. Вернее, сначала книга «выстреливает», хотя и не происходит ничего таинственного: австралийская глубинка, старая ферма Торндейл, старый фермер, женщина с ребенком, скрывающаяся от чокнутого мужа, который грозится вырезать ей глаза и выпустить кишки. Когда с ней это происходит, вряд ли кто-то усомнится, что это сделало Чудовище Черной Лагуны, а не пресловутый муж. Но мистическая составляющая не в этом. Она — в том, что описано в аннотации, все зависают на определенном отрезке дороги и начинают по этому поводу беспокоиться и суетиться.
Герои в книге, прямо скажем, в большинстве своем туповаты. Они все едут и едут, переливают бензин из бака в бак, едят консервированные бобы и успокаивают детей. То, что дело нечисто, понимает только умный мальчик Питер, но его, конечно же, никто не слушает. Еще кое-что понимает странноватый водитель грузовика, но его, как вы уже, наверное, догадались, тоже никто не слушает. Возможно, на экране, как роуд-муви и со всеми положенными компьютерными прибамбасами это смотрелось бы легче. А тут — книга заканчивается, осталось совсем чуть-чуть, а они едут, переливают, едят. Об австралийцах у читателя теперь устойчивое мнение: перед лицом таинственной опасности они тут же садятся перекусить чем бог послал. Некоторые в процессе поиска или приготовления пищи погибают, но тем лучше аппетит у остальных.
Я не буду рассказывать, в чем же там был весь фокус. Скажу лишь, что из возможных финалов Джинкс выбрала не самый предсказуемый, но самый малоинтересный, хотя кто то, возможно, сочтет его весьма философским. К тому же там все еще и довольно неприлично скомкано.
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге о книге Кэтрин Джинкс «Дорога» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».