Пол Винсент «Свободен!»
Чтение без разбору. Эфир от 12.11.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Пола Винсента «Свободен!».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Пола Винсента «Свободен!».
Судя по внешнему виду переплета, снабженного к тому же логотипом серии «Extra», можно было бы предположить, что роман Пола Винсента «Свободен!» — это триллер или уж по крайней мере очень жесткий детектив из жизни крутых мафиози. С другой стороны, издательская аннотация определяет его как «стильную черную комедию». Однако уважающему себя триллеру вряд ли приличествует открытый финал в духе классического экзистенциализма, а комедией этот роман может показаться разве что настоящему герою настоящего триллера, каковым центральный персонаж книги, он же рассказчик, тихий и примерный служащий Сальвадор Гонгола, безусловно, не является.
В самом деле, вся проблема, очевидно, заключается именно в личности героя. В остальном весь роман, буквально с первых же слов выстроен как самый настоящий детектив. В первом же абзаце рассказывается о маньяке с компьютером. Но это еще пустяки, дальше будет кое-что и похлеще: шантаж, убийство, похищение младенца — и все это не говоря уже о том, что действие происходит в Стране Басков, где каждому и за каждым углом мерещатся террористы. А может быть, и не мерещатся, а действительно там сидят. Поэтому испанскую полицию, которая первым делом обвиняет во всем самого же героя, тоже можно понять: в системе мышления, основанной на боевиках, детективах и выпусках теленовостей, главный герой просто не может не быть террористом да и преступником вообще.
Настоящему герою настоящего триллера в таких случаях полагается немедленно начать вести себя как настоящий мужчина, то есть схватить что-нибудь огнестрельное, спрыгнуть с чего-нибудь высокого, догнать кого-нибудь самого плохого и ценой пары сломанных ребер доказать правоохранительным органам, что они даром тратят деньги налогоплательщиков. Но наш герой, как бы его ни провоцировали, ведет себя как нормальный, здравомыслящий обыватель: ждет, пока проблемы рассосутся сами. Более того, он старается избегать не только лишних действий, но даже лишней, с его точки зрения, информации — хотя ему прямо-таки навязывают информацию, которая любому другому лишней вовсе бы не показалась. Он не желает знать даже подробностей биографии собственной жены. Правда, один-единственный раз герой все-таки ведет себя почти как в настоящем боевике, то есть хватает, убегает, прыгает и даже плывет, но и то лишь для того, чтобы выиграть полчаса и сделать то, что мог и должен был сделать давным-давно и без всяких погонь.
В конце концов, именно эта, непостижимая для преступников пассивность и помогает герою выйти почти невредимым из всех переделок. Возможно, она же заставила издателей определить жанр как комедию, поскольку никакие другие стандарты такого поведения не предусматривают. Читатель же может себе позволить воспринять роман и иначе — например, как довольно изысканный и даже не такой уж простой психологический этюд. Тем более что финал, как уже было сказано, открытый.
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Пола Винсента «Свободен!» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».