Бронислав Виногродский «Путь чая»
Чтение без разбору. Эфир от 16.11.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Бронислава Виногродского «Путь чая».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Бронислава Виногродского «Путь чая».
Чай пьют по-разному. В чайном мире кипят страсти, поражающие непосвященных. Заваривать в чайнике или в чашке? Зеленый или черный? Кипяток или почти доведенная до кипения вода? Существуют десятки способов употребления чая — и у всякого свои сторонники и противники; есть даже адепты чая со льдом. Можно вкушать этот чудесный напиток так, как делают в Англии. Можно так, как в России. Есть японский и есть монгольский способы употребления чая. Ну и есть, конечно, китайский «Чайный канон».
Автором его был Лу Юй, изучавший и, как сказали бы сегодня, продвигавший чай в Поднебесной на протяжении двух десятилетий. После нескольких лет изучения чайных обычаев, исследований воды и разных сортов чая в 760 году он стал жить в горах отшельником. Там он и написал свой «Ча Цзин», т. е. «Чайный канон». Одевался просто, на ногах носил сандалии, гулял на природе в одиночестве, беседовал с крестьянами, собирал чай и пробовал воду в источниках. Уходил на рассвете и гулял до самого заката, без всякой цели бродя по просторам и ударяя посохом по лесным деревьям. И был возведен после смерти в статус ча шэнь — «чайного божества».
Книга Бронислава Виногродского «Путь чая» — это популярный очерк китайской чайной культуры. В принципе она нам даже ближе, чем многие другие, — хотя бы потому, что чай в Россию пришел именно из Китая. Но, конечно, все эти наши самовары, конфетки-бараночки, сахарок и даже мед к настоящему китайскому чаепитию отношения не имеют. Тут только чайной утвари посвящено несколько страниц. Но самое главное и самое сложное для русского человека — это не нужная утварь и нужный сорт — в конечном счете сегодня можно купить даже самые дорогие и редкие сорта, — а тонкое сочетание воды и огня при приготовлении чая. Потому что качества отборного чая и мягкий аромат могут быть поняты только через посредство воды. Если нет воды, то о чае нечего и говорить. Поэтому в старом Китае за хорошей водой для чая порой отправлялись на расстояние в несколько дней пути.
В любом случае «приготовление чая — занятие не из обыденных. Для этого потребен подходящий человек, который достоинством своим был бы равен достоинству чая. Такой человек должен обладать душой возвышенного отшельника, хранящего в себе красоту туманной дымки, горных ключей и могучих скал», — писал еще в XVI веке один китайский мыслитель. Но много ли среди нас людей, способных сравниться достоинствами с упомянутыми в этой книге сортами чая? Например, с «Беловолосыми Серебряными Иглами», или со «Свежестью Бамбуковых Листьев с Горы Змей», или, наконец, с «Железной Бодхисатвой Гуанинь из уезда Аньси»? Или вы как раз из числа этих людей?
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Бронислава Виногродского «Путь чая» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».