Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Blur. Музыка невеликой Британии

Коллекция редкостей. Эфир от 10.03.2010 г. Александр Винокуров

Эта английская команда появилась на свет в 1989 году в Лондоне. Деймон Элбарн (Damon Albarn, 23 марта 1968) вокал, Грэм Коксон (Graham Coxon, 12 марта 1969) гитара, Алекс Джеймс (Alex James, 21 ноября 1968) бас-гитара и Дейв Раунтри (Dave Rowntree) ударные — вот имена тех, в дебюте экспериментировал с такими направлениями, как мэдчестер и шугейзинг. В дальнейшем влияние The Kinks и The Beatles привело к появлению на свет альбомов, которые поставили лондонскую четвёрку во главе агитбригады «за брит-поп». И именно эти ребята ввязались в «Битву брит-попа» с группой Oasis.

Эта английская команда появилась на свет в 1989 году в Лондоне. Деймон Элбарн (Damon Albarn, 23 марта 1968) вокал, Грэм Коксон (Graham Coxon, 12 марта 1969) гитара, Алекс Джеймс (Alex James, 21 ноября 1968) бас-гитара и Дейв Раунтри (Dave Rowntree) ударные — вот имена тех, в дебюте экспериментировал с такими направлениями, как мэдчестер и шугейзинг. В дальнейшем влияние The Kinks и The Beatles привело к появлению на свет альбомов, которые поставили лондонскую четвёрку во главе агитбригады «за брит-поп». И именно эти ребята ввязались в «Битву брит-попа» с группой Oasis.



Здравствуйте. Зовут меня Александр. Фамилия моя Винокуров.

Вот мы и подобрались к тому времени, когда мир стал свидетелем очередного возрождения. Популярный в 1960-х гитарный стиль поп-музыки в 1990-х переродился в брит-поп. Он появился как ответ на популярное американское движение гранж. В 1960-е годы основателями брит-попа считаются The Kinks. Их музыка была смесью английского бита от ранних The Beatles и музыкальных традиций мюзик-холла.

Современные же истоки брит-попа лежат в пост-панке и инди-роке (в частности, такие коллективы, как Stone Roses, Smiths, Charlatans). Принято считать, что термин «брит-поп» впервые употребил журналист и участник панк-группы Goldblade Джон Робб (John Robb) в 1987 году. Так он обозначил музыку The Stone Roses. В 1997-м слово заслужило место в Оксфордском словаре английского языка.

А вот расцвет стиля пришелся на 1994 год, когда Oasis и Blur выпустили свои культовые пластинки «Definitely Maybe» и «Parklife» соответственно. Именно этот год является переломным в истории рок-музыки. После смерти лидера Nirvana Курта Кобейна (Kurt Donald Cobain; 20 февраля 1967, Абердин, штат Вашингтон, США — 5 апреля 1994, Сиэтл), господство в мире рока снова перешло к Великобритании.

Творчества Oasis мы коснёмся в следующей программе, а сегодня послушаем великолепнейшую пластинку Blur «Parklife».

01. Girls and Boys

История Blur началась, когда пареньку по имени Дэймон Элбарн во что бы то ни стало захотелось покорить вершины шоу-бизнеса.

Родители Дэймона увлекались культурой хиппи. Это творческое семейство дружило с представителями лондонского психоделического андеграунда 1960-х, в том числе с музыкантами из группы «Soft Machine». Родители Дэймона слушали преимущественно старый блюз, индийскую и африканскую музыку. Но Дэймону в то время такая музыка была не по душе.

С 1979 года Дэймон учился в средней школе в Эссексе (Stanway Comprehensive school), где в 12 лет встретил Грэма Коксона, которому тогда было 11. Оба подростка увлекались творчеством групп The Jam, Human Leagune и Madness и вскоре стали лучшими друзьями. Они вместе играли в самодеятельной музыкальной группе The Aftermath. Потом была группа Real Lives, где Дэймон пел и играл на фортепиано. Они даже дали несколько выступлений в местных пабах и клубах, но успеха не добились. Интерес к музыке у юных музыкантов пропал.

02. Tracy Jacks

В 1987 году Дэймон Албарн перебрался в Лондон. Он подрабатывал барменом в отеле Портобелло (Portobello Hotel). Брал уроки музыки в лондонском колледже Goldsmiths College и там в 1988 году вновь повстречал Грэма, который оживил интерес к музыке. И Дэймон устроился на работу мальчиком на побегушках в звукозаписывающую компанию Beat Factory. В этой компании вскоре были сделаны его первые сольные демо-записи, на которые он потратил три тысячи фунтов, подаренные, надо полагать, явно не бедным дедом. Дэймон писал музыку по ночам, и именно тогда были написаны некоторые ранние песни Blur, например, «Birthday». Изредка ему помогал Коксон — Грэм играл на саксофоне и ударных на одной из демо-записей. Ребята решили, что надо попытать счастья в какой-нибудь уже существующей группе, и напросились в группу Circus. Позднее Грэм привёл в этот коллектив Алекса Джеймс и Дэйва Раунтри. В 1988 г. группа Circus сменила название на Seymour (по имени Сеймура Гласса, персонажа книги Джерома Сэлинджэра), а в 1989 году ребятами заинтересовался лейбл Food Records. Так появились Blur.

03. End Of A Century

Летом 1989 года в прессе впервые появилась заметка о выступлении группы Seymour. Её написал один журналист, который назвал их выступление «удивительно напряжённым и образным». Правда, автор попутал название. Группа была названа им «Feymour». Но это неважно. Важно то, что группа записала демку и отправила её Энди Россу (Andy Ross), главе лейбла Food Records. В ноябре того же года Росс приехал посмотреть на живое выступление коллектива и был весьма впечатлен. Лейбл Food Records предложил группе подписать контракт; участники команды и представители лейбла — Энди Росс и Дэвид Балф (David Balfe) — встретились в одной из лондонских пиццерий и обсудили условия контракта. Food Records выдвинул два требования: Дэйв должен прекратить надевать на выступления свои пижамные штаны, и группа должна выбрать имя, более пригодное для раскрутки. Боссы из Food Records предложили им свой списочек.

Названия типа «Whirlpool» были отметены сразу же, и, в конце концов, осталось всего пару имён, из которых добрый Энди Росс «предложил» им остановиться всё-таки на Blur, потому что это имя звучит «довольно артистично, и в то же время не мрачно».

04. Parklife

Официально контракт Blur с лейблом Food Records был подписан в марте 1990 года. Группа начала тур по Британии, в прессе появлялись отзывы, причём не всегда положительные.

Первый альбом Blur вышел в августе 1991 года и назывался «Leisure». Он был неплох, однако ещё рано было говорить о том, что в Британии появилась новая группа мирового уровня. Да и сами ребята были не очень довольны этой пластинкой.

05. Bank Holiday

1992 год был неудачным для Blur. В начале года обнаружилось, что их менеджер Майк Коллинз оставил группу в убытках. На смену ему пришёл Крис Моррисон.

Ребята пытались изменить звучание, использовали агрессивные панк-мелодии, но тщетно. В прессе появились негативные отзывы, второй тур по Америке был просто провальным. Ребята пытались забыть неудачи на музыкальном поприще с помощью алкоголя и наркотиков, но выступления в нетрезвом виде только подрывали их авторитет, и компания Food Records пригрозила Blur расторжением контракта, если они не возьмутся за ум.

06. Badhead

Осенью 1992 года Blur начали запись второго альбома. Уже в декабре новый материал был представлен руководству, но руководство посчитало, что альбом недостаточно коммерческий и что нужно выпустить несколько хитовых синглов.

И всё же второй альбом Blur — «Modern Life Is Rubbish» — был выпущен в мае 1993 г. Однако не имел заметного успеха ни в Британии, ни тем более за рубежом. Хотя и достиг в чартах 15 места, получил неплохие отзывы в прессе. Может быть Деймону сотоварищи повезло бы тогда больше, если бы не проклятый Бретт Андерсон со своими Suede! Бретта Элбарн всегда, мягко говоря, недолюбливал и надо же такому случиться, что Suede задумали выпустить свой дебютный альбом всё в том же 93-м и он оказался значительно более успешным, нежели детище Blur. Поэтому, именно компанию Андерсона признали лучшей британской группой, а ведь на это звание так рассчитывали Blur.

07. The Debt Collector

Именно во втором альбоме группа вышла на совершенно новый уровень звучания, именно в этом альбоме впервые появились узнаваемые типично «блёровские» интонации.

Уже в августе 1993 года группа начала работу над песнями для следующего альбома. Интерес публики постепенно возвращался. Blur давали концерты в Британии, гастролировали в Японии и Америке. В декабре продолжилась работа над новым материалом, и к февралю 1994 г. запись была завершена.

08. Far Out

Казалось, ничто не предвещало скорого успеха. Но вот наступил год 1994-й. Blur выпускают «Girls & Boys» — танцевальный поп-трек с ярко выраженной басовой линией и ироничным текстом об андрогинности любви 1990-х (андрогинность — явление, при котором человек проявляет одновременно и необязательно в равной степени и женские и мужские качества). Сингл взлетает на пятое место в поп-чарте, а последовавший за ним альбом «Parklife» — на первое. Для справки, среди других возможных названий альбома рассматривались «Sport» и «Soft Porn».

09. To The End

Синглы «To The End» (май 1994 г.), «Parklife» (сентябрь 1994 г.) и «End Of A Century» (ноябрь 1994 г.) заняли соответственно 16, 10 и 19 места.

В роли рассказчика в песне «Parklife» выступил британский актер Фил Дэниелс (Phil Daniels). Он же снялся в клипе на эту песню. Это же первая и единственная запись Blur, где Грэм Коксон играет на саксофоне.

В композиции «To The End» французские партии исполняет Летисия Садье (Stereolab). В ранней демо-версии на эту роль была приглашена Джастин Фришманн — подруга Дэймона Элбарна, он её отбил у ненавистного Бретта Андерсона из Suede.

10. London Loves

«Parklife» — английский до мозга костей, как в музыкальном, так и в лирическом плане, вплоть до откровенно британского акцента в исполнении, который многие английские вокалисты тщательно скрывают в надежде на успех в Штатах. Песни в нём населены тонко и иронично подмеченными мелкобуржуазными реалиями тогдашней Британии: пересмотревшимися ТВ амбициозными подростками, чрезмерным алкоголем, фальшью любви в пригородах, душными офисами, редкими праздниками и жестокой романтикой большого города. И оказалось, что именно это и нужно уставшим от засилья американщины слушателям. Традиции Madness и Kinks нашли достойных продолжателей, а для Blur настал их звездный час.

Пресса провозгласила альбом «классикой».

11. Trouble In The Message Centre

Стилистически разнообразный альбом с вызывающими, типично «английскими» песнями о жизнь в большом городе, сделал Blur суперзвездами в Британии. Альбом представлял собой настоящую галерею сатирических образов. Потрясающие тексты и мелодии Дэймона в сочетании с виртуозной игрой на гитаре Грэма позволили Blur стать группой мирового значения.

12. Clover Over Dover

В 1994 году Blur были невероятно популярны. Их имена регулярно появлялись на страницах желтой прессы, и ребята были любимцами всей Британии. В декабре альбом «Parklife» был выбран «лучшим альбомом года» многими музыкальными журналами.

В том же, 1994 году в Японии вышел первый зарубежный альбом группы — «The Special Collectors Edition».

13. Magic America

Альбом «Parklife» принес Blur множество наград. В феврале 1995 г. Они стали первой британской группой, получившей сразу четыре награды «Brit Awards», к тому же в таких престижных номинациях как «Лучшая группа», «Лучший альбом», «Лучшее видео» и «Лучший сингл».

На церемонии награждения Алекс Джеймс сказал: «В школе я никогда не изучал игру на музыкальных инструментах. Заниматься музыкой для меня было скучнее некуда. Сплошная теория — никакого веселья. Так что вот что я вам скажу, детишки: возьмите свои альбомы Oasis и Blur, принесите их в школу и скажите: вот это и есть настоящая музыка, научите меня этому, я хочу знать именно это!»

14. Jubilee

Глава Food Records Энди Росс в своё время отзывался об альбоме «Parklife» только в восторженных тонах. Он подчёркивал, что-то был очень «британский» альбом. Предыдущая работа произвела на свет три сингла, которые попали в Top-30, но никто тогда не ожидал, что «Parklife» будет настолько успешным альбомом. Энди Росс в одном из интервью говорит, что уже устал отвечать на вопрос о своих ожиданиях от «Parklife». Но всё-таки всегда отвечает на этот вопрос. Он не ожидал такого успеха, однако не был удивлен. Хотя, что уж душой кривить, никто не ожидал этого!

15. This Is A Low

Следующий год для Blur был просто адский. За 12 месяцев, с тех пор как вышел «Parklife», они прошли путь от более-менее успешной инди-группы до поп-идолов с миллионными продажами. Название альбома «Parklife» стало нарицательным в рекламном жаргоне, а «Girls And Boys» — сингл, с которым группа окончательно завоевала всеобщую любовь — крутится в каждой телевизионной программе, желающей быть привлекательной для молодежи. И наконец, чтобы доказать, что Blur действительно стали гордостью нации, журнал «News Of The World’s Sunday» печатает комиксы «Story of Blur». Это не всегда было так.

16. Lot 105

Композиция «Lot 105» получила свое название благодаря органу Hammond, приобретенному на аукционе за 150 фунтов.

На этом всё. Это была программа «Коллекция редкостей». Для вас работал Александр Винокуров. И слушайте ту музыку, которая вам нравится.

Показать текст программы целиком