К какому только стилю критики не относили музыку этой группы — и к пост-гранжу, и готик-попу, и к просто альтернативе. Сами же музыканты всегда предлагали критикам поискать истоки в музыке Eurythmics, Nine Inch Nails и Roxy Music. Некоторые критики вообще относят их поп-группам. Но сами музыканты считают себя группой рока. Да и многие слушатели считают её таковой, поскольку очень мало их песен подходит под то, что обычно мы называем попсой.

Здравствуйте. Зовут меня Александр. Фамилия моя Винокуров.
Начали мы этот год, если помните, с обзора культовых рок-альбомов 1990-х. И сегодня добрались до самой середины десятилетия. Год 1995. Много чего интересного появилось в тот год на прилавках музыкальных магазинов, но настоящий фурор произвёл дебютный альбом американо-английского квартета Garbage. Кстати, коллектив был весьма удивлен успехом своего первого альбома. Они просто писали музыку и тексты, которые им нравились, и занимались этим целый год (1994–1995).
01. Supervixen
Дебютный альбом группы уже представляет все особенности стиля Garbage. Пластинка демонстрирует весьма оригинальное сочетание скрипящего и вязкого грандж-саунда с поп-мелодикой и электронными эффектами. Большое мастерство в области электронного сэмплирования и музыкального конструирования звуковых дорожек сразу же прославило группу. Нововведением стала фирменная манера Garbage «технически» составлять гитарный саунд. Получался некий слоёный пирог из наложенных друг на друга отдельных сэмплов. В классическом грандже живые гитары использовались без последующей электронной обработки. Во вступлении композиции «Supervixen», которую мы уже прослушали, впервые прозвучал типичный для альтернативной музыки старт-стоп-эффект, который был создан не «вживую», а с помощью средств звукозаписи. Короткая пауза после первых тактов была абсолютной, без каких-либо гитарных отзвуков. Ну, вы обратили внимание. Кстати, весьма гранджевая вещичка. Только сделана с помощью электроники. И весьма удачно сделана. Несомненно, такой саунд был привлекателен как для любителей гитарной, так и электронной музыки. Успех был предопределён.
02. Queer
История Garbage начинается в Мэдисоне (Madison), где в 1983 году бывшие студенты Стив Маркер (Steve Marker) и Брайан «Бутч» Виг (Bryan David Vig) собрались открыть студию звукозаписи. Последние 6 лет Виг был ударником и, частично, продюсером студенческой группы Spooner, которая выпустила три альбома в период с 1978 по 1982 годы. В группу также входил гитарист Дуг «Duke» Эриксон (Douglas Elwin Erickson).
К середине 1980-х студия Маркера и Вига неплохо зарабатывала, и хотя Spooner распалась, Виг и новая группа Дуга Эриксона Firetown подписали договор с фирмой Atlantic. В 1987 году Firetown выпустила альбом «In the Heart of the Heart Country», ставший хитом современного рока, а в 1988 году Виг начал серьёзную продюсерскую карьеру. Настоящим прорывом в карьере Вига стало продюсирование в 1991 году второго альбома группы Nirvana «Nevermind», ставшего своеобразной вехой в истории альтернативной музыки 1990-х годов. После этого Виг получал много приглашений. В его послужном списке есть такие легендарные альбомы, как «Siamese Dreams» группы Smashing Pumpkins, «Dirty» группы Sonic Youth. С 1990 по 1994 год Виг спродюсировал более дюжины альбомов. А Эриксон и Маркер в то время сильно поднаторели в области звукоинженерии, работая с такими коллективами, как Nine Inch Nails и Depeche Mode.
03. Only Happy When It Rains
К моменту образования группы — это был 1994 год — Вигу было уже за 40, и у него был полный комплект регалий, которые только может заработать саунд-продюсер. Он знал о звуке всё — в особенности, о грязном гитарном драйве. Но ему казалось, что слава саунд-продюсера в музыкальных кругах часто почти ничего не значит за их пределами — кто, в конце концов, внимательно читает списки тех, кто строил на альбомах звук? Виг с друзьями много экспериментировали — например, они создавали одноразовые сольные проекты. Для этих проектов были установлены жесткие правила: продолжительность песни не более одной минуты, запись должна идти не более часа, ритм должен постоянно меняться. Но особого удовольствия эти проекты не приносили. Все это погружало Вига в депрессию. И, в конце концов, он принял решение, достаточно сложное для человека его возраста, с устоявшимися привычками — он принял решение встать по другую сторону микшерного пульта.
Так в сорокалетней голове Буча Вига зародилась идея собственной альтернативной группы — Garbage. История умалчивает, почему Виг выбрал такое название. А с другой стороны, для человека, который до этого работал с группами «Восхитительные Тыквы», «Девятидюймовые гвозди» и «Нирвана», это не так уж и удивительно. Виг поделился идеей с коллегами — Стивом Маркером и Дугом Эриксоном. О создании собственной группы троица задумалась в 1993 году. Казалось бы — все данные для успеха есть: собственная студия, средства, идеи, наконец. И хотя Эриксон был неплохим вокалистом, троица в поисках нового звучания решила обзавестись фронтменшей.
04. As Heaven Is Wide
Итак, вокалисткой новоиспеченной группы стала Ширли Мэнсон (Shirley Ann Manson), рыжеволосая шотландка с выразительным голосом и эффектной внешностью. Ширли — не новичок в музыке. До присоединения к Garbage она пробовала свои силы в местных группах — сначала в Goodbye Mr. McKenzie, а затем в Angelfish. Последняя группа была малоизвестна, но умудрилась попасть на MTV, в шоу «120 Minutes». Именно там вокалистку приглядела компания Вига и решила во что бы то ни стало переманить Ширли в свою группу. Поскольку Angelfish уже была на грани распада, Мэнсон в скором времени согласилась принять участие в новом проекте под названием Garbage. По легенде, она в то время не читала газет и поэтому, позвонив своему агенту, запросто сказала: «мне звонит какой-то мистер Бутч Виг». Парень едва не выронил трубку телефона.
Опять же по легенде, во время первого в её жизни собеседования Ширли страшно нервничала, но нервничали и ребята — они тоже не имели опыта собеседований. Тогда все решили, что девушку надо оставить одну, чтобы она немного успокоилась. А когда вернулись, обнаружили, что Ширли играет с кошкой. В общем, вот так её и взяли в группу.
05. Not My Idea
В 1994 году группа Garbage готовится к выпуску дебютного альбома, экспериментирует со звуком и записывает всё новые и новые треки. Тираж первого сингла, который появился весной 1994 года, составил всего 1 000 экземпляров. За ним последовало ещё несколько миньонов, но прорыв свершился 2 октября 1995 года, когда вышел первый одноимённый альбом. Он стал одним из самых коммерчески успешных альбомов года. Пластинка была прекрасной смесью студийной работы, первоклассного вокала и технического блеска. Такие хиты, как «Stupid Girl», «Milk» и «Only Happy When It Rains», выпущенные в пределах года, достигли немыслимых продаж.
В итоге дебютный альбом был продан тиражом более 4 миллионов (без учёта пиратских копий). Пока Garbage раскручивали его в мировом турне, у них вышло еще несколько синглов и видеоклипов.
06. A Stroke Of Luck
Давайте познакомимся поближе с людьми, составляющими Garbage. Начнём с Ширли Мэнсон.
Она шотландка. Как быть шотландке, которая неожиданно оказалась вдали от дома в компании стареющих дядек, решивших тряхнуть стариной и питающих слабость к сомнительным панк-группам? Шири Мэнсон всегда полна энтузиазма. Всегда пугающая. Всегда вдохновляющая. Заигрывающая. Клинически откровенная. Честная до грубости. Начитанная и очень любящая свою семью. Шумная, готовая внезапно рассмеяться. Творящая и разрушающая. Рыжая и черная. Романтичная и циничная. Настоящая.
Ширли родилась 26 августа 1966 года в Эдинбурге. Отец Ширли был профессором генетики, мать — бывшая поп-певица. Ширли провела довольно бурное детство, детство убежденной неудачницы, уверенной в своем уродстве. Все её не любили и единственным способом с этим совладать — быть как можно более неприятной и невежливой. В 15 лет она бросила школу, присоединилась к рок-группе и начала свою музыкальную карьеру. Десять лет в гастролях на роли клавишника, на подпевках и с гитарой в группе Goodbye Mr. Mackenzie, после распада Ширли стала вокалисткой группы Angelfish. А дальше вы уже всё знаете.
07. Vow
Продолжаем знакомиться с персоналиями коллектива Garbage. Следующий у нас по списку Бутч Виг.
Всемирно известный продюсер, совладелец студии Smart. Слава Бутча была настолько великой, что в 1995 году Garbage считали проектом Вига. В то время группа давала интервью только вчетвером, чтобы никто не думал, что она — проект Бутча. В 1996 ситуация сменилась — теперь уже в фокусе была Ширли, а в 1997 уже никто не мог с уверенностью ответить, кто такой Виг.
Наименее заметной фигурой в записях и на концертах обычно является ударник, чью роль и выполняет Бутч. Как он говорит: «Я могу выйти и играть голышом, но никто этого не заметит — все смотрят на Ширли».
Виг родился 2 августа 1956 года и вырос в американской глубинке, на ферме в Висконсине. Его отцом был сельский доктор, матерью — учительница музыки. Несколько лет учился игре на фортепьяно, а затем на ударных. Переквалифицировался он сразу же после того, как он увидел выступление группы The Who по телевизору.
Учёба в университете у него не заладилась — бросил. Работал в самых разных местах. Играл во всевозможных группах в Мэдисоне, штат Висконсин. Потом был Spooner. Потом была студия Smart. А потом зачем-то киношкола, где Бутч увлекся съемками абстрактных фильмов на 16-миллиметровую пленку.
08. Stupid Girl
Ещё один член коллектива Garbage — Стив Маркер. Совладелец студии Smart, друг Бутча со времен Spooner. Маркер родился 16 марта 1959 года и вырос в Мамаронеке (Mamaroneck), штат Нью-Йорк. До двенадцати лет он возился с ударной установкой своего дяди, а потом познакомился с гитарой. По окончании школы попал всё в тот же Университет Висконсина (Madison Wisconsin), что Бутч и Дуг. Учился на режиссерском факультете.
Стив великолепно чувствует себя и за микшерским пультом, и за клавиатурой компьютера. Долгое время вместе с Бутчем они писали Spooner и местных исполнителей. В Garbage Стив, в основном, сидит за компьютером, а на концертах одновременно рулит сэмплером, синтезатором и гитарой. Это мило выглядит, но после концертов Стив страшно устает, так что Garbage всё время подыскивают в помощь Стиву хотя бы гитариста.
09. Dog New Tricks
Последний по списку, но не последний по значимости участник группы Garbage Дуг Эриксон. Старый знакомый Стива и Бутча по группе Spooner. Дуг родился 15 января 1952 года и вырос в деревне, в Небраске. С малых лет он увлекался музыкой, в результате чего поступил в колледж и изучал искусство. Потом в восьмидесятых он переехал в Мэдисон, закончил школу сценического искусства, но так как денежное положение его было не ахти, то днём он водил грузовики, а по вечерам играл на гитаре в разных группах. Носил в то время длинные вьющиеся волосы и был похож на Эрика Клэптона. Дуг виртуозно играет на гитаре, изредка подыгрывая Стиву на синтезаторе.
10. My Lover’s Box
Ну и как вам музычка? Кто-то, может, освежил в памяти пластинку. Знаете же, как бывает: в своё время купил альбом, наслушался, а последние лет 10 и не прикасался к нему. Ну, ты же знаешь, что он у тебя есть. И ты его, в общем то, знаешь. Открыл шкафчик, пробежал глазами по дискам,… а слушать-то нечего. Всё уже давно переслушано. И как-то в голове не укладывается, что именно эту пластинку ты не слушал с 1995 или 1996 года.
А кто-то может скажет, что всё уже сыграно со времен великих The Beatles. И нет в музыке ничего нового, ничего интересного. Может и так. А может и не так. Вслушайтесь в басовые партии Garbage. Они прекрасно сливаются в выразительный поток звука с партией ударных. А голос Ширли? Как он подчеркивает и настроение песен, и группы в целом. Вокальная партия, можно сказать, компенсирует отсутствие сольных гитарных партий. А про эффекты говорить вообще не стоит — их стоит слушать. Впрочем, если вы внимательно слушали, то поняли, что специалисты в области звукозаписи и ремиксов умеют работать с сэмплами не хуже Prodigy.
11. Fix Me Now
После выпуска дебютного альбома Garbage отправилась в турне, впервые представив публике концертные версии песен. По образу и подобию искусственно созданных групп Garbage не выступали с концертами вплоть до выхода альбома, но оторвались на полную катушку во время турне. Гастроли заняли почти весь 1996 год, причем второе полугодие группа провела на разогреве у своих старых знакомых Smashing Pumpkins.
В 1996 году группа успела засветилась на саундтреке к фильму База Лурмана «Ромео + Джульета» с композицией «#1 Crush», а в апреле 1997 года приступила к записи нового материала. В 1998 году вышел следующий альбом Garbage — «Version 2.0». Он был не менее популярен своего предшественника.
12. Milk