Обер Б. Мастерская смерти
Чтение без разбору. Эфир от 16.04.2004 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа "ЧБР". Сегодня я хотел бы предложить вам книгу Брижит Обер, книгу с немного пугающим названием "Мастерская смерти"
Говорят, что вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа "ЧБР". Сегодня я хотел бы предложить вам книгу Брижит Обер, книгу с немного пугающим названием "Мастерская смерти"
С первого же абзаца автор начинает воздействовать на физиологические рефлексы своего читателя.
После третьего абзаца читатель захлопывает книгу и мчится в туалет.
Во время пребывания в туалете он осознает, что роман объемом в четыреста с лишним страниц не может полностью состоять из сцен расчленения трупов, и возвращается к чтению. И в самом деле, дальше становится легче. Но ненадолго.
Довольно скоро добротный психологический триллер про детектива-любителя начинает приобретать какую-то уж чрезмерную добротность. Разумеется, по законам жанра идиллическое французское семейство, находящееся в центре повествования, не может обойтись без скелетов в шкафах - но ведь не за каждой же дверцей! Безусловно, первое преступление, послужившее завязкой сюжета, должно потянуть за собой еще несколько - но не в таких же количествах! Горы трупов и реки крови. Богохульство и совращение малолетних. Нетрадиционный секс и супружеские измены. Ритуалы запретных культов и изгнание дьявола. Здесь уже и самый недогадливый читатель сообразит наконец, что ему - по-видимому, хорошим французским языком и, безусловно, в неплохом русском переводе - пересказывают содержание одновременно десятка телевизионных детективных сериалов, а заодно еще и нескольких голливудских и европейских кинотриллеров.
Собственно, писательница этого особенно и не скрывает. Притворяясь по-французски и по-женски тонкой, она просто заклинает читателя вспомнить о существовании телевидения, переполняя роман прямыми к нему отсылками. Она даже закладывает в свой суперфильм саундтрек, такой же коллажный, как и сценарий, каждый раз точно указывая название шлягера, насвистываемого героем или звучащего в его автомобиле. И даже названия автомобилей, а также марки напитков, одежды и сигарет, встречающиеся в романе через равные промежутки времени, воспринимаются как рекламные паузы.
Между тем действие движется к развязке, политкорректный тандем темнокожего сыщика и его эмансипированной подружки, пробираясь сквозь все нагромождения кошмаров и пакостей, совершает положенный набор действий, кого надо - провоцируя, а кого надо - спасая. И вот тут читатель с размаху врезается лбом в настоящий финал, жестокий и совершенно некинематографичный, Финал, который сводит к нулю все благолепие так старательно выстроенного бумажного Голливуда.
В завершение я все-таки советую вам прочесть книгу Брижит Обер "Мастерская смерти". Невзирая на название.
Это была программа ЧБР, подготовленная по материалам издания Книжное обозрение. У микрофона трудился Макс Климов. Читайте книги. А я буду вам в этом помогать.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».