Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Nick Cave and the Bad Seeds. Преступление и наказание

Коллекция редкостей. Эфир от 29.11.2012 г. Александр Винокуров

Этот альбом целиком и полностью состоит как из народных, так и из авторских песен о преступлениях (чаще всего на почве страсти) и наказаниях. Хитом стал сингл «Where the Wild Roses Grow» — дуэт Ника Кейва с Кайли Миноуг, по которому был снят клип. Альбом принёс группе крупнейший в карьере коммерческий успех. Вплоть до настоящего времени.

Этот альбом целиком и полностью состоит как из народных, так и из авторских песен о преступлениях (чаще всего на почве страсти) и наказаниях. Хитом стал сингл «Where the Wild Roses Grow» — дуэт Ника Кейва с Кайли Миноуг, по которому был снят клип. Альбом принёс группе крупнейший в карьере коммерческий успех. Вплоть до настоящего времени.

Здравствуйте. Зовут меня Александр. Фамилия моя Винокуров.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию альбом, который был культовым в 1990-х, в том числе и в России. Альбом концептуальный, можно сказать, декадентский. Он увидел свет в 1996 году. По счёту это был девятый студийный альбом Ника Кейва и группы The Bad Seeds. Его название пугает и одновременно притягивает — «Murder Ballads».

Вы знаете, баллада как таковая в рок-музыке — явление обычное. Но мы привыкли, что из себя она представляет некое эпическое произведение минут не меньше, чем на семь и обязательно с красивой, со слезой, мелодией. Ну, так, чтобы можно было пригласить девушку на танец и почувствовать трепет её тела: то ли от музыки, то ли от крепких твоих объятий. В общем, баллада в понимании человека из 90-х — это «отличный медляк». Между тем, об английских фольклорных балладах мало кто из музыкантов вспоминает. Но занимательные сюжеты этих деревенских песен под акустические инструменты в своё время воскресли в памяти одного из самых оригинальных музыкальных деятелей — Ника Кейва. Однако для Кейва, уже в то время известного своей эксцентричностью и любовью к уничтожению жанровых границ, было бы слишком неинтересным делом просто переиграть подобную музыку на свой лад. Он обратился к наиболее специфическому балладному жанру — так называемым murder ballads, балладам об убийствах.

Мне очень хочется довольно много рассказать об этом жанре и о Нике Кейве. О его ненависти к масскульту, и любви к поэзии и литературе (в том числе, и русской: Достоевский — его самый любимый автор), о его трогательных отношениях с Музой, которые слишком нежны… Но, к сожалению времени чрезвычайно мало. Поэтому у меня будет довольно длинное вступительное слово, а потом будем слушать пластинку целиком с очень короткими пояснениями, так как альбом до смерти завораживает.

К теме самоубийства многие исполнители обращались не раз, а вот к теме убийства… сразу так и не вспомнишь. Тема довольно неожиданная. Она неожиданная даже для рок-музыки. Может этим и объясняется бешенная популярность альбома «Murder Ballads». Общее впечатление от пластинки… она какая-то сдержанная, спокойная и в то же время напряженная. Напоминает атмосферу романов Достоевского и стихов Серебряного Века, особенно так называемых «старших символистов» — Зинаиды Гиппиус, Фёдора Сологуба. Можно также вспомнить стихи Эдгара Аллана По или даже короткие рассказы Стивена Кинга. Музыкальная составляющая (да и литературная) данного релиза была оценена довольно высоко различными изданиями и критиками. Никаких музыкальных и вокальных изысков, но спокойная, и даже несколько отстранённая мрачноватость композиций только сгущает из без того тёмные краски.

Всем любителям музыки очень советую послушать один из лучших альбомов одного из лучших исполнителей мрачных баллад.

Начнём, пожалуй. Первым треком значится песня «Song of Joy». Она уводит нас в страшную зимнюю сказку ритмом ударных и какими-то тревожно пульсирующими фортепианными аккордами и гудением гитары. Вот негромко вступает Кейв: его герой расскажет историю человека, который женился на женщине с радостным именем Джой. У них было три дочери — Хильда, Хэтти и Холли. И Джой, и дети были жестоко убиты, убийца оставил на стене цитату из «Потерянного рая» Мильтона, и вот теперь вдовец стал бродягой и просит пустить его переночевать. Однако мрачный музыкальный фон и всё более злое и отрывистое пение Кейва наводят на мысль, что убийца мог притаиться в самом герое.

Эта история сопровождается жуткими звуками и, казалось бы, несовместимым с общей музыкальной темой хоровым пением.

01. Song of Joy

Идеальное начало пластинки. Но идём дальше. «Stagger Lee» — вариация на тему народной песни о реальном убийце — афроамериканце Ли Шелтоне — своднике, убившем своего конкурента в 1912 году. Баллада о нём возникла ещё в 1920-х годах.

Ли Шелтон по кличке Стегга, черный водитель кэба и сутенер, выпивал с другом, Уильямом Лайнсом, в салуне Билла Кёртиса. Начался спор, и Уильям схватил с головы Ли его шляпу. Ли выхватил револьвер, выстрелил обидчику в живот, взял шляпу из рук раненого и спокойно вышел. В 1912 году Шелтон умер в тюрьме от туберкулеза. Но в песнях он живет по сей день. И давно уже Стегга Ли приобрел черты эпического героя.

Что же у Кейва? Надо признать, что его вариант сюжета очень далек от той, вполне реальной истории, которая произошла с Ли Шелтоном в 1895 г. в Сент-Луисе, Миссури. У Кейва герой выглядит как чистое Зло. Некий Билли увёл у Стегга Ли девушку. Расставшись со своей женщиной, Ли приходит в бар под говорящей за себя вывеской «The Bucket Of Blood» (Ведро крови) и устраивает кровавую бойню: убивает бармена, убивает проститутку, которая предлагает Стеггу свои услуги даром, с тем лишь условием, что тот уйдет до появления Билли, а затем убивает и Билли.

Вполне логичное продолжение общей линии «Murder Ballads».

02. Stagger Lee

Следующая баллада «Henry Lee» — ещё одна вариация на тему нескольких народных баллад. Теперь уже о женщине, которая убивает своего возлюбленного, поскольку он собирается бросить её и уехать.

Песня записана дуэтом с PJ Harvey, и на неё снят клип. Дуэтом с PJ Harvey Ник мог спеть только очень красивую и нежную песню. Она сыграна на рояле и моментально попадает в перечень безусловных шедевров. Особенно после спетого в два голоса припева. Это незамысловатое «Ла-ла-ла-ла, Ла-ла-ла-ли» звучит настолько тепло, что остаться равнодушным невозможно. Даром, что поётся о ещё одном жестоком убийстве, но, разумеется, совершённом из-за неразделённой любви.

03. Henry Lee

В следующей песне — «Lovely Creature» герой встречает девушку «в зелёных перчатках и с лентами в волосах», уводит её в странную пустыню к «пирамидам и сфинксам».

В быстрый фанковый ритм ударных и баса периодически врывается перегруженная электрогитара, и приятный, тонкий голос Кэтрин Блейк из группы Miranda Sex Garden, напевающий нехитрый мотивчик. Всё это в вперемешку с рычанием диких зверей и шаманским бормотанием Ника Кейва снова превращено в рассказ от первого лица: в зыбучих песках пустыни герой оставил умирать свою возлюбленную, а вой ветра доносит до его слуха её ангельский голосок.

04. Lovely Creature

Следующем номером прозвучит самая популярная песня на данном альбоме. Он записана дуэтом с Кайли Миноуг. По словам самого Ника Кейва, на написание этой песни его вдохновила народная баллада «Ивовый сад». Это — классическая баллада об убийстве, где жених убивает свою возлюбленную «там, где растут дикие розы».

Ещё одна замечательная композиция, стоящая в самой середине альбома. В ней идёт диалог между героями Кейва и Кайли Миноуг о красоте и диких розах, растущих на берегу реки, о том, что «всё прекрасное должно умереть».

Медленная скрипичная мелодия, хрустящие на её фоне струны акустической гитары и постепенно выходящее на первый план фортепиано создают красивейший бэкграунд для поочередного пения Ника и Кайли. Нельзя сказать наверняка, чей голос звучит более проникновенно, но особенно запоминается последний куплет и прощальные слова Кейва «И я поцеловал её на прощание — всё прекрасное должно умереть».

05. Where the Wild Roses Grow

После трёх романтических номеров Ник Кейв со товарищи, видимо, решили здорово поиздеваться над самими собой, выдав длинную песню «The Curse Of Millhaven» (Проклятье Милхевена) — шикарный образец черного юмора. В ней идёт рассказ от лица маленькой девочки Лоретты, у которой «зелёные глаза и белокурые волосы». Она повествует о ряде странных и жестоких преступлений, потрясших маленький городок Миллхевен. А потом выясняется, что Лоретта шизофреничка. Она ненавидит всё живое. Ещё в середине этой истории, счёт всяческим убийствам и поджогам просто теряется. В конце же выясняется, что все убийства совершила сама Лоретта, которая на самом деле отнюдь не так красива.

Город Миллхевен взят автором из романа Питера Страуба «Голубая роза».

06. The Curse of Millhaven

Куда более спокойной получилась баллада о девушке Мэри Беллоуз, которая из родного Арканзаса отправилась к морю и встретила обаятельного, но подозрительного молодого человека по имени Ричард Слэйд. Разумеется, Ричард убивает Мэри, но она сама виновата в этом.

Пожалуй, «The Kindness Of Strangers» (Доброжелательность незнакомца) — наиболее джазовая композиция на альбоме, полностью акустическая и наполненная красивыми фортепианными мелодиями. Трогательный рефрен «Poor Mary Bellows» после её прослушивания ещё долго звучит в голове. Да, в самом конце Нику подпевает его бывшая возлюбленная Анита Лейн. Кейв нередко называл её своей музой.

07. The Kindness of Strangers

Следующая баллада называется «Crow Jane». Так называется довольно известная блюзовая композиция. Но версия Ника Кейва является полностью оригинальной.

Двадцать работяг завалились домой к одинокой и невзрачной Джейн. Выпили её виски, но общение этих парней с Джейн не ограничилось распитием спиртного. Пришлось девушке, похожей на птицу, навестить оружейную лавку мистера Смита и мистера Вессона. И в городке стало на двадцать жителей меньше.

08. Crow Jane

Мы добрались до самой продолжительной и драматичной песни альбома — «O’Malley’s Bar». Пятнадцать минут психоделического гудения органа и повторяющейся бесконечное число раз нервной мелодии, снова сыгранной на фортепиано. Это рассказ о высоком и худом человеке, с хриплым голосом, который приходит в бар и отправляет на тот свет людей, своих соседей, с которыми был знаком не один десяток лет, и которых он успел возненавидеть.

В общем, это, наверное, самая напряженная вещь на пластинке.

09. O’Malley’s Bar

Ну что? Хочу предложить напоследок абсолютно жизнеутверждающую вещичку. Написал её Боб Дилан. Не самый мною любимый автор-исполнитель, но много уважаемый. Кавер получился просто шикарным. После всего выше услышанного он кажется очень и очень светлым. Сам Кейв, Пи Джей Харви, Кайли Миноуг, затем и музыканты из The Bad Seeds поют по одному куплету, а потом следует спетый хором припев — получается очень подходящий вариант, чтобы поставить в этом чудесном альбоме точку.

10. Death Is Not the End

Показать текст программы целиком

https://kuzbassfm.ru/sound/15/kollektsiya_nick_cave.mp3 Коллекция редкостей - Nick Cave and the Bad Seeds. Преступление и наказание