Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Depeche Mode. Электроника на грани рока

Коллекция редкостей. Эфир от 25.04.2012 г. Александр Винокуров

Этот британский музыкальный коллектив образовался в 1980 году в городе Бэзилдон (Basildon Essex, England). Он создал собственный стиль в жанрах электронной и рок-музыки и является одним из наиболее успешных и долгоживущих в мире. Группа по-прежнему выпускает альбомы, гастролирует и звучит при этом современно. К 2010 году было продано около ста миллионов альбомов, а 44 сингла попали в британский хит-парад.

Этот британский музыкальный коллектив образовался в 1980 году в городе Бэзилдон (Basildon Essex, England). Он создал собственный стиль в жанрах электронной и рок-музыки и является одним из наиболее успешных и долгоживущих в мире. Группа по-прежнему выпускает альбомы, гастролирует и звучит при этом современно. К 2010 году было продано около ста миллионов альбомов, а 44 сингла попали в британский хит-парад.



Здравствуйте. Зовут меня Александр. Фамилия моя Винокуров.

19 марта 1990 года на витринах музыкальных магазинов появилась притягательная обложка — чёрная, с красной розой. За ней был скрыт новый альбом модной группы Depeche Mode «Violator», вышедший на лейбле Mute Records. Я буду называть группу именно так, как мы привыкли её называть — с ударением на первый слог, хотя правильнее это было бы употреблять на французский манер. Практически все музыкальные журналы выставили альбому пятёрки, а авторитетнейшее издание Rolling Stone поставило «Violator» два балла из пяти. Но это никак не повлияло на бешеную популярность релиза — очень скоро он покорил мир, заставив всю планету, от Сан-Франциско до Москвы танцевать под ритмы харизматичной британской четверки.

Рассказывая о культовых альбомах 1990-х, я ну никак не мог оставить без внимания эту работу. А посему посвятим сегодняшний вечер исключительно «Вестникам моды» и альбому, нарушившему покой меломанов. Depeche Mode. «Violator». «World In My Eyes». Первая песня с альбома и четвёртый сингл. Это одна из первых песен, которая была записана для альбома. В ней всё ещё слышны отголоски ровного электронного звука без примесей.

01. World In My Eyes

Depeche Mode появились на свет в 1980 году как квартет. В его состав входили Дэйв Гаан (основной вокалист) (David Gahan), Мартин Гор (клавишные, гитара, вокал) (Martin Gore), Эндрю Флетчер (клавишные) (Andrew Fletcher) и Винс Кларк (клавишные) (Vince Clarke). Винс Кларк покинул группу после выхода дебютного альбома в 1981 году и его место занял Алан Уайлдер (клавишные, ударные) (Alan Wilder), который играл в группе с 1983 по 1995 год. После ухода Алана коллектив оформился как трио, и сейчас в группе выступают Гаан, Гор и Флетчер. Я не буду углубляться в историю группы, ибо о ней написаны целые книги, лучше подольше внимания уделим альбому.

Название «Violator» — это целиком и полностью идея Мартина. Оно происходит от слова violation — нарушение. Как отметил в одном интервью Дэвид Гэан, в этом альбоме музыканты хотели нарушить все правила, которые сами себе установили в прошлом. Вообще-то, название «Violator» больше подходит для хэви-металлических команд. Но и для Depeche Mode оно оказалось вполне подходящим, потому что полностью отражает смысл пластинки.

И второй номер альбома являет нам Depeche Mode во всей красе. В некотором смысле, это экспериментальный трек. В песне встречаются сэмплы живых барабанов, гитары, оркестровых струнных вставок. Исполняет песню Мартин Гор. И он своим спокойным, грубоватым голосом рассказывает о наркотическом опьянении, а затягивающая, тяжелая, множащаяся аранжировка подчеркивает смысловое наполнение.

02. Sweetest Perfection

Пожалуй, сегодня это самый раскрученный хит Depeche Mode. Его перепели сотни исполнителей: Джонни Кэш (Johnny Cash), Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson), Ричард Чиз (Richard Cheese), даже некая Хилари Дафф (Hilary Duff — актриса и певичка, выпустившая, кстати, три платиновых альбома).

В 1989 году Depeche Mode и Франсуа Кеворкян (Francois Kevorkian) засели в студии в Милане. Французский диджей и продюсер Кеворкян считается авторитетом и чуть ли не прародителем стиля «хаус». Начинал карьеру со знатных клубов «Paradise Garage» и «Studio 54». Работал с The Cure, Kraftwerk, Eurythmics, The Smiths, Pet Shop Boys, Foreigner, Джимми Клиффом, Жаном Мишелем Жарром, Миком Джаггером и т.д.

Очень скоро у них получился трек «Personal Jesus» — нечто совершенно непохожее на все предыдущее творчество «депешей». Он-то и стал первым синглом к альбому «Violator».

Сингл стартовал за 6 месяцев до выхода альбома. Для его раскрутки был применен занятный ход. В газетах появилось объявление с телефонным номером, позвонив по которому, можно было прослушать новую работу. И снова вокруг творчества группы начались споры. Текст с религиозным уклоном, гитарный риф в стиле Джона Ли Хукера на фоне электронных примочек а-ля Kraftwerk и приёмов, не совсем свойственных Depeche Mode. Песня была ориентирована на американский рынок, а там заигрывания с религией могли вызвать бурную негативную реакцию.

Представьте себе шок, который испытали все, когда услышали это творение группы. Во-первых, это первый студийный сингл после двух лет перерыва. Его до сих пор все считают одним из самых успешных синглов Depeche Mode, так как он становится лучшим продаваемым 12-дюймовым синглом в истории Америки. Во-вторых, он поднимается до 13 строчки в чартах и только в США распродаётся тиражом гораздо большим, чем сингл любого другого исполнителя или группы — например, Мадонны. Студия грамзаписи до сих пор гордится этой записью, лучшей по продаже в каталоге Warner Brothers на многие годы.

03. Personal Jesus

«Personal Jesus» — ритмичный гитарно-электронный образец нового Depeche Mode. Именно с этой песни гитары в аранжировках стали звучать не как отдельные вставки, а как полноценный аккомпанемент. В ритм-секции используются сэмплы живых ударных, но сам аналоговый инструмент не применяется. Это был очень смелый эксперимент для группы. Depeche Mode здесь впервые использовали гитары, таким образом, вплотную приблизившись к рок-музыке.

Что касается промоушна альбома, то тут всё было запланировано. Для большего коммерческого успеха было единогласно решено провести пиар-акцию. В одном из магазинов в Лос Анджелесе во время релиза «Violator» члены группы должны были раздавать автографы. За четыре дня до релиза у магазина начали собираться поклонники. Когда группа была уже на месте, на улице находилась около 17 000 кричащих поклонников. Через 90 минут после открытия магазина его пришлось закрыть из-за не совсем адекватного поведения толпы, потому что каждый хотел прорваться к своим любимцам. Организаторам данного действа показалось, что группа в опасности. 200 полицейских, включая вертолёты и офицеров во всеоружии, пытались успокоить толпу. В итоге участников Depeche Mode с эскортом сопроводили в гостиницу.

04. Halo

Альбом «Violator» смог войти в лучшую десятку в Великобритании и в США. Он также стал трижды платиновым в США с продажами более 3,5 миллионов копий. Последующий мировой тур стал ещё одним заметным успехом, когда 40 000 билетов на концерт на Giants Stadium в Нью-Йорке было продано в течение 8 часов, а на концерт на стадионе Dodger в Лос-Анджелесе 48 000 билетов разошлись меньше, чем за час.

Мы переходим к пятому номеру нашей программы. Это песня «Waiting For The Night». Мягкая, холодная композиция с необычной расстановкой аккордов. Один из редких случаев, когда Мартин и Дэвид поют дуэтом. Подобные приёмы уже использовались, но голоса записывались по отдельности. В этой же песне автор и вокалист поют на равных в студии. Для придания композиции атмосферы был использован синкопический секвенсорный звук, который впервые был создан группой Tangerine Dream. Именно он делает эту песню такой булькающе-влажной и насыщенной. Официальный сайт Depeche Mode повествует, что изначально песня называлась «Waiting For The Night To Fall», но при печати альбома возникли проблемы, и кусок названия случайно был стёрт. Алан Уайлдер утверждал, что такого не было, и песня изначально называлась «Waiting For The Night».

05. Waiting For The Night

В начале года выходит следующий сингл — «Enjoy the Silence». Это работа, которая до сих пор является визитной карточкой Depeche Mode, маркой высочайшего качества. Эта песня — гимн фанатов группы. Она покорила все мыслимые и немыслимые чарты. Это почти единственная песня, которую сами Depeche Mode считают наиболее хитовой. Когда она была готова к релизу, группа прочила работе невиданный успех. Собственно, так оно и вышло.

Очень интересна и история создания «Enjoy the Silence». Когда Мартин принес демо-версию песни, это было совсем не то, что мы можем услышать сейчас. Всю депрессивность в музыку Depeche Mode до сих пор вносил маэстро Уайлдер, но в данном случае всё получилось совсем наоборот.

Благодаря Уайлдеру произошло изменение. Алан увидел её совсем даже не мрачной. И добавил в аранжировку ярчайшую палитру красок и впечатлений. Так, после нескольких недель споров, на свет появилась «Enjoy the Silence», та, которую мы все хорошо знаем. И завертелась машина славы и признания! Дело дошло даже до награды «Brit Awards», но музыканты пробoйкотировали это мероприятие. Таким образом, группа показала свое отношение к британским музыкальным критикам и работникам масс-медиа.

Не то чтобы альбом «Violator» рождался в спорах, но профессиональные взгляды продюсера Марка Эллиса и Франсуа Кеворкяна по поводу того, как должна выглядеть та или иная песня, не всегда совпадали с видением самих участников Depeche Mode. Например, «Enjoy the Silence» и «Blue Dress» были повторно смикшированы уже Дэниелом Миллером. Музыканты позже рассказывали, что «Enjoy the Silence» в представлении Миллера выглядела более органично и живо. Дэниэл добился более естественного звучания гитарного рифа, чем это было в синтетическом миксе, созданным Франсуа. Но это не мешает Depeche Mode с 1990о года исполнять «Enjoy the Silence» на концертах с оцифрованными Кеворкяном сэмплами. Кстати, Алану Уайлдеру больше нравилась версия Кеворкяна.

Между песнями «Enjoy the Silence» и «Policy of Truth» записан скрытый трек, получивший название «Crucified» или «Интерлюдия 2». Самостоятельной ценности этот номер не представляет, но в качестве перехода между треками вполне сгодится. Кстати, в этой маленькой работе наблюдается сразу два значительных дебюта. Слово «Crucified», произнесённое Эндрю Флетчером, было оцифровано и обработано, так что это вполне можно считать официально записанным вокальным дебютом Эндрю. А написанный Мартином риф на необычной формы гитаре сыграл Дэвид. Так что здесь он дебютировал как музыкант.

06. Enjoy The Silence / Interlude #2 — Crucified

Все члены группы признают, что «Violator» — это практически единственный альбом, где окончательные версии песен по звучанию, аранжировке и подаче очень сильно отличаются от демо версий. С точки зрения звуковой концепции нового альбома, продюсеры ориентировались на творчество Tangerine Dream, чьи работы отличались интересными эффектами и объемной атмосферой. Именно этого и хотелось достичь в «Violator». И поэтому некоторые песни претерпели кардинальные изменения. Например, в «Policy of Truth» сначала пробовали использовать флейту, но в итоге остановились на гитарном звуке.

Итак, следующим синглом, стала песня «Policy of Truth». Довольно стандартный трек Depeche Mode, что отнюдь не означает его некачественности или вторичности. В нём есть все компоненты, характерные для зрелого творчества группы, здесь налицо: мрачная атмосферность, утяжеленный саунд, яркая мелодика и туманное содержание стихов. Выбор этой песни в качестве третьего сингла — вполне закономерное решение.

По признанию самих Depeche Mode, в процессе работы над альбомом «Violator» больше всего времени группа потратила на подбор гитарной партии для «Policy of Truth».

07. Policy of Truth

Замечательный сингл. В мае начинается подготовка к мировому турне «World Violation», и в преддверии 28-летия Гэана, 3 мая, первое интервью музыкантами дано и для советского ТВ. А в России, в день, когда весь нормальный советский народ отмечает День Победы, русские фаны группы отмечают День рождения Дэйва. По-настоящему: со свечами, розами, спиртным, песнями, косухами, бритыми «площадками» и белыми штанами. Сама же группа (явно даже и не предполагая такое) следом дает интервью «Entertainment Tonight».

«Blue Dress» — предпоследний номер альбома. Он выделяется прежде всего находками в аранжировке, которые удивительным образом расцвечивают не особо интересную мелодию песни. Впрочем, вокал Мартина (это вторая песня на альбоме, где в роли солиста выступает Гор) здесь звучит, пожалуй, наиболее привлекательно и харизматично. Эту песню Мартин поёт очень умиротворённо и словно заигрывает с мелодией. Композиция построена на плавающих звуках. Нежная, спокойная, эстетически выраженная, с наплывом эмоций в припеве. В треке, помимо электроники и мягких ударных, слышны пианино и гитара.

08. Blue Dress / Interlude No. 3

27 ноября 1990 года в Бирмингеме проходит последний концерт тура «World Viоlation». Всё вроде бы прекрасно и удивительно, но, на самом деле, в группу приходит кризис… Тот, который подбирался к ним со дня создания, выражаясь сначала в напряжённых отношениях. И, помимо кризиса, подкрадывается заразная болезнь, которая уничтожила сотни групп, от неизвестных до мега-звездных. Это убило, в прямом смысле слова, тысячи тысяч человек. И добралась она до мистера Гаана… Наркотики. Как это ни страшно, но именно с пиком популярности группы начинается расцвет смертельного увлечения Дэйва.

Скажем прямо, наркотики были реальностью для Дэйва с детства. Сначала он тырил у матери её лекарства, потом уже со своими дружками копил неделями на «колеса», и отрывался по полной программе. Но, как это обычно и бывает, ощущений становилось недостаточно, и… Вот так все и приходят к серьёзным проблемам зависимости от тяжёлых наркотиков.

В 1991 году группа официально находится на отдыхе. «Violator» всё ещё актуален и продается с бешеным успехом, «улетело» с прилавков музыкальных магазинов уже под 8 миллионов экземпляров.

Вот мы и заканчиваем. Последняя композиция с альбома. Самая мрачная, жёсткая, со средним темпом. Её глубокая атмосфера идеально сочетается с угрюмым и сильным голосом Дэйва. При этом мелодия песни — едва ли не самая яркая и интересная во всем альбоме! Странно, что песня не попала на сингл — возможно, музыканты решили, что именно эта чрезмерная мрачность может оттолкнуть слушателей. Но зато в качестве завершения альбома «Clean» смотрится на удивление органично.

09. Clean

Показать текст программы целиком

https://kuzbassfm.ru/sound/15/kr_depeche_mode.mp3 Коллекция редкостей - Depeche Mode. Электроника на грани рока