Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Don Cherry - Complete Communion

Галерея джаза. Эфир от 10.03.2005 г. Макс Климов

Всем доброго дня. У микрофона в студии Макс Климов, и сегодня в “Галерее Джаза” – трубач Дон Черри. В 1959 году знаменитый джазмен Орнетт Коулмен написал блюзовую композицию “Tears Inside”. Эта вещица стала сигналом, всколыхнувшим новую волну джазового направления “хард-боп”. Соло в ней играл трубач Дон Черри. Играл так, как мог бы сыграть кроме него только Майлс Дэвис или Чет Бейкер.

Всем доброго дня. У микрофона в студии Макс Климов, и сегодня в “Галерее Джаза” – трубач Дон Черри. В 1959 году знаменитый джазмен Орнетт Коулмен написал блюзовую композицию “Tears Inside”. Эта вещица стала сигналом, всколыхнувшим новую волну джазового направления “хард-боп”. Соло в ней играл трубач Дон Черри. Играл так, как мог бы сыграть кроме него только Майлс Дэвис или Чет Бейкер.

Сегодня деятельность и Орнетта Коулмена, и Дона Черри нe представляется столь революционной, как это было в те годы. Теперь уже ясно, что они опирались на всю мощь джазовых традиций. Но оба эти авангардиста, родоначальники фри-джаза, сделали очень много для освобождения джазовых импровизационных форм от диктата стандартных схем. Основа успехов трубача Дон Черри лежала не в мощи звучания, а в его гибкости; способности передать глубочайшие эмоции почти незаметными манипуляциями. Его звук был настолько близок к модуляциям человеческого голоса, насколько это позволял инструмент.

Дон Черри начал играть с Орнеттом Коулменом в 1957 году. Его основным инструментом была тогда карманная труба - миниатюрная версия стандартного инструмента. Она приобрела у Дона Черри более специфический звук, нежели большая труба. Хотя время от времени он играл и на ней, больше он ассоциируется именно с малым инструментом. Все начало 60-х он работал с Коулменом и участвовал в записи семи первых (и самых ценных!) его альбомов. В 1960 году вместе с Джоном Колтрейном он записал эпохальный альбом “Avant-Garde”. Можно сказать, что именно с этого момента Дон Черри стал культовым музыкантом. Он играл практически со всеми основоположниками т.н. “свободного джаза” - со Стивом Лэйси и Сонни Роллинсом, с Арчи Шеппом и Элбертом Эйлером, с Телониусом Монком и Орнеттом Коулменом.

Звучит композиция “Complete Communion”

В “Галерее джаза” - знаменитый трубач Дон Черри с композицией “Complete Communion”, записанной в 1965 году. В 1963 и 1964 годах Дон Черри возглавлял пятерку лучших джазовых музыкантов Нью-Йорка. А с 1964 по 1966 годы вместе с Гато Барбьери руководил биг-бэндом в Европе, записав два очень ценных альбома: “Symphony For Improvisers” и “Complete Communion” (фрагмент которого мы только что услышали). C 1970 года Дон Черри преподавал в Дартмутском колледже. А четыре последующих года прожил в Швеции, сделав ее базой для поездок по Европе и Ближнему Востоку. Примерно в то же время он начал интенсивно изучать неевропейские музыкальные культуры и принял буддизм.

Под действием буддийско-индуистского музыкального влияния в конце 70-х - начале 80-х годов он работал с восточными музыкантами, создавая сплав индийской, африканской, азиатской и другой неевропейской музыки. Вплоть до самой смерти Дон Черри не терял интереса к сочетанию самых разных музыкальных жанров. Он учился играть и писал сочинения для деревянных флейт, тамбура и яванского оркестра гамелан.

Это была программа “Галерея Джаза”, куда я и приглашаю вас каждый день. Джазом вместе с вами наслаждался Макс Климов. Услышимся завтра в это же время.

Программа подготовлена по материалам блогов и сетевых изданий.

Показать текст программы целиком