Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Рэй Брэдбери «Кладбище для безумцев»

Чтение без разбору. Эфир от 19.08.2010 г. Макс Климов

Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Рэя Брэдбери «Кладбище для безумцев».

Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Рэя Брэдбери «Кладбище для безумцев».

Тринадцатилетним мальчишкой житель Лос-Анджелеса Рэй Брэдбери приезжал в Голливуд на велосипеде, шнырял между павильонами, охотился за автографами и удостоился благословения одного из великих. Двадцать лет спустя, в 1954 году, тридцатитрёхлетним автором тысячи фантастических рассказов, он был допущен на Фабрику грёз уже в качестве важного винтика: сочинителем сценариев про космических монстров. В конце двадцатого века семидесятилетний литературный классик решил запечатлеть свою киношную молодость в романах. Формально книга «Кладбище для безумцев» — это детектив. Пусть бестолковый, сюрреалистический, фантазийный, но детектив — в котором за чередой необъяснимых событий скрываются преступные замыслы. Однако подобие канонического сюжета нужно автору только затем, чтобы организовать рассказ, придать ему форму. На самом деле он написал феерическую книгу-праздник, карнавал, мистерию — в которой легендарная эпоха послевоенного Голливуда находит соответствующее её сути фантасмагорическое воплощение. Сочинявший когда-то угрюмые рассказы о жестоких мирах и безрадостном будущем, Брэдбери превратился к старости в подобие нашего Василия Аксёнова 60-х годов: весёлого языкастого шалопая с фантазией без тормозов. В его почтенном возрасте позволительно впадать в детство, и Брэдбери делает это естественно и обаятельно. Его эксцентричный роман дышит юным энтузиазмом и отвагой необломанных жизнью первооткрывателей.

Героям романа за тридцать, но они ведут себя совершенно как дети, остановившиеся в развитии: их работа это не только позволяет, но и требует. Один из героев сочиняет и записывает небылицы, другой лепит и оживляет динозавров. Они заняты тем же, что и двадцать лет назад, а их рабочие места завалены игрушками и журналами той поры. Творящиеся вокруг чудеса и окружающие их невозможные люди способствуют непреходящей эйфории. На территории студий царит благородное безумие, и чуть ли не каждый день сумасшедший хозяин кинопроцесса требует совершить небывалое. Создать монстра, каких ещё не видел никто! И вот два друга ждут озарения. У них нет сомнений, что задание им по плечу — чудовище, способное по-настоящему поразить зрителя, будет создано. Между тем, вокруг них происходит странное. Кто-то подбрасывает записки с приглашениями, и, придя в указанное место в нужное время, они встречают то выбравшийся из могилы труп давно похороненного магната, то человека, похожего на пациента доктора Франкенштейна.

Тут надо сказать, что опереточная лёгкость происходящего понравится не всем, однако стоит признать, что Брэдбери не сторонник литературного абсурда, и традиции жанра будут выдержаны. В финале получат объяснение все чудеса, а интрига, сплетённая вокруг искусственных чудищ, обнажит-таки свою вычурную конструкцию.

Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Рэя Брэдбери «Кладбище для безумцев» как обычно рассказывал Макс Климов.

Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».

Показать текст программы целиком