Дуглас Коупленд «Похитители жвачки»
Чтение без разбору. Эфир от 17.09.2010 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Дугласа Коупленда «Похитители жвачки».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Дугласа Коупленда «Похитители жвачки».
По большому счету — это эпистолярный роман… Согласитесь, что нет лучшего способа замаскировать сугубо письменный, отшлифованный до пластикового эффекта стиль текста. Тут даже может закрасться крамольная мысль: а вдруг Коупленд такой же мастер в имитации живого разговора, как Шишкин — в изображении медведей? Но мысль тут же отгоняется — опыт чтения Коупленда и весь контекст его романа подсказывают, что это не так…
В который уже раз Коупленд ставит эксперимент сразу на нескольких опытных площадках. И, как всегда у него, подопытные — группа людей в офисных обстоятельствах. При этом автор вытаскивает на свет божий — из-под вороха бумаг, из груды стикеров и ластиков — самые человеческие из чувств: ранимость, теплоту и любовь. «Похитители жвачки» — это уже двенадцатый роман Коупленда, где именно любовь и дружба спасают персонажей от самоубийства, какими бы классическими неудачниками они ни казались по ходу пьесы. Коупленд в этом смысле — почти что Санта Клаус. И все же мысли о самоубийстве, или, как в первой же фразе его именует Роджер, главный герой «Похитителей», — бегстве из жизни — красная нить коуплендовских романов. Как и нарочитая «странность» персонажей. Иногда на авансцене у Коупленда мелькают всевозможные фрики, enfant terrible и прочие чудаки — с сережками в носах и в клоунских париках. Пожалуй, сегодня нет другого писателя, который настолько удачно описывал бы извечное противостояние героя и мира, оставаясь при этом таким домашним, мягким, сочувствующим, мечтающим о счастье для всех своих героев и претворяющим эти мечты в жизнь. Конфликт Коупленда — это искренность, прячущаяся под маской искусственности. Это касается не только историй и персонажей, но и стилистики.
В самом начале я сказал, что это эпистолярный роман. Но здесь, конечно же, нет классической переписки героев. И тем не менее здесь все время что-то пишут: романы, чужие дневники, записки в стол, письма, которые порой даже не хотят отправлять; и здесь постоянно читают — мысленные посылы, якобы случайно забытые рукописи и письма, адресованные другому… Все это создает настоящий круговорот бумаг в романе, а герои бегут в тексты из действительности, слишком монотонной и одинаковой для всех.
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Дугласа Коупленда «Похитители жвачки» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».