Элмер Шёнбергер «Искусство жечь порох»
Чтение без разбору. Эфир от 24.03.2011 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Элмера Шёнбергера «Искусство жечь порох».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Элмера Шёнбергера «Искусство жечь порох».
Эта книга — не что иное как сборник небольших эссе о музыке. Но не просто о музыке, а о том, как человечество с ней, музыкой, взаимодействует, и о том, как менялось наше восприятие музыки в течение ХХ века. Элмер Шёнбергер — музыкальный критик, немножко композитор, немножко писатель, которому, если судить по его фамилии, сам Бог велел заниматься звуками. Он почти что однофамилец известного музыканта — изобретателя и экспериментатора Арнольда Шёнберга. Другие композиторы, к которым автор приглядывается не менее внимательно, — Стравинский и Малер. Так что для любителей Малера или Стравинского книга — сущий клад.
Помимо прочего, есть у этой книги одно большое достоинство: прочитав ее, перестаешь стесняться своего музыкального невежества. Но в то же время понимаешь, наконец то, откуда это невежество берется. Если верить писателю, то современные слушатели утратили навык внимательного слушания, полюбили «музыку как фон», как «музыкальные обои». Современные композиторы, со своей стороны, возвели вокруг своей музыки настолько высокие барьеры, что не каждый способен найти достаточно вескую причину эти барьеры преодолевать.
А вот, например, животрепещущая тема: музыка на концерте и музыка дома, на пластинке, диске, DVD и других носителях. «Посетителю концерта важна неповторимость переживания; слушатель CD вкладывается в повторяемость». Но тогда не будет ли вершиной создание «неидеального» диска, который будет при каждом прослушивании запускать случайные ошибки: там — неодновременное вступление, тут — фальш на высоких нотах, но при этом каждый раз в разных местах? В попытках понять, как правильно слушать музыку, Шёнбергер перемещается в прошлое и вспоминает, как слушал музыку со своим школьным учителем: «В полном молчании, уставившись в проигрыватель, как на сцену». По этому отрывку, кстати, видно, как Шёнбергер пишет. Он не заботится о последовательности изложения и говорит сразу о том, что считает важным. Никаких скидок и пояснений; нас не вводят в курс дела, а прямо сразу к нему, к делу, приступают. На что легче писать музыку — на стихи или на прозу? Что такое хорошая пауза? Может ли в негениальное произведение затесаться одна гениальная нота, и как ее распознать? Что мы вспоминаем, когда вспоминаем мелодию? Я думаю, читая эту книгу, многие в очередной раз пожалеют, что в свое время передумали поступать в музыкальную школу.
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Элмера Шёнбергера «Искусство жечь порох» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».