Юрий Нагибин «Надгробье Кристофера Марло»
Чтение без разбору. Эфир от 09.06.2011 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Юрия Нагибина «Надгробье Кристофера Марло».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня рассказ мой будет о книге Юрия Нагибина «Надгробье Кристофера Марло».
«Сразу хотелось бы с удовольствием отметить, что стиль Юрия Нагибина — это всегда точный и уверенный слог, где нет никаких излишних словесных красот и растянутых диалогов, нет вычурности и желания удивить читателя избыточностью метафор, и в то же время язык изложения — объемный и цельный, а поэтому чтение доставляет радость. При этом мастерство автора не «выставлено напоказ», и только дочитав до конца и вернувшись снова к началу, начинаешь догадываться, что прочтенное только что — это и есть литература высокого уровня и автор талантлив именно потому, что его искусство письма незаметно.
Рассказ «Надгробье Кристофера Марло» повествует о гениальном поэте, современнике Шекспира. Причем жизнь Марло из рассказа и его мысли о творчестве очень созвучны представлениям самого Нагибина из его Дневника. Герой рассказа — Кристофер Марло предельно точен в определении того, что для него самое главное в творчестве: «Верить в то, что ты пишешь. Тогда все получится, как бы невероятно, дико, даже глупо это ни выглядело в замысле».
Но, прочитав этот рассказ, я долго не мог избавиться от ощущения, что история жизни Марло уже знакома мне, как будто задолго до прочтения, я уже видел этого человека, и вот недавно мне открылось, что Кристофер Марло из рассказа Нагибина напомнил мне жизнь другого известного поэта — Александра Сергеевича Пушкина. И это многое объясняет. Любовь к жизни Кристофера Марло стала жизнелюбием Пушкина. А размышления Марло о лондонской чуме — «Пиром во время чумы». Трагический конец жизни Марло подобен бессмысленной гибели Пушкина. А бессмертие его убийцы Фрэнсиса Арчера так же кощунственно несправедливо как бессмертие Дантеса. Увы, мир как всегда несовершенен: мы всегда будем помнить Герострата, но забудем имя архитектора, который построил сожженый им храм».
Это была программа «Чтение без разбору», подготовленная по материалам блогов и сетевых изданий. Сегодня о книге Юрия Нагибина «Надгробье Кристофера Марло» как обычно рассказывал Макс Климов.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».