Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира»

Чтение без разбору. Эфир от 10.08.2011 г. Макс Климов

Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге японского писателя Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира».

Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге японского писателя Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира».

В одном из крупных японских городов вскоре после войны живёт Художник. Имя его, хотя читателю оно и становится известным, не важно. Потому что герои этой книги — это всего лишь силуэты в картинке на старинной ширме. Совсем недавно, во времена большой войны, этот художник был известен всей стране. Теперь он в отставке и живёт тихой жизнью пожилого главы семейства. Он гуляет по своему городу, вспоминая, как эти улицы и мостики выглядели в прежние времена, до войны, навещает старых знакомых и делает обычные дела человека своего возраста. Воспоминания занимают существенную часть его жизни, как бывает, надо полагать, у очень многих пожилых людей. Когда-то он был молодым, у него были ученики и он, как мог, старался быть полезным своей стране. Но всё это быстро кончилось. Ученики стали самостоятельными людьми и пришла старость. И кажется, это случилось всего лишь за несколько лет. Теперь художнику только и остаётся, что бесконечно ремонтировать огромный дом и выстраивать зыбкий мир воспоминаний.

В этом романе писатель использует удивительный прием, который обычно характеризуют как метод «ненадёжного рассказчика». Повествование идёт от первого лица, и повествователь спокоен, хотя и элегически-грустен. Где-то в середине текста, или уже перевалив её, по намёкам, умолчаниям и неосторожным словам вы вдруг понимаете, что рассказчик рассказывает не совсем то, что «в действительности» происходит, или «даже совсем не то». Вы понимаете, что рассказчик либо что-то недоговаривает вам, либо сам не замечает того, что вы замечаете. Он не понимает деталей происходящего, но вы, связывая их, понимаете это, и этот разрыв между его голосом и вашим собственным внутренним читательским голосом и рождает странное и приятное чувство. Его трудно определить, но именно это чувство и создаёт внутреннее напряжение романа.

Кажется, что вот-вот, еще чуть-чуть и раскроется некая тайна. Что то, о чём Художник будто бы «забыл». Неспроста ведь встреч с ним избегают некоторые старые ученики. Рассказывая о своей повседневности, художник ходит кругами вокруг каких-то эпизодов в своем прошлом, о которых он может позволить себе лишь нарочито отстранённые намёки. Как бы он ни уверял себя и нас, что всегда оставался лишь художником, эти уверения вызывают у читателя большие подозрения.

Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира» как обычно рассказывал Макс Климов.

Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».

Показать текст программы целиком