Джаз у старой крепости 2004 - первые впечатления
Коллекция редкостей. Эфир от 23.06.2004 г. Александр ВинокуровЕсть один вид музыкального искусства, который по отношению к слушателю, к критике, к музыкальной индустрии находится в довольно загадочном положении. На протяжении десятилетий лучшие музыканты борются за то, чтобы вывести эту музыку из ночных клубов в концертные залы. И борьба сия всё ещё протекает с переменным успехом. Величайшие звезды этой музыки зарабатывают раз в двадцать меньше звезд оперной или симфонической сцены. Я уже не говорю про звёзд поп-музыки. Еженедельно в мире выходят сотни пластинок этой музыки, но во всем объеме музыкальных продаж она занимает всего пять процентов. Все знают о её существовании, но немногие с уверенностью могут назвать хотя бы трех лучших её представителей. Имя этой музыке – джаз.
Есть один вид музыкального искусства, который по отношению к слушателю, к критике, к музыкальной индустрии находится в довольно загадочном положении. На протяжении десятилетий лучшие музыканты борются за то, чтобы вывести эту музыку из ночных клубов в концертные залы. И борьба сия всё ещё протекает с переменным успехом. Величайшие звезды этой музыки зарабатывают раз в двадцать меньше звезд оперной или симфонической сцены. Я уже не говорю про звёзд поп-музыки. Еженедельно в мире выходят сотни пластинок этой музыки, но во всем объеме музыкальных продаж она занимает всего пять процентов. Все знают о её существовании, но немногие с уверенностью могут назвать хотя бы трех лучших её представителей. Имя этой музыке – джаз.
Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров. Всю свою жизнь я прожил в Кузбассе и признаюсь, к своему стыду, ни разу не был на фестивале "Джаз у старой крепости", что проходит в Новокузнецке. Пластинки виниловые видел. Компакт-диски видел. Но на самих концертах не был. В этом году сей пробел в моей биографии был устранён.
01 (Кондаков и JD Walter – 10:57)
Подробно распространяться о том, откуда есть пошёл этот фестиваль не стану. Более ли менее интересующиеся и сами всё знают. Напомню только, что нынешний фестиваль был 19-ым по счёту и как всегда, во главе этого грандиозного собрания стоял бессменный президент джаз-клуба "Геликон" Анатолий Берестов.
Три дня абсолютной феерии. Три дня жизни в стиле джаз. Во всех смыслах этого словосочетания. Ну, посудите сами, наша творческая бригада жила непосредственно в джаз-клубе. Это детали, о которых я буду время от времени упоминать.
Хочется рассказать о многом, но думаю, что музыка скажет сама за себя. А я буду только информационно направлять вас.
Итак, первый день. Возрадовались поклонники вокального искусства. Концерт, да и фестиваль в целом, открывал российско-американский дуэт. Андрей Кондаков и JD Walter.
Кондаков – человек-шоу. Вычитал, а где не помню, "Кондаков раскаляет добела черные клавиши рояля и обугливает белые". Мне очень понравилась эта фраза, потому что она чётко характеризует его как шоу-мена.
Вторым шоу-меном был JD Walter. "Скэт-сенсация" – так называют его маститые джазовые критики. Подробнее об этом дуэте чуть позже.
Андрей Кондаков и JD Walter встретились в Питере. Совершенно случайно, но нашли много общего.
(интервью с Кондаковым)
Надо видеть их выступление. JD Walter не только импровизировал в унисон инструменту, он подменял собой десятки музыкантов! Шаманя со своим Loop Station и фирменными примочками на сцене, JD Walter выделывал невозможное, выстраивая замысловатые звуковые структуры.
Рад приветствовать всех, кто только что присоединился к компании любителей джаза. Если вы не были в начале июня в Новокузнецке на фестивале "Джаз у старой крепости", то особо не расстраивайтесь. Есть возможность послушать выступления участников-знаменитостей.
У микрофона в студии Александр Винокуров.
Хочу познакомить вас с киевским вокальным секстетом ManSound. Коллектив существует с 1994 года и на сегодняшний день является вокальным коллективом №1 в Украине и странах бывшего СССР. Он виртуозно исполняют произведения различных жанров. В репертуаре коллектива – популярные джазовые стандарты Джорджа Гершвина, Стиви Уандера, Джорджа Бенсона и других мастеров жанра, а также Gospel и славянский фольклор.
02 (ManSound – 5:08)
По большому счёту, ManSound больше популярны за рубежом. По признанию самих исполнителей (ну, в кулуарах, мы общались, разумеется, неформально) иностранцы, в первую очередь "клюют" на экзотику. Украинский фольклор в таком исполнении – это экзотика. Русский фольклор в исполнении украинского коллектива – ещё бОльшая экзотика. Даже для нас – русских.
03 (ManSound - Дубинушка – 6:40)
На второй день публика была отдана на растерзание американскому трио Хайрама Буллока. Почти три часа бешеного драйва и американского шоу. После выступления, в интервью, Хайрам признался, что делает шоу из всего – из замены струны, из питья воды. А уж из выступления авсегда надо делать шоу. Этого требует современная эстетика. И не важно – джаз ты играешь или рок.
04 (Hiram Bullock Trio – 5:58)
Честно говоря, у меня было полное ощущение того, что я побывал на рок-концерте. Да и Хайрам Булок считает себя в первую очередь рок-исполнителем.
(интервью)
Хайрам Буллок родился в Осаке в семье американского военнослужащего и переехал в США в двухлетнем возрасте. С шести лет уже учился игре на фортепиано, затем освоил бас-гитару. И только в 16 лет. перешел на гитару (по его собственным словам, чтобы знакомиться с девушками, которые предпочитали не басистов, а гитаристов).
В начале 70-х Буллок учился в одном из самых престижных и серьезных джазовых учебных заведений США - Музыкальной школе университета Майами, где вместе с ним получали образование Пэт Мэтини (известный джазовый гитарист) и Джако Пасториус (лучший басист в мире. Человек, ставший своего рода двигателем современной американской музыки. В джазовых школах и консерваториях по всему миру его имя произносится студентами с таким же почтением, как имена Чарли Паркера или Моцарта.).
Его выступления в Новокузнецке – редкий шанс увидеть одного из самых совершенных фанк-музыкантов мира.
05 (Hiram Bullock Trio – 4:29)
После выступления Буллока и его музыкантов ещё долго не отпускали зрители. Как мне кажется, просто не могли остановиться хлопать в ладоши – потому что втянулись. И когда всё же пришлось отпустить Хайрама со товарищи (музыкантам рано утром надо было лететь в Москву), на выходе многие высказывали предположение, что третий день должен быть ещё интересней. Третий день фестиваля был совершенно иной. Это был день триумфа мэйнстрима.
Открыл концерт коллектив Анатолия Берестова. Проект весьма оригинальный – русские народные песни в авторских обработках. С большим количеством перкуссии, с которой управлялись новосибирские музыканты и безумно прекрасным вокалом Ольги Юшковой.
(интервью)
06 (Ансамбь сибирской джазовости – 9:32)
На концерте было представлено всего два произведения. И очень хочется верить в то, что проект получит продолжение. Потому что это очень красиво, высокопрофессионально, интересно и востребовано. Выступление "Ансамбля сибирской джазовости" я бы назвал самым джазовым из всех. За счёт эклектики, которая проникла в каждую ноту, каждый звук, каждое движение музыкантов.
07 (Андрей Панченко – 7:53)
Абсолютный мэйнстрим продемонстрировал квартет из Новосибирска во главе с тенор-саксофонистом Николаем Панченко. Это на любителя. Произведения были известны, даже не искушённым слушателям, но вот оригинальности в аранжировках было чуть. Я называю это – сыграно без ошибок, садись – пять, зубри дальше.
Закрывал же фестиваль парижский трубач Жан-Лу Лоньон, сопровождали которого питерские музыканты.
08 (Jean-Loup Longnon – 8:27)
Трубач, композитор, дирижер, Жан-Лу Лоньон (Jean-Loup Longnon) родился в Париже в литературной и музыкальной семье в 1953 году.
Изучал фортепьяно и виолончель. А в 15 лет начал самостоятельно изучать джаз. В частности трубу.
На сегодняшний день Жан Лу Лоньон один из ведущих европейских джазовых музыкантов. Концертирует по всему миру. Играл с такими звездамикак: Диззи Гилеспи, Кларк Терри, Стен Гетц, Стефан Грапелли и конечно же Мишель Легран.
Я сожалею, что времени на программу отведено крайне мало. Обещаю, что обязательно подробно расскажу и о дуэте Кондаков-JD Walter, и о Трио Найрама Буллока, и о "Ансамбле сибирской джазовости", и о "ManSound", и о французском госте по имени Jean-Loup Longnon.
Но слушать мои отчёты – это одно. Если будет возможность, отправляйтесь-ка на следующий год в Новокузнецк сами. Три дня фестиваля "Джаз у старой крепости" зарядит вас положительными эмоциями на целый год.
Я же прощаюсь и как всегда – лучше слушайте музыку, которая ВАМ нарвится.