Muddy Waters. Блюз — это моя музыка. ч.5
Коллекция редкостей. Эфир от 27.08.2008 г. Александр ВинокуровУж если какому рекорд-лейблу и суждено было стать значимым в судьбе многих чернокожих музыкантов, так это звукозаписывающей компании «Чесс» братьев Леонарда и Фила — польских эмигрантов. А всё потому, что эти белые братья чувствовали блюз, как негры. Ибо росли в Южном квартале. Положа руку на сердце, надо признать, что начинали они с фирмы «Aristocrat Records Company» в доле с супругами Арон. И первые плоды славы им принёс именно Мадди Уотерс.
Уж если какому рекорд-лейблу и суждено было стать значимым в судьбе многих чернокожих музыкантов, так это звукозаписывающей компании «Чесс» братьев Леонарда и Фила — польских эмигрантов. А всё потому, что эти белые братья чувствовали блюз, как негры. Ибо росли в Южном квартале. Положа руку на сердце, надо признать, что начинали они с фирмы «Aristocrat Records Company» в доле с супругами Арон. И первые плоды славы им принёс именно Мадди Уотерс.
Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров.
С Сэмми Голдбергом, человеком, который в фирме «Аристократ» отвечал за приток новых талантов, Мадди познакомился в помещении профсоюза музыкантов. В то время фирма занималась исключительно джазом, однако Голдберг был уверен, что блюз будет иметь еще больший успех у публики, и решил прослушать Мадди прямо на месте. Послушав Мадди, Голдберг уже не сомневался, что этим музыкантом стоит заняться.
01 Corrina, Corrina (3:42)
Леонарда Чесса результаты записи не впечатлили: ему казалось, что эта музыка не будет пользоваться спросом. Несмотря на то, что Мадди регулярно заходил в офис компании и напоминал о себе, выпуск пластинки был отложен на несколько месяцев. Весной 1947 года запись, наконец, была выпущена на пластинке, но Леонард продолжал относиться к Мадди скептически и почти не рекламировал ее — разумеется, реакция публики была довольно вялой. Мадди расстроился: он знал, что пишет настоящие хиты, была бы только возможность донести их до публики. Предчувствие не обмануло его: он стоял на пороге славы.
02. Piney Brown Blues (3:15)
Всем большой привет. У микрофона Александр Винокуров. У многих ли из нас простое увлечение, хобби становится профессией? Чаще всего это случается с творческими работниками — с актёрами, музыкантами. Вот, к примеру, Мадди Уотерс — работал на плантации и играл блюз, потом работал водителем грузовика и играл блюз.
Свой рабочий день Мадди все так же проводил за рулем фургона компании «Western Graves», выпускавшую жалюзи. И хотя его амбиции простирались гораздо дальше, не жаловался. Хорошо изучив маршрут, Мадди вскоре сумел сделать так, что работа ничуть не мешала ему играть по ночам: он успевал развезти весь товар до двух часов дня и ложился спать, чтобы в шесть, как положено, появиться в конторе, а потом бежать в клуб — он уже играл каждый вечер, потихоньку зарабатывая и славу, и неплохие по тем временам деньги. В это время горячим поклонником Мадди становится юный уличный музыкант Эллас МакДэниел по прозвищу Бо Диддли. Несовершеннолетним вход в клубы был воспрещен, и чтобы послушать своего кумира, ему приходилось незаметно пробираться в зал и прятаться за музыкальным автоматом. По его словам, Мадди был «мотором в этом сумасшедшем составе». Как правило, мальчика вскоре обнаруживали и выкидывали за дверь, но он всегда возвращался.
03. Black Night (3:21)
В апреле 1948 года фирма «Аристократ» братьев Чесс и супругов Арон во второй раз приглашает Мадди в студию. Леонард Чесс так и не изменил своего мнения о нем — мало интересный музыкант, каких тысячи. Тем не менее, запись состоялась.
Записи других артистов, изданные «Аристократом», продавались неважно, и Леонард после долгих колебаний решился выпустить песни Мадди на пластинках 78 об/мин тиражом в три тысячи экземпляров. По иронии судьбы это были именно те песни, первые версии которых еще в января 1942 года объединил в одну пластинку Алан Ломакс (по заказу Библиотеки Конгресса), и именно ее он выслал домой Мадди, на плантацию Стоволл. Пластинки Мадди, выпущенные фирмой «Аристократ», попали в магазины Южного района в субботу, около полудня; так как специальных музыкальных магазинов почти не существовало, их развозили по любым торговым точкам, вплоть до салонов красоты. Успех был колоссальный: к 12 часам следующего дня раскупили почти весь тираж.
04. Trouble In Mind (2:57)
Мадди был в эйфории:
Леонард Чесс никак не ожидал такой лавины спроса. Тираж допечатали в срочном порядке, в результате тысячи дисков были распроданы в Чикаго, а затем и на Юге. Публика была в восторге от этой тонкой смеси традиционного и современного блюза, щедро приправленной обаянием и чувственностью.
05 Going Back To Memphis (2:42)
Вскоре имя Мадди Уотерса красовалось под номером 11 в двух самых крупных ритм-энд-блюзовых хит-парадах: «Best seller» и «Juke Box», и Леонард, наконец, уверовал. Теперь он звонил своему старому другу Мадди домой и приглашал его на обед.
Первая удача сблизила Мадди и Леонарда. С этого момента начинается их долгое сотрудничество, которое приведет к успеху и фирму «Чесс», и самого Мадди, и многих других блюзменов. Мадди свято верил, что Леонард — лучший в мире продюсер, и своей карьерой он сам обязан только ему. Он не подписал с ним ни одного контракта — все их договоренности скреплялись просто рукопожатием. Но все же Мадди говорил, что семья Чесс — его хозяева.
06 Betty And Dupree (3:04)
Мадди Уотерсу было уже тридцать три, и за свой триумф он заплатил долгими годами тяжелого труда. Дорога, которая начиналась у ворот плантации Стоволла, оказалась нелегкой, зато теперь Мадди вошел в круг самых прославленных артистов Чикаго. Он мечтал об этом еще в то время, когда был всего лишь батраком с плантации. Всю свою жизнь он работал ради этого.
Днем, объезжая покупателей на своем фургоне, Мадди останавливался возле баров и заходил проверить, есть ли в музыкальных автоматах его диск. Он раздувался от гордости, когда кто-нибудь из посетителей выбирал его песню. Мадди оказался в центре всеобщего внимания. Люди начали узнавать его на улице, окликать, разговаривать.
Возвращаясь ночью из клуба на машине, Мадди опускал верх и слушал, как из окон квартир доносятся его песни. Иногда он останавливался и ждал, пока пластинка не кончится; он был так счастлив, что
07 Take My Advice (2:55)
Обычно считается, что чикагский блюз начался именно с записей Мадди Уотерса на «Аристократе» в апреле 1948 года. Это не совсем так: там ещё не используются ни гармошка, ни пианино, ни барабаны, и только электрический звук гитары позволяет
Надо заметить, что следующий прорыв в музыке, связанный с разработкой электрического звука, будет сделан только через двадцать лет Джими Хендриксом.
08 Trouble (2:26)
Черные клубы, в которых играл состав Мадди Уотерса, представляли собой далеко не безопасные места: в них концентрировалась ночная жизнь гетто, полная насилия. Особенно отличался этим клуб «Занзибар». Его посещали бандиты, проститутки и простые рабочие, которые приходили, чтобы «спустить пары». Джимми Роджерс вспоминает, что там поминутно вспыхивали ссоры: «Стоило только глянуть на чужую девчонку — и все», а Мадди признавался, что всегда держал в кармане пистолет, хотя ни разу не пустил его в ход.
09 Hard Loser (3:07)
В конце 1948 года Мадди снова женится. Теперь на Женеве Уэйд. Родом из Лексингтона, штат Миссисипи. Женева была на год младше мужа. С ними жили два маленьких сына Женевы, а иногда и дочь Мадди от его первой жены, оставшейся в Миссисипи. Женева была очень хорошей женой — добрая, трудолюбивая женщина. Писать и считать она умела получше Мадди, а потому всегда занималась его делами. Иногда она приходила на концерты Мадди, но не часто: надо было присматривать за детьми. Сейчас мы будем слушать «The London Muddy Waters Sessions» (1971).
10 Blind Man Blues (3:32)
Один или два раза за время их сотрудничества Чесс организовывал для Мадди гастроли. Мадди относился к этому без особого энтузиазма, так как не хотел играть один, но осенью 1949 года он, наконец, нашел возможность выехать всем составом: они должны были совмещать турне по южным штатам с выступлениями на радио. Послушав блюзовые передачи радиостанции KFFA из Хелены, штат Арканзас, Мадди позвонил туда и договорился с неким мистером Андерсоном о ежедневном живом эфире. Тот, однако, «забыл» предупредить, что для группы не нашлось другого времени, кроме как с шести до семи утра!
Мадди Уотерс и его музыканты приехали в Хелену в октябре. Передачи, которые спонсировал местный магазин одежды, приносили им всего пять долларов в неделю, однако они оказались превосходной рекламой. С помощью радио они сумели не только привлечь публику на уже заявленные концерты, но и найти новые. На протяжении шести недель музыканты каждый вечер выкладывались в барах и танцзалах маленьких городков Дельты: Кливленда, Бойла, Шелби — а на рассвете, измученные, на пароме через Миссисипи возвращались в Хелену.
Благодаря этой передаче и сольным пластинкам Мадди сделался гордостью родной плантации.
11 Key To The Highway (2:27)
Песни, которые Мадди записал в начале
12. Young Fashioned Ways (4:25)
У Мадди Уотерса было немало друзей-конкурентов, оспаривавших его лидерство. Но с течением времени его титул «отца чикагского блюза» стал общепризнанным. Быть может, потому, что главным инструментом Мадди Уотерса была не его уникальная гитара, а весь его блюз-бенд. Звучание группы, общий драйв были для него важнее единоличного господства солиста. Через группу Мадди Уотерса как через своеобразный блюзовый университет прошли десятки музыкантов: Литл Уолтер, Джимми Роджерс, Джуниор Уэллс, Отис Спэнн, Бадди Гай, Пайнтоп Перкинс... Эти «выпускники» были звездами жанра в 1950 —
13. I’m Gonna Move To The Outskirts Of Town (3:57)
В 1958 году Мадди Уотерс впервые гастролировал в Лондоне. Импортные пластинки в Англии все еще были редкостью, и под блюзовым концертом подразумевали старца с гитарой, рассказывающего о жизни мудрые или скабрезные притчи. Уотерс привез в Англию новый блюз, и на следующий день газетные рецензии, заразившись его экспрессивностью, вопили от негодования: «Воющая гитара и вопящий рояль!» Но в зале были также молодые музыканты, восхищавшиеся традиционным блюзом и понимавшие, как важно, чтобы блюз звучал в такт со временем. Организаторы гастролей попросили Уотерса прикрутить ручку на усилителе, но семена уже упали на плодородную почву. В 1962 году Мадди Уотерс, прислушавшись к пожеланию устроителей, привез акустический блюз. Первое же, о чём его спросили — это почему он не привез усилитель. Там ребятки уже играли громче их.
14 Who’s Gonna Be Your Sweet Man When I’m Gone (5:04)
Концерт 1960 года на ньюпортском фолк фестивале открыл Мадди Уотерса много больше. Будучи одной из основных фигур на чикагской блюзовой
В 1971 году он получает свою первую премию «Гремми» за альбом «They Call Me Muddy Waters».
Мадди Уотерс умер во сне от сердечной недостаточности 30 апреля 1983 года в Чикаго.
15. I’m Ready 4:11)
А спустя 13 лет Айзек Тигретт, основатель американского Дома блюза, организовал одно из самых необычных турне — в путешествие отправился деревянный домик. Этот крохотный домишко Уотерса, площадь которого около 25 кв. м, считается одной из ценнейших реликвий блюза. Именно в этом домике, расположенном на хлопковой плантации неподалеку от города Кларксдэйл в Миссисипи, начался творческий путь музыканта. Здесь представителями Библиотеки конгресса была сделана первая запись его песен.
На этом всё. Лучше слушайте музыку, которая вам нравится.
16. I Don’t Know Why (4:00)