Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Yes. Музыка, как пища для ума. Часть 1

Коллекция редкостей. Эфир от 23.05.2007 г. Александр Винокуров

…Их музыка, чьи корни вросли в лихой 1968 год, не способна влюбить в себя с первого звука — это пища для ума, к которой себя надо приучать аккуратно и постепенно, следуя рекомендациям специалистов… (Из критической статьи)

…Их музыка, чьи корни вросли в лихой 1968 год, не способна влюбить в себя с первого звука — это пища для ума, к которой себя надо приучать аккуратно и постепенно, следуя рекомендациям специалистов… (Из критической статьи)

Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров. Как говорится, не имей сто рублей, а имей друзей из слушателей. Да, при этом обязательно нужно иметь проигрыватель виниловых пластинок. Вот с этим переходом с одного вида носителя на другой, наступило время радости для меня. Добрые люди несут свои старые пластинки, среди которых можно найти и раритеты — а я их собираю. Так ко мне в коллекцию попало сразу 9 фирменных альбомов британских классиков арт-рока — Yes. Я не собираюсь петь дифирамбы Крису Сквайе и его компании. Просто познакомлю вас с творчеством этой группы. Попытаюсь быть как можно беспристрастнее. Начнём от печки. То есть, с песен с первого же альбома группы.

01. Beyond And Before (4:42)

Бытует мнение, что Yes нужно слушать с альбома Fragile (1971 г.) — того альбома, когда в группу пришёл Рик Вейкман. Ну, или хотя бы с предыдущего (третьего), когда в команде появился гитарист Стив Хоу. Мол-де, первые две пластинки не представляют интереса. Моё мнение на сей счёт таково: первоначально мужики играли нормальную, обычную рок-музыку и, по большому счёту, не заморачивались. Соединяли себе музыку группы The Nice (перед которыми они пару раз выступали) и многоголосие Vanilla Fudge. Так же, как и The Nice, использовали влияние классической музыки. Их дебютный альбом с простым названием «Yes» среди оригинального материала содержал версии композиций The Beatles и Byrds. Можно заметить, что смысл чужих песен был схвачен весьма точно и в полном соответствии со стилем команды. «I See You» от Byrds привносит атмосферу неги и джазовую камерность. Очень даже удачно. Её-то мы сейчас и слушаем.

02. I See You (6:36)

Здравствуйте. Рад приветствовать всех присоединившихся. У микрофона Александр Винокуров. Решил я пройтись по арт-року и обнаружил, что некоторые Дэвида Боуи ставят в один ряд с Pink Floyd, а Jethro Tull по сию пору относят к отцам хеви-металла. Поэтому лучше всего продемонстрировать творчество ярчайшего представителя направления арт-рок. Чтобы дальше было ясно и понятно, с какой музыкой мы имеем дело. Вот как раз Yes в числе тех, чьи имена просто приятно повторять: Genesis, Pink Floyd, Jethro Tull, Van Der Graaf… Классика, высший пилотаж, арт-роковая революция.

Дебютный альбом группы вышел параллельно с Genesis и выглядел внушительнее их. Но все же более наивно, чем первые работы Pink Floyd и King Crimson. На втором диске Yes все еще искали себя и поэтому по всем статьям проиграли и Genesis, и Van Der Graaf, и Jethro Tull. Лишь с приходом Стива Хоу из третьего альбома получается настоящий арт-роковый шедевр. Вот его мы сегодня и будем слушать.

03. Your»s Is No Digrace (8:53)

С момента своего возникновения в октябре 1968 года Yes обладали вкусом, интеллигентностью, технической опытностью, идеями. Немного истории. Совсем немного. Группа была сформирована после случайной встречи Джона Андерсона и Криса Сквайе в лондонском ночном клубе для людей от шоу-бизнеса. Крис Сквайе — музыкант-самоучка. До Yes играл в одном ансамбле британской психоделики. Там же играл и гитарист Питер Бэнкс. Состав Yes дополнили органист Тони Кэй и ударник Билл Брафорд, которого Андерсон смог уговорить ради работы в группе отказаться от учебы в университете в Лидсе. Но Питер Бэнкс отработал с командой недолго. После выхода второго альбома обвинил коллектив в том, что представления стали слишком механистичными, и ушёл.

Многим показалось, что в тот критический период Yes распадется. Однако события оказались стартом в новую эру. На замену Бэнксу пришел Стив Хоу. Тоже музыкант-самоучка, но только с очень интересными данными и репутацией виртуоза в андерграундных музыкальных кругах. Хоу был лучшим исполнителем, чем Бэнкс.

Вот как раз следующая пьеса — маленькая гитарная композиция Стива Хоу. Написана была сразу же после рождения сына. Впервые она прозвучала на диске «The Yes Album». «Clap» — что-то вроде «шлёп». Должно быть, молодой папаша тогда здорово умилялся своим первенцем, раз написал такую замечательно виртуозную и жизнерадостную вещицу.

04. The Clap (3:08)

Очень оптимистично. И образно. Следующее произведение помонументальнее будет. Называется оно «Starship Trooper» («Звездный скиталец»). Композиция трехчастная — это излюбленная форма Yes. Первая часть идет широкими музыкальными фразами, восходящими и нисходящими, как будто за вопросом следует ответ. Пространственность звучанию придается неспешной простотой фразы и затейливой оболочкой. Ощущение свободы и пространства. Незаметно роскошь аранжировки сменяется простым гитарным аккомпанементом. Короткая вторая часть (Disillusion) пропевается двумя перекликающимися голосами. Они звучат четко, но немного издалека. Как бы доносятся из прозрачного вечернего воздуха. Ещё с большей проникновенностью звучит тема свободы. Как молитва. Но в ней уже есть предчувствие чего-то нового. Отличная работа басиста Криса Сквайе. Здесь и далее — его игра создает колорит нетерпеливого ожидания: вот-вот должно появиться что-то необычайное, и музыка переходит в третью, инструментальную часть (Wurm).


В поисках жизни
Сестра Синяя Птица, взлетающая все выше.
Свет твоих крыльев летит к солнцу.
Сохрани тайник секретов бытия на своем пути.
Но если откроешь его, не произноси вслух.
Сделай вид, что не знаешь, и я не услышу.

05. Starship trooper Life Seeker Disillusion Wurm (9:16)

Итак, все уже поняли, что появление в группе в 1971 году 24-летнего ветерана (звучит, да?) ветерана поп-психоделических команд The Syndicate, The In Crowd, Bodast и Tomorrow — гитариста Стива Хоу стало повортным моментом для Yes. Результат — отличный тиражный успех LP «The Yes Album» (1971) за океаном. Именно в то время сформировалось классическое звучание группы — достаточно сказать, что композиция «Starship Trooper», которую мы только слушали, исполняется на концертах Yes и поныне. Краеугольный камень успеха на все времена оказался заложен: именно в 1971 г. начались бесконечные стадионные турне по США, где британский арт-рок был в те времена в куда большем фаворе, нежели на родине музыкантов.

Сольные номера Стива на акустической гитаре быстро стали традицией, чем-то вроде спектакля внутри спектакля. Меркнет свет на сцене, стихают аплодисменты и в пятно прожектора выступает Маэстро со своей гитарой — прямо как Орфей с лирой. Его взгляд то направлен на гриф, то устремляется поверх голов сидящих в зале, и обратно на гриф, как будто он ловит далекую, одному ему слышную мелодию и передает ее всем. Длинные «паучьи» пальцы летают по струнам без усилий.

06. I»ve Seen All Good People (6:26)

«The Yes album» вышел в январе 1971 года и занял 6 место в британском чарте. Одновременно Yes впервые попала в американские чарты под номером 40. Осенью 1970 г. и зимой 1971 г. группа давала концерты в Европе. Итогом всех усилий 1970 года стали прием нового менеджера, Брайана Лейна, который затем многие годы успешно работал с Yes; обзаведение деньгами и собственной, достаточно мощной и подходящей для больших концертов аппаратурой; приобретение имени — хоть пока еще скромного, но уже мирового. И конечно главное приобретение — мистер Стив Хоу, который стал с этого времени неразрывно ассоциироваться с Yes.

У Стива Хоу огромный талант, работоспособность, множество идей, прекрасная фантазия, и пропасть гитар. У него столько гитар! О гитарах Стива ходят легенды: говорят, у него их около двухсот. Во всяком случае, на концертах на левом боку сцены красуются десятка полтора гитар, которые Стив меняет по ходу действа. Если он не успевает сменить гитару, то ассистент заранее водружает требуемый инструмент на специальную стойку, и Стив играет на ней, не снимая другую с шеи. Но любимая гитара Стива, как известно — это Gibson ES 175.

Все-таки кто Стив Хоу — рок-гитарист или не рок? С его интравертной манерой выступлений, с его гранью света и тени, с неброскими акустическими композициями и монашеским равнодушием к аплодисментам? Спросить бы у самого Стива.

07. AVenture (2:51)

К тому времени, как музыканты начали репетировать «The Yes album», у них оставались последние 15 фунтов. Каждый думал, что группа может прекратить существование. Приходилось просто выживать. Ко всему прочему, Тони Кэй умудрился сломать ногу. Так, с «костяной ногой», он и остался запечатлен на обложке «The Yes album».

Все были очень захвачены работой над третьим альбомом. Музыканты были счастливы в те дни. Руководство фирмы грамзаписи ссудили денег для альбома и выразились очень ясно: «Делайте что хотите и приходите с готовым альбомом». Музыку записывали прямо по ходу сочинения. Сначала делали скелетный набросок из баса, барабанов и черновой гитары, а дальше пробовали разные способы продолжения музыкальной идеи.

Немало сил потребовали и вокальные упражнения. Йон хотел, чтобы группа была безупречна во всех отношениях. В том числе и в многоголосии. Проблема заключалась в том, что петь профессионально умел один он. Крис в силу предыдущих упражнений в церковном хоре был еще туда-сюда, а Стив просто резал уши.

К осени группа опять приступила к концертам, но на этот раз в программу входили новые композиции: Yours is No Disgrace, Perpetual Change. В отзывах уже были слышны взвизги восхищения.

Если вас интересует этот коллектив, то есть прекрасный сайт, посвященный Yes. А если владеете английским, то вам сюда. На этом пока всё. Как всегда — лучше слушайте ту музыку, что вам нравится.

08. Perpetual Change (8:27)

Первый эфир 27.10.2004 г.

Показать текст программы целиком