Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Yes. Музыка, как пища для ума. Часть 2

Коллекция редкостей. Эфир от 30.05.2007 г. Александр Винокуров

…Собрав в одну команду профессионалов высшей пробы, герои нашей сегодняшней программы сплели из звуков дивный мир, лишенный сумрачных парадоксов и социальных аллюзий…Александр Винокуров. Сегодня речь пойдёт о Yes. Ибо именно она самая выразительная группа в британской рок-музыке 1970-х. Только этот квинтет создавал столь большие полотна прекрасного звука инструментов и голоса, что казалось, будто звучит большой хор в сопровождении симфонического оркестра.

…Собрав в одну команду профессионалов высшей пробы, герои нашей сегодняшней программы сплели из звуков дивный мир, лишенный сумрачных парадоксов и социальных аллюзий…Александр Винокуров. Сегодня речь пойдёт о Yes. Ибо именно она самая выразительная группа в британской рок-музыке 1970-х. Только этот квинтет создавал столь большие полотна прекрасного звука инструментов и голоса, что казалось, будто звучит большой хор в сопровождении симфонического оркестра.


Но начиналось всё не со столь эпических произведений. Полутора часовые сюиты будут созданы в 1970-х, с появлением в коллективе сначала гитариста Стива Хоу, а затем органиста Рика Вейкмана. А в 1969 году их музыка была не столько проще, сколько понятнее массовому слушателю. Предлагаю в этой десятиминутке обратиться именно к фрагментам с первого альбома группы. Сразу оговорюсь, что запись будет осуществляться с винилового альбома коллекционного американского издания. То есть, записанного именно на Atlantic Records в 1969 года. Знатокам известно, что часто британский тираж отличается от американского — как треками, так и оформлением обложки. Не судите строго качество. Это же «Коллекция редкостей».

01. Harold Land (5:30)

Во времена прогрессив-бума Yes имели конкурентов только в лице Emerson, Lake and Palmer и Genesis. Они появились в 1968 г. Вокалист Джон Андерсон и басист Крис Сквайр выступили организаторами группы. Добрали Билла Брафорда, Питера Бэнкса и Тони Кея. Группа играла на открытии прощального концерта «Cream» в лондонском «Royal Albert Hall». Но национальную известность команда получила после выступления на BBC в программе известного диск-жокея Джон Пила «Top Gear». Их изобретательная версия битловской «Every Little Thing» в комбинации с собственным замечательным дебютным синглом «Sweetness» сделали их фаворитами клубов в 1969 году.

02. Sweetness (4:17)

Всем ещё раз здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров. И прежде, чем мы отправимся в путешествие в хрупкую страну сказок по кружевным тропинкам мелодий альбома «Fragile», обратим свой слух на самый первый альбом группы Yes. Казалось бы, ничего особенного, но всё же фантазия музыкантов заставляет задуматься — а стали бы Beatles столь популярными, если бы играли в манере Yes? Послушайте что сделали Джон Андерсон и Крис Сквайе со товарищи с битловской «Every Little Thing».

03. Every Little Thing (5:30)

А теперь пришло время обратиться к одному из самых успешных альбомов Yes. «Fragile» имел большой успех у публики, и группа получила значительную поддержку в английской музыкальной прессе, особенно от «Melody maker». Удивительно, но сопутствующий сингл «Roundabout» стал лидером хит-парадов в США, хотя в Англии он немного не дотянул до первой десятки.

Кстати, в ежегодной анкете читателей «Melody Maker» группа побеждала трижды. Джон Андерсон среди вокалистов был дважды первым. Рик Уэйкман был лучшим среди исполнителей на клавишных с 1973 года — за единственным исключением. Стив Хоу — дважды среди лучших гитаристов. А басист Крис Сквайе шесть лет не знал иного места, кроме первого. И только пятый член группы, ударник Алан Уайт, вращался в своей категории лишь в районе пятого места.

У читателей более коммерческого издания «New Musical Express» картина была несколько иной. Но, тем не менее, ансамбль и там фигурировал в те же годы во главе списков вместе с Led Zeppelin и Genesis. И это несмотря на свои постоянные отъезды за границу (чаще всего в США) откуда они не возвращались по два года. Итак, «Roundabout». Терпения вам на восемь с половиной минут.

04. Roundabout (8:29)

Несмотря на то, что после выхода третьего альбома Yes получают благоприятные отзывы в музыкальной прессе, группу покидает клавишник Тони Кайе. Он сразу же организует свой неудачливый ансамбль Badger. Об его уходе жалели многие. Но свято место пусто не бывает — приходит Рик Уэйкман. Он уже попадал в поле зрения музыкальных критиков. Его работа на клавишных в фолк-группе Strawbs была замечена. Да и как не заметить талант такого размаха. Уэйкман добавил Yes и множество клавишных инструментов, достойных выпускника Королевской Академии, и своё представление об идеальной музыке для широкой публики. Он привнес в звук Yes целый арсенал технических приемов обращения с клавишными, чем вызвал очередную волну сравнения с Китом Эмерсоном.

В общем, появление в составе Yes осенью 1971 года клавишника-виртуоза Рика Уэйкмана окончательно превратило коллектив в группу суперлиги, доказательством чему стал воистину классический альбом «Fragile» и… шесть аншлагов подряд в знаменитом нью-йоркском зале Madison Square Garden. На один больше, чем у самих Led Zeppelin! И с этого момента Yes не знали поражений.

05. Cans And Brahms (1:35)

06. We Have Heaven (1:30)

Сказки и анекдоты относятся к тому жанру, в котором невозможно указать автора произведения. И сказки — это мудрость в понятном для ребенка виде. Сказочность звучания Yes начинается с андерсоновского «детского» голоса.

Андерсон поет от лица ребенка. Yes’овские песни-сказки — это детское лицо с большущими распахнутыми глазами, замершее во внимании к чудесной истории, которую ему в данную минуту рассказывают, и в этих глазах чередуются радость, печаль, страх и смех. Песни-сказки характерны для первого периода творчества группы — от 1969 до 1979 годов.

South Side of the Sky. Эта композиция в творчестве Yes стоит несколько особняком, и в рамки сказки умещается с трудом из-за своей длины. Но сказочное звучание здесь особенно сильно. Песня рассказывает о замерзающей в снежных горах команде. Свист пурги, содрогание гор, голос зовущей смерти и непреклонно пробивающиеся сквозь все это люди — такую картину рисуют музыканты в этой песне. Южный склон неба светит своим ужасным, холодным светом на бредущих, медленно умирающих путников. Полусон-полуявь, когда холод льда кажется теплом.

07. South Side Of The Sky (8:04)

Вокальная манера Андерсона начала складываться в 1962 году, когда он выступал в составе бит-группы The Warriors — несмотря на выпуск удачного сингла «You Came Along», этот квартет, тем не менее, распался, и вокалист вновь заявил о себе в 1967 году: он выступал как солист под псевдонимом «Ганс Христиан Андерсон». Агрессивный арт-рок Yes, одним из важнейших компонентов которого стал высокий и чистый голос Джона Андерсона, пользовался огромной популярностью, и тем не менее, во второй половине 1970-х певец возобновил сольную карьеру (как правило, в тот период он записывался только с согласия всех участников Yes).

Все, кто привык к раскатистым, ядреным вокальным партиям рок-звезд 1970-х, не может вникнуть в этот бестелесный голос, ускользающий от восприятия. Прозрачный, как родниковая вода, и такой же пресный, он ровно и непринужденно брал ноты в диапазоне добрых двух октав. Голос без перехода на фальцет легко берет самые высокие ноты и порхает бабочкой поверх изощренных пассажей фортепиано и гитары. Мужик — а поет детским голосом. Прошло немало времени прежде, чем я понял, что этот голос ничем другим заменить невозможно. Этот голос — там, где он должен быть. Но при этом, он и обеспечил группе вторжение в сферу жанра, ставшего известным под названием «флэш» или «техно-рок».

08. Five Percent For Nothing (0:35)

09. Long Distance Runaround (3:33)

Из многих вещей, которые всех нас роднят, это любовь к детям и зверям. Не обязательно к своим детям и домашним животным. Просто дети и звери. Когда мы слышим пение птиц или смотрим на возню детей, мы вспоминаем себя и думаем о разном: о времени, о жизни, о себе. И на время забываем про свои успехи и неудачи. В музыке Yes тема зверей и детей неявно сквозит повсюду. Да вот, следующая композиция: The Fish. «Рыбой» в группе называют басиста Криса Сквайе, впрочем, он и сам себя так называет. Крис родился под знаком рыб. Его единственный сольный альбом называется «Fish out of Water». The Fish — небольшая инструментальная композиция. Она образована многократным наложением басовых партий, идущих нарастающим звучанием.

10. The Fish (Schindleria Praematurus) (2:35)

Одиночество бывает разное — и в жизни, и в музыке. От сумрачной медитативной расслабленности («Tea for One» у Led Zeppelin) до радостного раскрепощения (рассматриваемая ниже «Going for the One»). Одиночество бывает томительное, добровольное, вынужденное, мрачное, гордое, холостяцкое, тягостное, монашеское, горькое. От всех этих определений веет холодом. Погрузиться в одиночество — для этого нужна смелость или отчаяние.

«Mood for a Day» — это маленькая пьеса, сыгранная Стивом Хоу на акустической гитаре. Записана на альбоме «Fragile». Почему я отнес ее к теме одиночества? А вы послушайте. Здесь она списана с концертного альбома Yes «Songs». Потому что такие вещи, конечно, надо слушать в живом исполнении.

11. Mood For A Day (3:57)

Если кто-то знаком с английским, то заметил, что в текстах Yes обычно употребляется слово «мы», реже — «я». Тема одиночества звучит. Но оно у Yes не попадает под обычные интерпретации. По существу, это не настоящее одиночество: оно не гнетет. Музыка Yes не убегает в одиночество от суеты больших городов — с другой стороны, она не страдает от одиночества среди этой суеты. Тема одиночества Yes как сон или чтение — одно из естественных состояний души, не обусловленное внешними обстоятельствами и не сопротивляющееся им.

«Heart of the Sunrise» — завершающая 11-минутная композиция альбома. Вообще весь альбом «Fragile» выделяется контрастностью композиций. Он как будто состоит из простых фигур разного цвета и размера, отчасти налезающих друг на друга, но не сливающихся вместе, этакий абстрактный натюрморт. Прочие альбомы слушаются более-менее на одной волне, а этот напоминает набор разнокалиберных короткометражек или, если угодно, кукольных миниатюр. Их несвязанность и независимость и порождает ассоциации с одиночеством. И завершающая «Heart of the Sunrise» интегрирует внутри себя противоречивость всего альбома. Текста в композиции очень мало. И лично мне она напомнила раннее творчество King Crimson. Но это Yes!

В завершении скажу, что большой помощью в подготовке программы оказалась информация с сайтов http://www.vmeste.org/yes/ и http://yesworld.com/

На этом всё. Лучше слушайте музыку, которая вам нравится.

12. Heart Of The Sunrise (10:34)

Первый эфир 10.11.2004 г.

Показать текст программы целиком