Procol Harum - живые классики
Коллекция редкостей. Эфир от 12.11.2003 г. Александр ВинокуровВозможно, для тех, кто пришел к прогрессивному року в 80-х или
Возможно, для тех, кто пришел к прогрессивному року в 80-х или
в 90-х годах, их музыка покажется слишком простой и архаичной. Да ради бога! Но миллионы людей не могут "без слез" слушать их кристально-чистые мелодии и проникновенный голос вокалиста. За внешней отрешенностью композиций у них всегда чувствуется накал страстей, а уж по части мелодизма с ними могут сравниться разве что "The Moody Blues". И уж, конечно, вклад команды в разработку "традиций" арт-рока трудно переоценить.
Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров. Сегодня речь пойдёт о команде, которая в мае 2001 года дала VIP концерт при свечах в зале приёмов Государственного Кремлевского Дворца. Это легенда арт-рока – группа Гари Брукера "Procol Harum".
01 (A salty Dog – 4:33)
Британский коллектив "Procol Harum" – один из старейших представителей арт-рока середины 60-х. Если любопытствуете по поводу перевода названия, то в словари лазить бессмысленно. На исковерканной латыни это означает "Суть вещей" или "Запредельные вещи" (латыни я не изучал). А по версии самого Гари Брукера – это имя кошки.
Некоторые считают "Procol Harum" – группой одного хита. Может быть. Но то, что они – классика арт-рока – это факт. Если вдуматься, то сочетание "классика арт-рока" звучит странно. Игра такая. Дело в том, что арт-рок – ближайшая ступень к пониманию европейской классической музыки. Единственное, что не позволяет отнести Арт к Современной классической музыке – это наличие мощной ритм-секции в лице бас-гитары и ударных. Как правило, музыкальные полотна арт-рока эпичны, развернуты, они до предела заполнены аранжировками. И в отличие от джаза, где все построено на импровизации, в арт-роке продумана каждая нота до того, как она будет сыграна, как и в Классике. Вы услышите это сами.
02 (The Devil Came From Kansas – 4:33)
Всем вновь подключившимся доброго здоровьица. У микрофона в студии Александр Винокуров.
Без особой помпы летом 2002 года музыкальная общественность отпраздновала славный юбилей – 35-летие самого популярного сингла за всю историю рок-музыки. Для тех, кто не знает, что такое "сингл", напомню. Сингл – это пластинка с записью одной композиции на лицевой стороне диска (стороне А), и сопутствующей песней на стороне В.
Так вот, тот маленький кусочек винила, в честь которого и были гуляния, разошелся по миру в количестве десятков миллионов штук. И принадлежал тот сингл перу вовсе не Элвиса Пресли или «Битлз», и уж тем более не Майкла Джексона – держателей всех мировых рекордов. Его авторы – британская группа "Procol Harum", а название легендарной песни – «А Whiter Shade Of Pale» («Бледнее бледного», «Бледнее тени белой»).
Создателями мини-шедевра стали никому в то время не известный молодой поэт Кит Рейд и певец и композитор Гэри Брукер. Песня сразу же стала мега-хитом. Стала первой в Великобритании и взошла на 5-е место хит-парада США.
В 1967 году многие специалисты предсказывали, что "Procol Harum" сумеют затмить The Beatles, и это несмотря на то, что в тот период “великолепная четверка” выпустила свой эпохальный “Сержант Пеппер”.
03 (A Whiter Shade Of Pale – 3:54)
Считается, что мистический текст “A Whiter Shade Of Pale” был положен на торжественную органную партию, позаимствованную из сюиты № 3 ре-мажор Баха. Но, по словам Гари Брукера, это не была музыка Баха. Это была музыка, навеянная мотивами Баха. Это, что называется реминисценция, т.е. такое подражание стилю, звучанию, использование тех инструментов, которые были в той классической музыке. Идея-то и заключалась в том, чтобы она звучала именно как музыка Баха.
На мой взгляд, Бах, вообще, был самым первым рок-музыкантом. Его произведения всегда очень хорошо совпадают с рок-музыкой. Довольно много мелодий, написанных под впечатлением творчества И.-С. Баха.
04 (Conquistador – 2:34)
Итак. Вернёмся к нашим героям. В Сотенд, Англия.
В 1959 г. Гари Брукер вместе со своими школьными приятелями – гитаристом Робином Трауэром, басистом Крисом Коппингом, вокалистом Бобом Скоттом и ударником Миком Браунли создал группу THE PARAMOUNTS, которая специализировалась на кавер-версиях соул-хитов Рэя Чарльза и Джеймса Брауна. В октябре 1963 г. команде удалось подписать контракт с фирмой "Parlophone" и выпустить сингл-кавер THE COASTERS "Poison Ivy", который в январе 1964 г. занял 35-е место в чартах. THE COASTERS – популярное и модное в середине 50-х трио. Классика поп- и рок-музыки. В 1987 году она была внесена в почетные списки “Rock-n-Roll Hall Of Fame”. Выпустив еще четыре неудачных сингла, THE PARAMOUNTS распались в сентябре 1966 г. Несмотря на невеселую историю, это была сильная команда, которую ценили друзья-музыканты – недаром Мик Джаггер и Кейт Ричардс называли THE PARAMOUNTS своей любимой английской ритм-энд-блюзовым коллективом.
05 (She Wandered Through The Garden Fence – 3:17)
Когда в 1966 году The Paramounts распались Брукер начал вынашивать более амбициозные планы – создать собственную группу. Он познакомился с поэтом Китом Рейдом, который в дальнейшем всегда указывается в составе "Procol Harum" как полноправный член группы.
Брукер был очарован сюрреалистическими стихами Рейда, в которых фигурировали девственные весталки и фанданго. Фанданго – испанский народный танец с пением. Он распространён в Кастилии и Андалусии. Исполняется парами под аккомпанемент гитары и кастаньет.
Авторский дуэт Рейд-Брукер, стал в одночасье таким же популярным, как и тандем Леннон-Маккартни. Но при этом, назвать тексты Кейта Рейда поэзией нельзя. Да он и сам не очень любит, когда его называют поэтом. То, что пишет Рейд, просто очень хорошие тексты — в меру образные, в меру философские. Большая поэзия — это совсем другое.
06 (Something Following Me – 3:30)
После нескольких встреч и обсуждений Брукер и Рейд пришли к созданию музыки, сочетающей в себе особенности современного рок-н-ролла, ритм-энд-блюза и, в то же время, находящейся под сильным влиянием классической музыки, особенно – музыки барокко.
После объявлений в английской музыкальной прессе они собрали свой первый состав, который, кроме Брукера, включал в себя ударника Бобби Харрисона, гитариста Рэя Ройера, басиста Дэвида Найтса и органиста Мэтью Фишера (единственного из всех имевшего высшее музыкальное образование).
Название "Procol Harum" имеет “глубокий смысл” на латыни, однако, по признанию Брукера, они просто воспользовались именем кошки соседа Рейда. Это была такая достаточно упитанная коричневая кошка, которая росла на "Китикэте". А между собой музыканты в шутку называли группу Purple Horrors (“Кровавые кошмары”). Исходный состав распался после записи “А Whiter Shade Of Pale”, во время которой Бобби Харрисона заменил сейшнмен Билл Эйден.
07 (Mabel – 1:48)
Первый альбом "Procol Harum" появился в США под названием «Бледнее бледного», и только спустя полтора года в Англии. Под названием "Procol Harum". Это можно объяснить тем, что в Великобритании "Procol Harum" долгое время считали группой-однодневкой, однако в США коллектив преуспел. То было знаменитое «лето любви», лето 1967 года, когда вышли и битловский «Сержант Пеппер», и дебютный альбом «Пинк Флойд» - «Дудочник у врат зари» - время зарождения т. н. «прогрессивного рока», с которым навсегда оказался связанным и «Прокол Харум». Популярная журналистка, автор первой «Рок-энциклопедии» Лилиан Роксон окрестила их «Собором Нотр-Дам рок-н-ролла», а «Бледнее бледного» стала своеобразным гимном хиппи наряду с битловскими «Земляничными полями навсегда» и «Сан-Франциско» Скотта Маккензи.
08 (Cerdez (Outside The Gates Of) – 4:52)
"Procol Harum" записали свой первый альбом в лондонской студии "Олимпик" в июне 1967 года. Его продюсировал Дэнни Корделл на том же примитивном четырёхдорожечном оборудовании, что и Битлз делали во время работы над "Сержантом Пеппером". Вся запись уложилась в три дня, причём, шесть песен были записаны в одну сессию. Однако прошло несколько месяцев, прежде чем Кроделл нашел устраивавший его контракт. В результате хит-сингл вышел на DREAM, а альбом на REGAL ZANAPHONE.
По словам Робина Трауэра, "это лучшее, что Прокол когда-либо сделал… если бы у нас было время записать материал с любовью и воображением, что он заслуживал, это был бы один из классических альбомов тех времён". Теперь его статус классического ни у кого не вызывает сомнения. Слушаем и наслаждаемся.
09 (A Cristmas Camel – 4:39)
"Procol Harum" выпустили ещё один сингл, который попал в десятку лучших в списках – Homburg. В сущности, он был расширенной переработкой "A Whiter Shade Of Pale". Затем последовали два великолепных альбома «Shine On Brightly» (RZP 1968) и «A Salty Dog» (RZP 1969). Мы в самом начале слушали песни с последнего из них. Так вот эти альбомы позже многими критиками рассматривались как наиболее существенные достижения. Ведущему композитору группы Брукеру удалось "впервые соединить энергию и настроение американского ритм-н-блюза с угасающими в роскоши звуковыми измерениями европейских романтических традиций" (Rolling Stone). Рейд писал причудливые, сюрреалистические тексты, наполненные ассоциациями и игрой слов, в которых часто варьировались темы смерти, секса и насилия. За себя говорят и названия песен: "Бледнее тени белой", "Дьявол приходит из Канзаса", "Мечта мертвецов", "Молоко человеческой доброты".
10 ( Kaleidoscope – 2:47)
Гари Брукер со товарищи впервые построил мост между классикой и роком, не собираясь, видимо, разрушать "до основанья, а затем". Если учесть, что основой музыки "Procol Harum" всегда был блюз, который считался полной противоположностью классике, то само существование коллектива опровергало такой подход к современной музыке. Кроме этих для того времени действительно новаторских экспериментов, группа стала одной из немногих доживших до наших дней без явных провалов в творчестве. Может быть, потому, что постоянными ее членами были лишь основатель Брукер и его постоянный соавтор Кейт Рейд. Другие музыканты приходили, уходили, снова возвращались и опять покидали коллектив.
11 (Salat Days (Are Here Again) – 3:31)
Продажа всех последующих дисков, после «A Whiter Shade Of Pale» (RZP 1967), была достаточно умеренной и не превышала 100,000 экземпляров. Но, даже коммерчески ориентированная пресса превозносила классические секвенции "Procol Harum", которые характеризовали музыку ансамбля. Критика тех лет писала: "Мрачной элегичностью и феерической инструментовкой своей морской фантазии "A Salty Dog", великолепно представленной на сцене, музыканты заставляют вспомнить глубину Джозефа Конрада и олимпийское волшебство концертной работы Ричарда Роджерса "Victory At Sea".
12 (Good Capitan Clack – 1:26)
"Procol Harum" были особенно успешны в США, где их первые гастроли в 1969 году были встречены с откровенным восторгом. Однако вскоре группа вновь вступила в период разногласий и разочарований. В середине этого года из группы ушел Мэтью Фишер, ставший соло-артистом и продюсером. За ним чуть позже последовал Дэвид Найтс. Их место занял еще один бывший член Paramounts Крис Коппинг и, как квартет, ансамбль выпустил неоднородный диск «Home» (RZP 1970) и довольно посредственный «Broken Barricades» (CHR 1971).
А затем ансамбль покинул Робин Трауэр, чье разочарование становилось все более очевидным после каждого нового альбома. Он сформировал группу Jude, а позже – собственную команду Robin Trower Band.
"Procol Harum" просуществовали до конца 70-х годов, затем был перерыв. И в начале 90-х воссоединились. По словам Гари Брукера музыканты почувствовали, что к 77-му году прошли полный круг. Немного устали. 10 лет работали, делали записи. Неделя отпуска, а потом опять, всё сначала. И просто на каком-то этапе все поняли, что достаточно сделали и просто сказали друг другу "до свидания". Разошлись в разном направлении, и каждый стал заниматься тем, чем хотел. Брукер вернулся к своим овощам, которые хотел выращивать все это время. Нам это понятно. Наши люди тоже очень любят копаться в огороде.
А в 1991 году группа возвратилась на сцену. Но, как мне кажется, вечно куда-то спешащий поезд современной культуры уже ушел, оставив "Procol Harum" на перроне 70-х, на страницах рок-энциклопедий и в сердцах их почитателей.
13 (Repent Walpurgis – 4:50)
За свою карьеру Procol Harum записали несколько произведений, ставших впоследствии не только их визитной карточкой, но и вошедших в золотой фонд мировой рок-музыки. Уже упоминавшиеся "A White Shade Of Pale" и "Pandorra‘s Box", а также "Conquistador", "A Salty Dog" и другие стали поистине классическими. Кроме того, в далеком 72 году именно эта группа положила начало, если можно так выразиться, моде совместных выступлений рок-коллективов и оркестров классической музыки, записав пластинку с Эдмонтоновским симфоническим оркестром. Короче, как вы уже поняли, "Procol Harum" – живые классики.