Mark Bolan - вселенский мечтатель
Коллекция редкостей. Эфир от 05.11.2003 г. Александр ВинокуровС огромной радостью приветствую всех любителей рок-музыки. Прекрасно осознавать, что есть люди, которые в наш век засилья попсы и депрессивно-агрессивного нео-рока ещё помнят, а главное любят музыку, которая несёт в себе созидательное начало, а посему стала классикой.
С огромной радостью приветствую всех любителей рок-музыки. Прекрасно осознавать, что есть люди, которые в наш век засилья попсы и депрессивно-агрессивного нео-рока ещё помнят, а главное любят музыку, которая несёт в себе созидательное начало, а посему стала классикой.
Здравствуйте. У микрофона в студии Александр Винокуров. Сегодня обратим внимание на музыканта, который в нашей стране не слишком известен, но является самой культовой фигурой как британского, так и мирового рока. Марк Фельд и группа Tyrannosaurus Rex. Но основной массе любителям рок-музыки наши герои известны как Марк Болан и группа T.Rex. Для вас сегодня прозвучит самый известный и недавно в очередной раз переизданный альбом 1971 года Electric Warrior (Электрический воин).
01 (Mambo Sun – 3:35)
Вообще-то те, чья рокерская молодость пришлась на первую половину семидесятых годов, хорошо знают фронтмена знаменитой лондонской группы T. REX. Но жизнь Марка Болана — как мирская, так и музыкальная — оказалась хоть и ярко шокирующей, но, к сожалению, как и у многих собратьев по рок-сцене, недолгой. В бурные семидесятые свято место не пустовало, но место Болана так и осталось никем не занятым.
Марк Болан, он же Марк Фельд. 1948 года рождения. Секс-символ посильнее Моррисона. И если Джиму было безразлично как он выглядит, то Марк ещё в ранней юности привлекал внимание как неординарный бой. Одевался с иголочки по последнему писку моды. Он слыл первым лондонским стилягой среди сверстников в начале шестидесятых. Его, как человека молодежной английской тусовки, часто приглашали на эпизодические роли в телесериалах и массовках. Он был излюбленной фотомоделью журналов мод. Миловидная мордашка с выразительными глазами круглолицего юного Марка не могла не приглянуться. Но не фотомоделью мечтал он стать, а рок–музыкантом.
02 (Cosmic Dancer – 4:25)
В четырнадцать лет, заполняя анкету на бирже труда, в графе "профессия" он написал: "Поэт". Став рок-звездой, на вопросы о том, кем он стал бы, если бы не начал карьеру музыканта, он неизменно отвечал: "Поэтом". Когда его спрашивали, что он будет делать, если сойдет со сцены, он говорил: "писать книги". И он действительно писал, писал, начиная с самого детства. Однако выпустил он всего одну книгу, вероятно, полагая, что еще успеет издать остальные произведения. Не успел.
Здравствуёте все те, кто присоединился к нам только что. У микрофона в студии Александр Винокуров. Я запланировал сегодня прослушать весь альбом 1971 года Electric Warrior (Электрический воин) Марка Болана и группы T.Rex.
Марк Фельд родился в Хакни в Лондоне 30-го сентября 1947 года в бедной еврейской семье: мать Филис работала в продуктовом магазинчике, отец Саймон – водитель. С детства обладал огромной силой воли и всегда мог постоять за себя. Ещё одной важной особенностью было непомерное воображение. Отец Марка, пытаясь развить музыкальные вкусы сына, покупает пластинку Билла Хэйли, случайно перепутав с Биллом Хэйзом. Для мальчика эта пластинка оказалось прорывом. В 11 лет Марк становится участником группы.
03 (Jeepstep – 4:06)
В 1965 году Марк Фельд, явно не удовлетворенный бухгалтерской фамилией своих предков, берет псевдоним Болан. И вот теперь совершим первое небольшое отступление. Что же это за псевдоним такой? Есть версия, что что псевдоним сей позаимствован из сказок Толкиена.
Но есть и другая версия. К моменту своего дебюта в 1965 году Марк мечтал быть не кем иным, как новым Диланом. Для этого вместе со своей гитарой под псевдонимом Тоби Тайлер он отправился в лондонские фолк-клубы. Под этим же псевдонимом он послал две своих записи на фирму Decca и через посредничество продюсера Джона Айкономайдза добился контракта. На фирме переделали его псевдоним в Марка Боуланда, который затем превратился в Болана.
Есть ещё и третья версия появления псевдонима. Мол-де, от большой любви к творчеству Боба Дилана Марк взял первый слог имени и второй слог фамилии своего кумира.
Выбирайте ту версию, которая вам больше нравится.
04 (Monolith – 3:45)
Не было еще на свете человека более уверенного в себе, более точно знающего, что ему нужно, чем Марк Болан. В 1966 году, раздобыв где-то номер телефона Саймона Нэпьер-Белла, он позвонил. А надо сказать, что Саймон Нэпьер-Белл был менеджером The Yardbirds и ряда питомцев лейбла EMI. И сказал, что он певец и собирается стать величайшей британской рок-звездой, так что ему нужен хороший менеджер, который обо всем бы договорился.
Через десять минут он позвонил в дверь и вошел с гитарой на плече.
05 (Lean Woman Blues – 2:58)
В Болане была одна черта, которая больше всего необходима (но очень редко даруется) каждому рок-музыканту. Обычно ее называют "признаком звезды", но в реальности это лишь способность артиста рассматривать себя как материал своего искусства. Он придумывает свой уникальный имидж и образ жизни, а затем проецирует их на окружающих. Изберет ли он стезю певца, актера или даже политика, не имеет значения. Он использует себя, как художник использует холст, как скульптор использует кусок камня. Он рисует себя, обтесывает, выбирает одежду, и в результате получается новый человек. Произведение искусства. Звезда.
06 (Get It On – 4:21)
Не то, чтобы Болан хвастался или держался нескромно. Он действительно считал свои песни потрясающими, великолепными. Тот факт, что он нашел их внутри себя, а не посреди улицы, ничуть не уменьшал их достоинств. Он вообще не думал о них как о своих песнях. Так получилось, что их нашел именно он, и теперь ему хотелось разделить их со всем миром.
Такая вопиющая бесцеремонность могла бы стать самой отталкивающей чертой его характера, но в действительности это была его самая восхитительная особенность. Он не хвастался, он всего-навсего искренне оценивал свои творческие способности. И все похвалы, которые он расточал этим способностям, сопровождались самой заразительной, самой привлекательной улыбкой: открытой и искренней, всегда неподдельной.
07 (Planet Queen – 3:09)
Марк Болан изобрел необычную дребезжащую манеру пения, которая в сочетании с искусно подаваемыми образами придавала песням некоторую потусторонность, отлично сочетавшуюся с его эльфийским имиджем. Он знал, что делает.
Болан очень много обдумывал вопрос, кого же сделать своим менеджером – он хотел найти подходящего человека. Он отверг мысль о Брайане Эпштейне: "слишком ориентирован на средний класс, слишком провинциален, слишком еврей; он бы захотел одеть меня в чистенький костюмчик и показывать соседям." Не подошла ему и кандидатура Эндрю Олдхема: "Пока он выпендривался, словно девчонка, он был еще ничего. Но Джеггер украл всю его манерность, и теперь он ведет себя как мужлан. Носится по городу словно помесь Малыша Билли и Аль Капоне."
08 (Girl – 2:29)
Ко времени выхода первой песни Болана Англии было всего пять крупных компаний грамзаписи, и все они давали следующие комментарии относительно песни "Hippy Gumbo":
"Хорошая аранжировка, но песня плохая."
"Хорошая песня, но аранжировка никуда не годится."
"Ужасный голос, но идея отличная."
"Голос неплохой, но ни одной идеи."
"Здорово. Настоящий хит. Но не совсем то, что нам нужно ".
Что вы хотите, это музыкальный бизнес. В "Отделе по подбору артистов и репертуара" никогда не встретишь человека с чутьем на талант. В противном случае они бы сами делали бы деньги.
09 (The Motivator – 3:55)
В 1971 записывает свой знаменитый альбом "Electric Warrior" (Электрический воин). Выход этой буги-вуговской пластинки году стал настоящей сенсацией. Казалось, что слабых проходных вещей в альбоме вообще нет. Все песни – хиты. "Hot Love" и "Get It On" стали суперхитами по обе стороны Атлантики. Тирексомания развернулась необычайная. Даже сами экс-битлы удивились. Пол МакКартни, к примеру, назвал Т. REX новым поколением BEATLES, а Ринго Старр, занявшийся после их распада кинематографом, схватил камеру и своих операторов и бросился снимать фильм о Марке Болане "Born To Boogie" (Рожденный играть буги), ставший в 1972 году самой кассовой вещью, которую Ринго когда-либо записал на кинопленку.
10 (Life's a Gas – 2:22)
Артист – существо неразумное. Он считает, что общество должно его поддерживать лишь потому, что обществу интересна его (артиста) объективная точка зрения. А работники компаний грамзаписи – нормальные, разумные люди. Они рассматривают то, что делает музыкант, как куски черной пластмассы, которые нужно продать. Бесполезно считать, что их интересует твое видение мира или твое искусство. Им нужен пользующийся спросом музыкальный фрагмент, благодаря чему этот кусок пластмассы будет раскупаться.
Так, для справки. Первый сингл "Hippy Gumbo" провалился. Ни одно радио ни разу не поставило его в эфир. Неприязнь была единодушной. Их раздражал высокий вибрирующий голос Марка.
11 (Rip Off – 3:38)
Самым большим даром Марка Болана был талант мечтать, и большинство песен были написаны о его фантазиях. Более того, в них заключалась вся его жизнь. Что бы он о себе ни рассказывал, было расцвечено бурным воображением. Самые незначительные события превращались в восхитительные колоритные истории, и даже сам Марк, увлекшись создаваемой им фантазией, подчас терял связь со своим реальным "я".
Итак. Альбом “Электрический воин” прослушали весь. Теперь переходим к бонус-трекам.
12 (bonus – Lady – 2:09)
Марка Болана всегда завораживало звучание слов до такой степени, что он мог чуть ли не влюбиться в человека с подходящим именем. Он рассказывал о своем друге-актере, у которого одно время жил. Этого друга звали Риггс О'Хара, что казалось Марку волшебным именем. "Риггс" звучало жестко и по-техасски – нефтяные скважины и оборванцы. От "О'Хара" веяло Голливудом и романтикой. Это имя настолько глубоко проникло в воображение Марка, что его обладателя он не замечал. То, как он описывал своего друга, не имело никакого отношения к реальности. Риггс О'Хара оказался приятным невысоким пухленьким артистом с довольно высоким голосом. Но Марк видел в нем блистательного супермена.
До встречи с Саймоном Нэпьер-Беллом Марк записал пластинку с американским продюсером Джимом Экономидесом – и здесь его привлекло звучание имени. Экономидес был американским эмигрантом, который приехал в Лондон с намерением заинтересовать англичан автомобильными гонками. Марк видел в слове "Экономидес" греческие мифы, гору Олимп, бронзовых от загара солдат, Ахиллеса, Гермеса, Спартака. Он ждал, что сей воин музыкального бизнеса, липовый Александр Великий вознесет его к международной славе. Но вместо этого он получил посредственного американского авантюриста, решившего испытать удачу в Англии, раз дома не все гладко.
13 (bonus – Cadillac – 3:47)
Рок-музыка – это многоугольник. Объясню, почему: в ней столько сторон, что я думаю о ней, как о многоугольнике.
Большинство материала, который составляет основу хит-парадов и радиопрограмм, - отнюдь не ерунда. По большей части его приятно послушать, он неглубок, но и не претендует на глубину, и я частенько подпеваю бездумным песенкам, потому что ничего против них не имею. Да и кто я такой, чтобы иметь что-то против?
Но в поп-музыке существует и другая сторона, не просто коллекция приятных мотивчиков; при этом существуют люди, которые хотят услышать нечто большее. Хуже оно будет или лучше - не так уж и важно. Просто - другое.
Именно поэтому Tyrannosaurus Rex занимались музыкой. Именно поэтому люди и по сей день слушают их песни. Марк Болан - не просто одна вторая поп-группы. Он еще и поэт.
14 (bonus – Thunderwing – 3:43)