Big Joe Williams. Блюзмен с девятистрункой в соль-мажоре
Коллекция редкостей. Эфир от 28.11.2007 г. Александр ВинокуровВсем большой привет. У микрофона Александр Винокуров. Как всегда, подготовил для вас кое-что любопытное и, разумеется, мало известное. Сегодня речь пойдет о горячо любимом мною блюзе.

Всем большой привет. У микрофона Александр Винокуров. Как всегда, подготовил для вас кое-что любопытное и, разумеется, мало известное. Сегодня речь пойдет о горячо любимом мною блюзе.

Вряд ли такие имена, как Сонни Терри, Джимми Йэнси, Ти-Бон Уолкер, Биг Джо Уильямс что-либо скажут рядовым потребителям музыки, а вот меломаны возрадуются. Я давно уже начал собирать чёрный блюз. Но столкнулся с такой бедой, как присутствие на рынке только всем известных исполнителей. На слуху всё те же Джон Ли Хукер, Би Би Кинг, Бади Гай. Но, к счастью, есть ещё друзья-знакомые, которые время от времени выезжают не только из города, но из страны и провозят что-нибудь мало популярное у нас. Сегодня хочу предложить вашему вниманию Биг Джо Уильямса, его записи 1964 года «Back To The Country». Сразу же приношу свои извинения за качество звука. В те далёкие времена не было цифрового способа обработки. Всем истинным ценителям блюза дельты Миссисипи посвящается.
01. Ain't Gonna Be Your Lowdown Dog (2:43)
Определений блюза столько же, сколько и блюзовых композиций — у каждого автора и исполнителя своё. Самое объективное из них говорит о происхождении блюза — как эволюции музыкальной культуры американских негров. Однако хижина старого дяди Тома давно уже обветшала, а блюз жив, процветает и постоянно меняется. Поэтому одно из самых правильных определений блюза толкует этот термин по-своему: «блюз — это когда хорошему человеку плохо». Что ж, вполне вероятно, что чернокожему населению в Америке в середине XIX века было не слишком весело. На музыке это, к счастью, не отразилось.
02. Annie Mae (4:00)
Определим понятие блюза. Его можно охарактеризовать как «народные светские песни американских негров». Это так, но недостаточно, поскольку в таком определении блюз неотличим от многих иных жанров афроамериканского фольклора. Отличительным признаком блюза является его «нефункциональность» — это просто музыка отдыха, не имеющая определенной цели и причины. Герой песни — всегда обычный человек, причем в подавляющем большинстве случаев — сам автор.
03. You Can Stay Out (1:52)
Всем присоединившимся к нам доброго здоровьица! А мы тут веселимся не щадя себя, своего приёмника и своих соседей. Сегодня в нашей программе Биг Джо Вильямс играет и поёт. Если хотите узнать о нём и блюзе дельты Миссисипи больше, присоединяйтесь.
Итак, что означает слово blues? Действительно, одно из его значений — «грусть, меланхолия». Но если говорить о страданиях и горе, то в английском имеются для них гораздо более сильные названия. Почему бы блюзам не именоваться sorrows? Но, на самом деле, и грусть не является определяющей блюзовой эмоцией. Вот небольшой отрывок:
Я люблю, чтобы мой кофе был сладким по утрам / Я забочусь о чае вечером. / Если я не получу свой сахар трижды в день, / Знаете ли, я чувствую себя плохо. (Биг Джо Уильямс, «Sugar Mama»)
Этот текст явно не выражает крайнего отчаяния или, хотя бы, грусти. Его шуточный характер несомненен, как и его глубокая блюзовость.
04. Mean Backstabber (3:31)
В текстах блюзов есть и грусть и жалоба, но особого свойства. Когда Биг Джо Уильямс поет
Расскажи моей матери, Господь, / Как ты со мной обращаешься…(Биг Джо Уильямс, «Tell My Mother»)
в его словах гораздо больше иронии, чем мы можем услышать.
05. Worry You Off My Mind (1:56)
Легендарный Биг Джо Уильямс был уникальным исполнителем — одаренным бардом, мощным вокалистом и исключительно своеобразным гитаристом. Его карьера началась в 1920-е годы, когда Биг Джо был просто бродячим уличным музыкантом и играл повсюду — от Нового Орлеана до Чикаго. На протяжении пяти десятилетий Уильямс записывался на самых именитых лейблах. Разумеется, блюзовых. Иногда он играл на электрогитаре, подключив её к маленькому ветхому комбику с прибитой оловянной тарелкой и дребезжащей на ней пивной банкой. Эта удивительная конструкция производила невероятный звуковой эффект — некую звенящую, жужжащую музыку. И он же развил концепцию «гитаро-барабана», выколачивая на протяжении полувека удивительные серии риффов на своей девятиструнке, настроеной в соль-мажоре. Его бодрый, жизнеутверждающий вокал и ритмическая гитарная мощь не могут оставить слушателя равнодушным.
06. Miss Ida B (2:44)
«Большой Джо» Уильямс — один из типичных представителей блюза Дельты, обширной области, объединяющей города и села вокруг дельты реки Миссисипи. Джо Уильямс стал одним из первых, кого «открыли» собиратели американского фольклора еще в 1920-е годы, когда среди музыковедов и историков США проснулся интерес к блюзу. Он, действительно, является ярким представителем культуры Дельты.
07. Put On Your Nightcap (2:59)
Дельта Миссисипи часто считается местом рождения блюза. Сотни миль к северу от собственно дельты реки — это клин лежащих в низине плодородных земель между реками Миссисипи и Язу, прямо на юг от Мемфиса и северных холмов берегов Миссисипи. Отсюда вышли многие блюзовые певцы, где черное население во многих городах существенно превосходило белых. Хлопковые поля плантаций дельты вполне могли вырастить блюз. Близость к Мемфису и относительная легкость, с которой сотрудники фирм грамзаписи могли сюда попасть на поезде из Чикаго, также означали, что это место хорошо подходило для записей прямо там. Музыканты из Миссисипи также могли ездить в Чикаго.
08. Woody Woodpecker (2:24)
Большой Джо Уильямс — один из наиболее значительных записывавшихся блюзовых музыкантов, а также один из тех, чья жизнь практически буквально соответствовала стереотипу того, как должен был бы жить типичный сельский блюзмен. Индеец чероки по отцу, Уильямс воспринял основное музыкальное влияние от Логанов, семьи своей матери. Джо родился в 1903 году в бедной фермерской негритянской семье, где было 16 детей. Его отец работал не только на ферме, но и на лесопилке. Сам Джо с детства трудился на мельнице. Когда ему было четыре года, Джо впервые проявил музыкальный талант. Он пытался петь что-то, аккомпанируя себе ударами по ведру, из которого он научился извлекать звуки разной высоты. Немного постарше, он изготовил для себя примитивный инструмент буквально из палки и веревки — подобие однострунной гитары. Такова была его тяга к музыке. Постепенно Джо стал любимцем на многочисленных вечеринках, собрания негритянских общин, приемах, праздничных ужинах.
09. I Got My Ticket (3:34)
Уильямсу было около 15 лет, когда отчим выгнал его из дома. И Джо отправился странствовать. Позднее он увековечил своего гонителя в песне, которую исполнял и на закате своей долгой карьеры. К тому времени Джо стал настоящим блюзменом. Прошу обратить внимание. Именно блюзменом. Дело в том, что существует серьёзное различие между негром и блюзменом. Блюзмен — негр, но он отказывается от образа жизни негра. Негр должен гнуть спину в поле — блюзмен странствует и бездельничает. Для негра музыка — отдых, для блюзмена — средство заработка.
10. Saturday Night Ball (3:17)
В поисках работы Джо начал странствовать по другим близлежащим штатам. Наконец-то он получил возможность играть на настоящей гитаре. Его первым инструментом была 12-струнная гитара. Лишь позднее он перешел на обычный 6-струнный инструмент. Начав зарабатывать на жизнь исполнением блюзов, Джо стал типичным скитальцем, постоянно путешествуя по стране в поисках лучшей доли. У него нередко случались конфликты с законом и властями, но странникам многое сходит с рук.
11. Shake Your Boogie (2:15)
Если обратиться к биографиям блюзменов, мы увидим, что практически ни один из них не избежал участи бродяги. Смена добропорядочного оседлого существования на жизнь подозрительного во всех отношениях бродяги (кстати, таившую немало опасностей) происходила у них в силу абсолютно сознательного выбора. Подтверждение тому — в их песнях:
Kогда я впервые ушел из дома, / сделав своим домом дельту Mиссисипи… / Я оставил любимую мать / рыдать на пороге…(Биг Джо Уильямс. «When I First Left Home»)
Я странствовал по Mиссисипи / Я уходил из этого глупого города…/ Я не вернусь в Kроуфорд, / Я сменю имя…(Биг Джо Уильямс. «I've Been Wrong, But I'll Be Right»)
12. See See Rider (2:37)
Жизнь Уильямса состояла в постоянном перемещении: он играл в лагерях лесорубов, скипидарнях и забегаловках южных штатов США. В 1929 — 1932 году Уильямс отбывал заключение в тюрьме Ангола, по выходе из которой женился и поселился в Сент-Луисе, Миссури, по-прежнему, впрочем, предпринимая затяжные путешествия по стране, поскольку так никогда и не смог избавиться от страсти к бродяжничеству. Выступления перед сельской публикой давали ему заработок и в худшие времена Великой депрессии, когда он выступал под псеводнимом «Бедный Джо» (Poor Joe).
13. Blues Everywhere I Go (4:19)
Самые ранние записи Уильямса относятся к 1935 году, когда он записал шесть композиций для фирмы грамзаписи «Блюберд» (Bluebird) в Чикаго. С той поры он записывался при каждой возможности — до 1945 года на «Блюберд», а затем на «Коламбии». На многих сеансах он играл в свободном содружестве с Джоном Ли «Сонни Боем» Уильямсоном — таком же, какое впоследствии существовало между Мадди Уотерсом и Литтл Уолтером.
14. Worried And Lonesome (3:30)
В 1930-е годы Джо Уильямс начал выступать вместе с музыкантом по имени Пити Уитстроу, с которым они прибыли в Сент Луис, где был один из популярных блюзовых клубов. Там заправлял делами Чарли Джордан. Но Пити погиб в автокатастрофе в 1941 году, Джордан был убит в 1954 г., и заведение закрылось. Биг Джо Уильямс продолжил жизнь странствующего музыканта.
15. My Black Woman (2:13)
В 1952 году он также записывался на фирме грамзаписи «Трампет» в Джексоне, Миссиссиппи, а затем вернулся в Чикаго, где состоялся сеанс записи на фирме «Ви Джэй» (Vee Jay). Многие другие записи, сделанные Уильямсом на мелких лейблах, обнаруживаются и до сих пор. В 1951 — 1952 годах, кроме этого, он делал записи для других артистов на своей базе в Сент-Луисе.
В 1960 году он и его жена были жестоко избиты по дороге из Техаса в Калифорнию. Вскоре жена Джо умерла, а сам он в подавленном состоянии угодил в тюрьму по каким-то старым делам. Энтузиаст блюза Крис Шварц выкупил его оттуда и позднее помог Джо сделать запись его музыки.
16. The Moon Is Rising (2:35)
В 1960-е годы, когда блюз вошел в моду у белой молодежи, Уильямс обрел более широкую аудиторию. Он продолжал записываться и совершать гастрольные поездки, теперь уже добавив к своим маршрутам Европу и Японию. Но и тогда он продолжал играть на дешевых гитарах, которые лично «доводил до ума» — присоединял к ним электропримочки, а также обычно приделывал дополнительные колки для использования изобретенного им лично девятиструнного строя гитары. Несмотря на то, что личный характер Уильямса иногда бывал неоднозначен, его мастерство, его грубоватый, резкий голос и характерный узнаваемый звук гитары сделали его любимцем клубной и университетской сцены тех лет.
17. Down The Line (2:48)
Большой Джо Уильямс совершил полный жизненный круг и умер в служившем ему пристанищем фургоне все в том же Крофорде, в штате Миссиссиппи. Немалое количество легко доступных альбомов, записанных им в последние годы жизни, к сожалению, несколько притупили понимание широкой публикой подлинной величины и значения таланта Большого Джо Уильямса.
17 декабря 1982 года, в Мэйконе, штат Миссиссиппи, умер легендарный блюзовый исполнитель, виртуоз им же самим изобретённой 9-струнной гитары, вечный бродяга-блюзмен с мгновенно узнаваемым стилем, Большой Джо Уильямс.
18. My Baby Left Me A Mule To Ride (3:00)
Первый эфир 30.07.2003 г.