Tuxdomoon - великие экспериментаторы
Коллекция редкостей. Эфир от 05.03.2003 г. Александр ВинокуровВсем привет. Давненько не встречались. Семь суток из жизни долой. За это время много воды утекло – осталась только суть бытия. А для таких как мы – оно есть музыка. Ибо только в музыке можно найти гармонию с миром. В студии Александр Винокуров.
Всем привет. Давненько не встречались. Семь суток из жизни долой. За это время много воды утекло – осталась только суть бытия. А для таких как мы – оно есть музыка. Ибо только в музыке можно найти гармонию с миром. В студии Александр Винокуров.
Ну, вы понимаете о какой музыке веду речь. Если нет, то я проиллюстрирую. Сегодня для вас будет звучать TUXEDOMOON образца 1987 года – их альбом "You".
Для многих знатоков и ценителей современной музыки это имя является таинственным символом, за которым скрывается необычное музыкальное явление, если не сказать больше.
Их считают пионерами и родоначальниками эры электронной музыки. Не многим удавалось виртуозно соединить в своем творчестве дух новаторства с классической музыкальной формой. TUXEDOMOON великие экспериментаторы. И как любой великий экспериментатор смело используют самые различные возможности для воплощения своей удивительно самобытной музыкальной идеи. А ещё они авторы огромного количества талантливых работ и проектов для театральных и балетных постановок, кинофильмов и перформансов.
Каждое выступление группы становится событием. TUXEDOMOON таинственным образом появляются на сцене и таким же таинственным образом исчезают. А после себя оставляют непередаваемый микс ощущений и переживаний, который может рождаться только от соприкосновения с настоящим искусством.
01 ("Roman P" – 3:03)
В конце семидесятых Блейн Л. Рейнингер, Стивен Браун и Питер Принсипл объединились под общим названием TUXEDOMOON. Их музыка стала предметом настоящего культа для многих любителей "альтернативного" звучания и электронных экспериментов. Музыканты смело наполняют классические формы – от барокко до пост-панка – собственными оригинальными идеями, заставляя критиков порождать комичные эпитеты типа "Пинк Флойд новой волны".
TUXEDOMOON в начале восьмидесятых перебрались из Сан-Франциско в Европу и с тех пор блуждают по свету, став воистину явлением мировой культуры. Сейчас Рейнингер живет в Афинах, Браун - в Мехико, а Принсипл - в Нью-Йорке. В девяностые годы музыканты в основном были заняты сольными проектами, а в 2000 году объединились в оригинальном составе для европейского тура.
Используя как традиционные гитары, бас-гитару и клавишные, так и разнообразные духовые, электроскрипку, драм-машину и всевозможные шумелки. Всего три музыканта умудряются создавать на сцене очень насыщенный, богатый, непривычный на концерте звук.
02 ("The Train" – 4:22)
Добрый вечер всем, кто только что присоединился к братству меломанов. У микрофона в студии Александр Винокуров. Сегодня в программе звучит музыка легендарных TUXEDOMOON.
Группа TUXEDOMOON – тот редкий случай, когда давно ставшее общим местом понятие “культовая” оправдано по отношению к ней на сто процентов. Действительно, с тех пор как в конце семидесятых Блейн Л. Рейнингер, Стивен Браун и Питер Принсипл объединились под этим именем, их музыка стала предметом настоящего культа для многих любителей “альтернативного” звучания и электронных экспериментов.
Когда-то Рейнингер подчеркивал: TUXEDOMOON – это не просто пластинки, это попытка соединения в “едином поле” музыки, театра и текстового материала. Теперь шанс приобщиться к живой легенде. Не пропустите!
03 ("2000" – 4:59)
"Какая разница между пуганой вороной и письменным столом?" Эта загадка, заданная в небезызвестной книге-шараде устами Шляпного Болванщика, вызвала в свое время столь бурную волну споров и дебатов, что самому ее автору, писателю и другу детей Льюису Кэрроллу, пришлось признаться, что отгадки она не имеет. Сегодня вопрос можно было бы переформулировать следующим образом: "Какая связь между Луной и смокингом?" Создатели ребуса американцы TUXEDOMOON, смело скрестившие в названии группы ночное светило и предмет парадного мужского костюма, секретов раскрывать не спешат. Вот уже более четверти века они занимают место в "ультралевом" крыле рок-культуры, где-то на границе "новой волны", академического авангарда, джаза и прогрессива. Они заставляют своих поклонников ломать голову над своим творчеством, экспериментируя со стилями, манерами, формами, средствами, элементами разных культур и даже местами постоянной дислокации.
Основатели группы Стивен Браун и Блэйн Рэйнингер познакомились в 1976 году в колледже в Сан-Франциско, где оба изучали электронную музыку. Позднее к ним присоединились Уинстон Тонг и Питер Принсипл (настоящая фамилия Dachert). Поддержанные эксцентричными The Residents, Tuxedomoon ярко дебютировали в 80-м с альбомом "Half - Mute". В следующее десятилетие они получили всемирную известность благодаря "громким" театрально-музыкальным работам ("Ghost Sonata"), сотрудничеству с выдающимся балетмейстером Морисом Бежаром, и, разумеется, своим студийным альбомам, каждый из которых был не похож на предыдущий. В 90-е музыканты большее внимание уделяли своему сольному творчеству и другим видам художественной деятельности. В частности, Браун, ныне живущий в Мексике, основал интереснейший проект Nine Rain, а Рэйнингер, перебазировавшийся в Европу, дебютировал в кино, занялся созданием саундтреков.
04 ("Never Ending Story" – 7:11)
Пожалуй, не преувеличу, если скажу, что у нас, в России, TUXEDOMOON известны в основном пытливым интеллектуалам, увлекающимся "внемейнстримовыми" рок-течениями. А вот "смокинголунные" Россию любят – приезжали уже дважды. И это несмотря на практический отход от концертной деятельности – выступают только там, где им интересно, чаще всего на музыкальных фестивалях в Европе, причем не денег ради, а в основном из-за возможности поработать вместе, и берут от организаторов "в придачу" кров и стол. Правда, в 2000 году группа в Москве не концертировала, зато запись питерского шоу была легитимно-эксклюзивно выпущена местной фирмой "Neoacoustica", и стала, к тому же, первым официальным концертным альбомом в истории TUXEDOMOON.
05 ("Boxman (Mr. Niles)" – 2:16)
Музыканты TUXEDOMOON в концертных выступлениях сочетают звук, свет и видео. Но это не значит, что рамки только музыки им тесны. Нет, абсолютно. Это значит, что они делают попытки визуализации, театрализации музыки.
Большинство людей, раз нащупав удачную формулу, начинают эксплуатировать ее, а TUXEDOMOON стремятся, чтобы каждая новая пластинка звучала по-другому, отличалась от предыдущей. Значит, коллектив по сию пору (вот уже четверть века!) пребывает в постоянном поиске. Это же радость для поклонников. И по-настоящему творческая личность никогда не будет довольна результатом, ибо идеальной формулы успеха не существует. Знаете, как в футболе – есть правила, но не бывает двух одинаковых таймов. Обычный способ работы этого международного трио – основываться на уже установившихся традициях, но при этом эксперимент – обязательная часть творчества. И каждый раз из уже известной формулы получается что-то новое.
Правила и формулы – не на виду, они скрыты от поверхностных глаз. В музыке – ничего лишнего, предельный порядок, и вместе с тем – шаманский драйв, властная энергия, психоделический полет фантазии. Пожалуй, было бы логично употребить для ее характеристики слово "минимализм", но эта лишь одна из составляющих, хотя и очень важная. Музыка развертывается на основе "элементарных частиц" – риффов, на которые наслаиваются новые и новые пласты звуковой материи. И эти пласты заряженые порой полярно: холодные аккорды синтезатора и хрупкие, переливчатые, покорно повторяющиеся мотивы фортепиано, безумные тремоло скрипки, пост-джазовые импровизации саксофона, почти нойзовая гитара... И – всепоглощающий ритм.
06 ("Spirits & Ghosts" – 7:14)
TUXEDOMOON никогда не играли собственно электронную музыку. Они играли поп-музыку с элементами электроники. Двадцать пять лет назад им казалось интересным соединить живые инструменты с синтезаторами и прочими электронными штуками. Современная же электронная музыка порождена компьютером на девяносто процентов.
Всем участникам TUXEDOMOON хотелось чего-то большего, чем просто гитара, бас и ударные. Потому как были убеждены, что смотреть в глаза публике – так же важно, как играть музыку.
Сегодня это уже не важно. Все смотрят слишком много музыкальных телевизионных каналов. С экранов ТВ ты видишь уже не музыкантов, а вложенные в них деньги. Сегодня люди слушают только ту музыку, которую они видят. У них не остается никакого пространства для фантазии. Гораздо интереснее, когда каждый может придумывать собственное кино на ту музыку, которую он слушает. Вот когда "Residents" придумывали свой визуальный мир, соответствующий их музыке – с масками, с видеопроекциями, – то это было действительно интересно, так как они стимулировали воображение зрителей, а не навязывали им готовую картинку. Это, кстати, одна из причин, почему TUXEDOMOON не снимают видеоклипов. А зачем? Согласитесь, было бы не интересно смотреть следующую композицию.
07 ("Boxman (The City)" – 2:19)
Они начинали в конце 70-х в Сан-Франциско. Как и все музыканты и художники этого поколения, они искали новые, гибридные формы искусства. TUXEDOMOON экспериментировали с электроникой и превращали концерты в театральные перформансы. Они играли в легендарном баре Deaf Сlub, где музыканты-экспериментаторы могли делать что угодно, не боясь спугнуть постоянных посетителей – Deaf Сlub был клубом глухонемых. TUXEDOMOON выступали вместе с уличным театром "Ангелы света" и записывались с Residents.
В 80 году TUXEDOMOON переехали в Европу – и не в рок-н-ролльную Англию, а в совсем уж экзотические для них Голландию, а затем в Бельгию. Они жили в роттердамской артистической коммуне "Утопия", затем, когда их оттуда выгнали, перебрались в Брюссель, в помещение, оставленное им авангардной театральной труппой Plan K. Придумывали амбициозные проекты – оперы без слов, перформансы, мультимедийные шоу с видеопроекциями и группами современного танца. Ездили на гастроли по Европе и Америке, дружили с Уильямом Берроузом и писали музыку для балета Мориса Бежара. Распадались, делали сольные проекты, снимали кино и играли в театре. И выпускали удивительной красоты альбомы – одни из лучших, записанных в 80-е.
В конце концов Питер Принсипл оказался в Нью-Йорке, Блэйн Л. Рейнингер – в Афинах, а Стивен Браун – в Мексике. Тем не менее группа Tuxedomoon продолжает существовать и давать концерты.
08 ("You" – 5:02)
Что заставило музыкантов на пике славы покинуть Новый свет и перебраться в Старый. Можно сказать, что музыканты просто устали от успеха и известности – Сан-Франциско на самом деле совсем маленький город. Да и группа достигла определенного уровня, и всем захотелось выйти за пределы слишком знакомого мира. Появилась возможность открыть новую дверь. И TUXEDOMOON оказались в Европе. А в Европе их воспринимали гораздо серьезнее, чем в Штатах. Приглашали работать с Национальным балетом, выступать в государственных театрах, читать лекции. Европа в то время была довольно унылым местом. И когда в 80 году команда приехала в Англию, то были страшно разочарованы – такой она оказалась угрюмой и депрессивной. Все стало меняться как раз в 80-е годы.
Восьмидесятые были действительно поворотным моментом. Тогда люди чувствовали, что они могут сделать что-то новое. Восьмидесятые были моментом, когда что-то могло начаться. Потом пришли девяностые, постмодернизм, ощущение, что каждый может заниматься чем хочет и что в его распоряжении имеется всё когда-либо сделанное. А сегодня вдруг оказалось, что всё уже сделано. Может быть, только TUXEDOMOON по-прежнему находятся в той же точке, где были в 80-е годы. То есть всё ещё думают, что возможно сделать что-то новое. Нет, не думают. Знают.
09 ("Boxman (Home)" – 2:15)
Сегодня было уже упомянуто о том, что TUXEDOMOON любят звуковые дорожки к фильмам. И не только слушать. В своё время Блэйн Рейнингер записал саундтрек к фильму по мотивам "Шинели" Гоголя. Это был телефильм. Сделали его на греческой студии. Но он имеет мало общего с рассказом Гоголя. Режиссер превратил его чуть ли не в киберпанк. Блэйн Рейнингер там еще и играет как актер – Санта-Клауса. Но мы-то знаем, что у Гоголя никакого Санта-Клауса и в помине не было. Ну, да это на совести режиссёра. Хотя и отмечают, что красивый получился фильм – с шикарными съемками, яркими цветами. И музыка, разумеется, просто божественная.
Но я хочу предложить пару-тройку треков из фильма Боба Вессера “Het Veld Van Eer”.
10 («Fanfare» - 4 :37)
Наряду с вопросом о названии группы, сна не даёт и вопрос о стиле группы. Критики так вообще голову сломали. Что это – неоэмбиент, джаз, авангард, анедерграунд, Пинк Флойд новой волны и т.д. Но музыканты хранят молчание. Мол-де, решайте сами. Зато с удовольствием рассказывают о том, что лежит в основе их эклектической музыки. Саундтреки к фильмам. Ибо это музыка, которая создаёт настроение, определяет состояние.
Честно говоря, после всего услышанного ощущение загадочности и непостижимости фенОмена TUXEDOMOON еще более усиливается. Что это? Музыка, в которой соседствуют сдержанность средств и широта эмоций, человеческое и механическое, Запад и Восток, рок и авангард. Музыка, где искренность переходит в наигранность, феерия – в траур (и наоборот), транс – в экстаз. Музыка, которую нельзя "разложить по полочкам", как и объяснить, какова связь между Луной и смокингом. Возможно, TUXEDOMOON - это mind game (игра разума), созданная по недоступным простым смертным правилам. Возможно – это пародия на авангардизм, постмодернизм, концептуализм и прочие -измы. Возможно – просто саундтрек к нашей жизни, который до сих пор продолжают снимать, вставляя свои едкие комментарии, великие авантюристы TUXEDOMOON.
11 («No One Expects The Spanish Inquistion» - 4:50)
Что сказать напоследок? Кто-то где-то когда-то сказал, что всякий прогресс зиждется на Безрассудном Человеке. Здравомыслящий субъект приспосабливается к окружающему его миру, тогда как неразумный приспосабливает мир к себе самому. В этом смысле участники TUXEDOMOON могут с гордостью себя считать безрассудными. Они самоуправствующие варвары, которые предают огню и мечу все то, что предназначено для обязательного уничтожения — целую коллекцию художественных и культурных ценностей, которые утратили свой вес и значение, если, конечно, они их когда-нибудь и имели. И, быть может, в Европе им, как американцам, проще выполнять эту деструктивную работу, так как они никогда не испытывали на себе засасывающего эффекта всей этой массы фальшивых ценностей, против которого так восстают те самые неразумные среди нас. Никто никогда не вдалбливал музыкантам TUXEDOMOON в голову, что красота, благородство и добро правят или должны править миром. И именно это удивительное отсутствие укоренившихся положительных установок, это вызывающее непочтение к законности и порядку сделали TUXEDOMOON тем, чем они и являются сегодня — гениальной группой и группой гениев ЯРКОГО ПОЛЕТА!
12 («Driving To Verdun» - 2:33)