Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Gentle Giant. Музыка не для средних умов

Коллекция редкостей. Эфир от 12.12.2012 г. Александр Винокуров

Как и любое другое направление в искусстве, музыка делится на массовую и элитарную. Ну так, по-крупному. Не вдаваясь в подробности. Если музыка твоя пусть даже в шесть аккордов и не в дежурной тональности, но на четыре четверти и мелодична, то для всех, кто Королевских музыкальных академий не заканчивал, ты понятен, мил и люб. А если у тебя семь пядей во лбу, то куды ж с добром-то этим всем? Только в список прогрессивных музыкантов, большинство из которых точно будет предано забвению.

Как и любое другое направление в искусстве, музыка делится на массовую и элитарную. Ну так, по-крупному. Не вдаваясь в подробности. Если музыка твоя пусть даже в шесть аккордов и не в дежурной тональности, но на четыре четверти и мелодична, то для всех, кто Королевских музыкальных академий не заканчивал, ты понятен, мил и люб. А если у тебя семь пядей во лбу, то куды ж с добром-то этим всем? Только в список прогрессивных музыкантов, большинство из которых точно будет предано забвению.

Здравствуйте. Меня зовут Александр. Фамилия моя Винокуров.

Сегодня снова группа из высшей лиги арт-рока. Gentle Giant. По своему творческому наследию она столь же значительна, как Yes или King Crimson. Но кто назовёт их мена? Я!

Derek Shulman — лидирующий вокал, саксофон. Ray Shulman — бас-гитара, скрипка. Kerry Minnear — клавишные, вокал. Gary Green — гитара, вокал. Phil Shulman — деревянные и медные духовые, вокал. Martin Smith — ударные, перкуссия. Malcolm Mortimore — ударные, перкуссия. John Weathers — ударные, перкуссия. Tony Visconty — продюсер.

Последний — самый известный на сегодняшний день человек в команде. Он работал и продолжает работать с такими разноплановыми музыкантами, как Рик Уэйкман и The Stranglers, Moody Blues, Boomtown Rats, Джо Кокер, Т-Rex, Дэвид Боуи, Морисси. Сегодня предложу вашему вниманию два альбома группы и две истории создания и жизни коллектива Gentle Giant. Две пластинки (ну, не две, а полторы) — потому что записи их довольно короткие, что непривычно для арт-рока того времени. Зато в каждой из них невероятное количество материала. Ну, а две истории… первая про Великана, а вторая, собственно, про коллектив, который появился на базе вполне заурядной и откровенно коммерческой английской поп-группы Simon Dupree And Big Sound. В 1967 году одна их песня даже попала в хит-парад. Но затем произошла метаморфоза — что-то мозгах братьев Шульманов поменялось и в 1970 году вышел первый альбом Gentle Giant. С одноимённым названием.

01. Giant (6:24)

Музыканты Gentle Giant, видимо, с самой первой композиции решили объяснить, почему они так назвали группу, и описали нам образ симпатяги-великана, который держит в своих ладонях мир. В буклет альбома Тони Висконти включил историю о том, как они встретились с этим большим парнем.

(читает Юрий Усольцев)

Заметив, что тени удлинились, Великан решил провести остаток дня в саду среди яблонь. Он потянулся и пробежал сорок шагов, покрыв расстояние в четверть мили до входа в пещеру. Там он уселся и вытащил сладко пахнущую пробку из горлышка двухсотгаллонового кувшина. Внутри был крепкий сухой сидр, и Великан немедля наполнил им свою кружку объемом с небольшой домашний бассейн. Потягивая сидр, он почувствовал нечто странное: что-то привело в движение мирные воздушные потоки окрестностей Сомерсета. Он не спеша, поднялся на ноги и прошептал: «Ага, недурная звуковая примесь в восточном ветре. Пойдем, посмотрим». Вообще то, Великан редко покидал родные пределы, разве что повидать свою французскую подружку (кстати, дочку легендарного Гаргантюа), да и то не чаще двух-трех раз в сто лет! Он быстро перемещался в ночи, тщательно избегая густонаселенных районов. Добравшись до степей Солсбери, он решил взглянуть, цело ли каменное кольцо, которое он, развлекаясь, смастерил еще в детстве. В то время, как он приближался, парочка длиноволосых юнцов сидела напротив скалы, задрав головы. Один сказал: «Слышь-ка, это зелье и впрямь круто действует. Мне только что привиделся огромный великан вон там вдалеке». Другой сказал: «Великан вдалеке? Я тоже его вижу». Некоторое время они сидели без движения. Великан повернул на юг и продолжал свое движение. Когда он скрылся из виду, первый прошептал, широко раскрыв глаза: «Что-то многовато нас для одной галлюцинации». Другой побледнел.

02. Funny Ways (4:23)

Основные достижения Gentle Giant приходятся на первую половину 70-х. По тем временам группа имела очень оригинальный почерк: сложная, виртуозная музыка классического арт-направления с частой сменой ритма и мелодических рисунков. Обязательно присутствует флейта, саксофон, скрипка. При этом они часто солируют в диссонанс с основной темой. Самое большое количество споров вызывает вокал. Часто коллектив упрекали в чрезмерном использовании хоровых вставок из кельтского фольклора, что делало их схожими с Jethro Tull.

Но имеет смысл вернуться к продолжению истории про то, как Великан и музыканты нашли друг друга.

03. Alucard (6:01)

(читает Юрий Усольцев)

Без сомнения, звук доносился откуда-то от Портсмута. К радости Великана, источником его был коттедж, одиноко стоящий в окрестностях города — далеко от центра. Внутри коттеджа шесть сосредоточенных музыкантов нарезали композицию «Почему нет?» в тысячеваттном усилении. Великан улегся поудобнее на живот, подпер голову руками, и слушал, расположив уши напротив открытых окон, что создало хорошую стереобазу. Через часа три, группа сделала перерыв, и Рэй сказал Керри: «Пойдем глянем на звезды». Они открыли дверь и чуть не вошли в великану прямо в ноздри. Они отпрыгнули назад, трясясь с головы до ног, и одновременно проговорили: «Там огромное лицо, там оно огромное-огромное!» Остальные, тоже заметив, что-то неладно, вышли взглянуть. Все увидели голову огромного мирно спящего Великана. Фил был главою группы. Он повернулся и сказал: «Гарри, опять ты сделал чифир вместо чая?» Тут Великан открыл глаза. «Ребята, это вы так классно играли?»

Мартин, обрадованный дружественным тоном Великана, ответил: «Да, это мы. Извините, если было громковато. Видите ли, мы специально забрались подальше от города, чтобы никого не беспокоить» «Никого не беспокоить? — воскликнул Великан. — Да это же самая нежная музыка, которую я когда-либо слышал, если не считать громовых раскатов». Разумеется, после таких слов, все пошло как по маслу. Техник Франк вытащил всю аппаратуру на улицу, и остаток ночи группа играла для Великана. Где-то в Портсмуте сейсмографы зафиксировали небольшое землетрясение.

04. Isn’t It Quiet And Cold (3:52)

Засилье популярной музыки рождает протест. Потому основной целью создания Gentle Giant было желание исполнять высокоинтеллектуальную и абсолютно некоммерческую музыку, вне зависимости от откликов критики и количества поклонников. Так в интервью говорили сами музыканты. В Британии они были довольно популярны. Но никогда не занимали высоких строчек в хит-парадах. При этом до сих пор почитаемы как одно из самых интересных и загадочных явлений в музыке.

05. Nothing At All (9:08)

Столь продолжительная композиция для Gentle Giant не характерна. Таких в их творчестве немного. Есть мнение, что музыканты жили по принципу: мал золотник, да дорог. Все их записи состояли из 8 — 9 треков, общим звучанием до 40 минут (чаще меньше 35). И при этом, всегда у коллектива получается совершенно невероятное разнообразие мелодий и композиционных структур. К их музыке, несомненно, надо привыкать.

Шедеврами жанра стали альбомы 1970, 1971, 1973 и 1974 годов. Первый из них поражает необычным подходом к исполнению материала, очень высоким профессионализмом и богатыми аранжировками.

06. Why Not (5:31)

07. The Queen (1:41)

Пора вернуться к подлинной истории Gentle Giant от Тони Висконти.

(читает Юрий Усольцев)

Утром я ехал из Лондона вместе с менеджером группы Джерри и моим другом музыкантом Джорджем. Мы добрались до коттеджа, объехали его и наткнулись на группу, лежащую в полном составе на траве и внимающую рассказам Великана об историях из его отдаленного прошлого. Дерек подбежал к нам в том самый момент, когда я включал заднюю передачу, и уговорил нас остановиться. Он рассказал нам все, что произошло этой ночью, и вскоре мы тоже слушали удивительные вещи из жизни Великана. Прежде чем Великан отправился домой, поступило предложение, чтобы он сфотографировался вместе с группой. Однако под каким бы углом я ни располагал свой фотоаппарат, мне никак не удавалось захватить всех в объектив. У меня есть снимки шестерых ребят и большой ноги, шестерых ребят, огромного глаза и фрагмента огромного носа, но ни одного приличного изображения Великана и группы вместе. Джорджу повезло больше. Великан посадил его на верхушку высокого дерева, и в течение пятнадцати минут вопрос с общим снимком был решен. Ну, вот и вся история Нежного Великана. Вы скажете, что история невероятна, а я скажу — под стать музыке.

08. Pantagruel’s Nativity (6:53)

Первый альбом вышел на Vertigo в 1970. Само название коллектива указывает на привязанность музыкантов к творчеству Франсуа Рабле, к раннему средневековью. В прессе появляются публикации. Оценки творчества группы самые противоречивые. Во втором альбоме (который мы уже начали слушать) тема пристрастия к весельчаку, пребывающему в перманентном состоянии праздного времени препровождения, продолжается. При этом если Рабле вкладывал в своё произведение беспредельное шутовство в виде шаржа, гротеска и буффонады, раскрывая мысль о том, как бы прекрасна могла бы быть жизнь людей, если бы они были свободны, то для Gentle Giant важна «великанность», недоступность и нелёгкость в постижимости.

09. Edge Of Twilight (3:51)

Согласно списку, участников коллектива было шестеро, но в концертном исполнении они умудрялись вытащить на сцену что-то около 30 инструментов. В рамках одной композиции «Gentle Giant» могли перейти от блюз-рока к средневековому мадригалу, от, а капеллы — к дуэту кларнетов или соло на клавесине. Вся эта с блеском исполненная эклектика должна была приводить зрителя в восторг. Публика в это состояние приходила, но критика и менеджмент приходили в замешательство. Они полагали, что английскому народу подобная музыка не нужна. Всем нужна была мелодика. Владение инструментом — безупречно. Но как насвистать мелодию? При всём при этом, фаны как-то плодились. Их количество росло. Сначала в Англии, затем в Европе, потом и в Америке. Кстати, для Америки обычно репетировали упрощенный для восприятия вариант. Чего не скажешь про Россию. Нам же ни к чему упрощения?

10. The House, The Street, The Room (6:05)

Итак, второй альбом, «Acquiring The Taste», что можно перевести как «Обретение вкуса», появился в 1971 году под названием. Напрашивается гастрономическая аналогия с бессмертным творением Рабле и персонажами книги Гаргантюа и Пантагрюэлем. Но в предисловии к пластинке музыканты связывают обретение вкуса с возрастанием интереса к Gentle Giant и стремлением еще больше удивлять слушателей. Музыка этого диска завораживает изысканностью мелодий, прекрасными аранжировками. Различные манеры пения, роковая у Миннира и академично-ренессансная у Дерека Шульмана, создают неповторимый колорит. Разнообразные комбинации современных электронных и акустических инструментов, вокальное многоголосие — некая визитная карточка группы.

11. Acquiring The Taste (1:39)

12. Wreck (4:40)

Трудно вообще из всего творчества Gentle Giant выделить лучший диск. Для каждого меломана в отдельности таковым может оказаться любой до 1975 года. К примеру, «В доме из стекла», начиная с которого руль снова оказался в руках у братьев Шульманов, оригинален впервые созданным сочетанием звуковых эффектов и мелодии, а диск «Власть и слава» (1974) более других приближен к классическому арт-роковому саунду. Композиции в нем как на подбор аранжированы в духе сонатной классики, возможно, именно поэтому его тираж разошелся самым большим количеством, особенно в США. По-видимому, обилие музыкальных экспериментов в работах периода первой половины семидесятых настолько истощило фантазию участников коллектива, что в их творчестве наступил кризис. Музыка заметно упростилась, начала приобретать коммерческое звучание. В 1980 году была предпринята последняя попытка возродить былую славу. Альбом «Civilian» оставил равнодушными как критиков, так и поклонников. Группа распалась. О Gentle Giant забыли.

Об участниках группы после ее распада слышно немного. Рэймонд Шульман работает в телевидении, параллельно занимается продюсированием малоизвестных команд. Дэрек Шульман стал менеджером групп Cinderella и Kigdom Come. Остальные работают сессионными музыкантами.

13. The Moon Is Down (4:48)

Первый эфир 1.02.2006 г.

Показать текст программы целиком

https://kuzbassfm.ru/sound/15/kollektsiya_gentle_giant.mp3 Коллекция редкостей - Gentle Giant. Музыка не для средних умов