Echo & the Bunnymen. Как стать популярными без успешных синглов
Коллекция редкостей. Эфир от 18.07.2007 г. Александр ВинокуровВсем большой привет. Разумеется, музыкальный. В студии Александр Винокуров. Намедни перебирал свой винил и обнаружил много интересного. В смысле, давно не слышанного. Любопытно. Пару дней посвятил давно забытой музыке. Немногие, наверное, и помнят о том, что было такое направление как постпанк. Кстати, панк-рок и постпанк соотносятся примерно так же, как психоделик и прогрессивный рок. Просто в своё время молодые музыканты увидели тупик (в том числе и коммерческий) в «трехаккоррдном» панке и попробовали расширить арсенал выразительных средств. При этом, разумеется, сохранили элементы изначальной «крутости».
Всем большой привет. Разумеется, музыкальный. В студии Александр Винокуров. Намедни перебирал свой винил и обнаружил много интересного. В смысле, давно не слышанного. Любопытно. Пару дней посвятил давно забытой музыке. Немногие, наверное, и помнят о том, что было такое направление как постпанк. Кстати, панк-рок и постпанк соотносятся примерно так же, как психоделик и прогрессивный рок. Просто в своё время молодые музыканты увидели тупик (в том числе и коммерческий) в «трехаккоррдном» панке и попробовали расширить арсенал выразительных средств. При этом, разумеется, сохранили элементы изначальной «крутости».
Первыми в ряду в Англии были, конечно, Stranglers и Siouxsie & the Banshees, а в США — B-52. А вообще, команды «постпанка» можно подразделить на несколько течений: готическое (Bauhaus), нео-блюзовое (R. E. M.), фолк-панк и кантри-панк (The Pogues) и нео-психоделическое (Echo & the Bunnymen).
Вот о последних и пойдёт речь сегодня в программе. Их дебютный альбом «Crocodiles» появился на свет летом 1980 года. Достиг он 17 места в британских чартах. Критике стало понятно, что команда претендует на звание культового коллектива.
01. «Going Up» (3:42)
В конце 1970-x годов, когда панк-рок растерял свою былую ударную силу, Ливерпуль стал центром формирования так называемого «нео-панка». Одной из групп, исповедовавших данное музыкальное направление, и стали Echo & the Bunnymen, участники которой успели поиграть в разных панк-группах и впервые дебютировали в клубе «Eric's Club» — своего рода копии знаменитого «Cavern Club», где начинали The Beatles.
Группа Echo & the Bunnymen образовалась в конце 1970-х на базе трио Crucial Three. Поначалу в нее входили вокалист Йан МакКаллоч, Пит Уайли и Джудиан Коуп. Чуть позже, в 1977 г., Пит и Джулиан оставили Йана, чтобы создать Teardrop Explodes и Wah! соответственно. МакКаллоч встретил гитариста Уилла Сиргента летом 1978 г. и вдвоем они начали делать демонстрационную запись под названием «Echo». В сопровождении драм-машины и приглашенного бассита Леса Паттинсона группа дебютировала в ливерпульском клубе «Eric's» в конце 1978 г. — с увеличенным названием «Echo & the Bunnymen».
Группа быстро приобрела популярность у богемы Ливерпуля и подписала контракт с местной независимой фирмой Zoo. Дебютный сингл «Pictures On My Wall» появился в марте 1979 года. Сингл и популярные живые выступления позволили им заключить контракт с лэйблом Korova. После подписания контракта группа отвергла драм-машину и включила в свой состав барабанщика Пита Фрейтаса.
Сингл «Rescue» попал в британские чартсы, а дебютный альбом «Crocodiles» вошел в национальный Тор-20 — критики отмечали очень сильные тексты и жесткий аскетичный саунд, в котором чувствовалось влияние таких столпов 1960-х, как The Doors и Леонард Коэн.
02. «Stars Are Stars» (2:41)
Желаю здравствовать всем, кто присоединился к слушателям программы «Коллекция редкостей». В студии Александр Винокуров. Когда в 1977 году ушел из жизни «Король рок-н-ролла» Элвис Пресли, целое поколение распрощалось со своим прошлым. В 1980 году, когда трагически погиб Джон Леннон, многие ощутили, что он унес с собой надежду на будущее. Закончилась мечта о воссоединении The Beatles, о возврате «старых добрых времен».
1980-е годы стали началом волны интереса к иной рок-культуре. Пожалуй, одним из главных явлений в поп-музыке 1980-х стала британская «новая волна». Здесь англичане вновь проявили свой потенциал изысканного вкуса и склонность к некоторой извращенности при внешней чопорности и пуританстве. Жаль, что это явление не дожило до 1990-х годов. Его поглотило и в чём-то даже упростило диско.
Постпанк — одна из разновидностей «новой волны» (иногда эти термины употребляют как синонимы, но это не совсем верно). Постпанк является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. Постпанк появился в 1977—78 годах, когда британская панк-истерия стала потихоньку успокаиваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, цинизма, грязи, которые выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере постпанк стал не столько продолжением, сколько реакцией на творчество своих предшественников.
Представители собственно постпанка в Британии (The Cure, Echo & The Bunnymen, Bauhaus, Joy Division, Japan и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную.
03. «Pride» (2:34)
Echo & the Bunnymen нельзя было отказать в исключительности. Этот коллектив представил миру законченный образ. Постоянный поиск новых средств выражения и особенно высокое качество концертных выступлений — это те достоинства, что вознесли группу в элиту британской популярной музыки. То, что коллектив не является заурядным, он смог доказать уже в самом начале своей карьеры, без альбома в чартах и даже без успешных хитовых синглов. Семь лет успеха и пять очень качественных дисков относятся к наилучшему, что появилось в колыбели британского рока — Ливерпуле — со времен панк-рокового прорыва.
Как утверждает легенда, до 1977 года в Ливерпуле существовала группа с пророческим названием The Crucial Three, которую создали Джулиан Коуп, Пит Уайд и Йен МакКаллоч. Когда их пути разошлись, каждый из них поставил на ноги собственную группу, а все они обеспечили становление новой волны в городе на Мерсее, еще жившем временами прошлой славы.
Ансамбль Мака начинал как трио: сам он пел и играл на первой гитаре, Уилл Сарджент — на второй, а басистом был Лес Паттисон. Они использовали автоматический ударник фирмы Echo и по совету одного из приятелей сделали его названием ансамбля, которое дополнили преданные почитатели (bunnies — «крольчата»).
04. «Monkeys» (2:44)
Сначала Echo & the Bunnymen исполняли футуристический рок. В групповом звучании доминировал голос Мака, фальцет которого мог влезать в заоблачные выси: в те времена у них еще сквозила незрелость, стремление к модному грубому и нарочито диссонансному звучанию, которое кажется при первом прослушивании монотонным. Как писал шеф-редактор «Melody Maker» Алан Джонс, «проводя аналогии с группами десятилетней давности, U2 можно сравнить с Led Zeppelin, Big Country — с Wishbone Ash, a на долю Echo & the Bunnymen остается аналогия с Van der Graaf Generator».
Они — как и Teardrop Explodes — подписали контракт с новой фирмой Zoo, созданной Дэвидом Ралфом и бывшим певцом еще одной ливерпульской группы Big In Japan Биллом Драммондом. Записали тогда три композиции: «Pictures On My Wall», «Pride» и «Rescue». После выпуска сингла «The Puppet/Do It Clear» расстались с фирмой, поскольку продюсеры там не знали, что делать с их записями (Драммонд в отместку твердил, что Echo & the Bunnymen не умели играть). В 1980 году, когда в ансамбль пришел Пит де Фрейтас, они переписали три первых песни, которые объявились на дебютном диске, выпущенном на Korova, филиале фирмы WB.
На запись ушло три недели: автором всех текстов был Йен, и только «Happy Death Men» написал Уилл. Уже этим диском они зачислили себя в ряды апологетов нового музыкального измерения, а лонгплей стал основным документом целого жанра. Несмотря на все, вполне объяснимые недостатки, альбом обладал необычайной силой и убедительностью. В соответствии с утвердившим себя в Ливерпуле со времен The Beatles методом, они взяли за основу лучшие традиции американского рока. Способ ведения ритмического сопровождения, мелодические обороты, вокал и весь цельный звук однозначно указывали на влияние Velvet Underground, Doors и Jefferson Airplane. Кстати, Echo & the Bunnymen исполняли на сцене много песен Velvet Underground. Йен Маккалах даже назвал свою дочь Кэнди по песне «Candy Says»: «Кроме Velvet Underground я никогда не любил по-настоящему ни одной группы. Но Velvet не существует. Это Лу Рид и только он». Речь не могла идти о бездушном копировании — Echo & the Bunnymen просто черпали в каталоге роковой классики все лучшее, а затем в стилизованной форме переплавляли в собственный оригинальный музыкальный язык.
05. «Crocodiles» (2:32)
Саунд постпанка отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами (со значительной долей различных «искажателей», шумов, «конкретных» звуков), постпанк обильно пользовался синтезаторами. The Cure их применяли, Bauhaus тоже. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок — так родился экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan, Cabaret Voltaire, Billy Idol). В начале 1980-х из этих направлений выросло движение «нового романтизма» с его изысканной меланхоличностью (Depeche Mode, Duran Duran, Spandau Ballet).
По-моему, хорошо, что Echo & the Bunnymen отказались от драм-машинки и стали играть полностью вживую. Внешне казалось, что ребята не очень домогались суперзвездного статуса, но группа упорно гастролировала и прибавляла себе репутацию. В январе 1981 года на экраны вышел 30-минутный фильм, снятый на одном из их случайных выступлений. Результат группу разочаровал, а в прессе пошли разговоры об утрате направления. Впрочем, миньон с песнями из этого фильма был исключительного качества.
В сравнении с легко воспринимаемым дебютным диском, альбом «Heaven Up Here» многим показался менее эффектным. Он обозначен гораздо более деликатным обращением с музыкальным материалом и гораздо более пространственным звучанием. И хотя титульная композиция, «Promise», попала в сферу, освоенную Joy Division с диском «Сloser», Echo & the Bunnymen от группы Кертиса отличались тем, что они не поддавались отчаянию и не оставляли чувства безысходности.
МакКаллоч: «Многим людям не удается уловить оптимистические акценты нашей музыки. Быть может, потому, что «Крокодилы» не погружались в душевные глубины, предлагая немного наивный пессимизм 20-летних. В «Heaven Up Here» мы пытаемся осветить самые темные стороны жизни и определенно утверждаем: если только захочешь, вопреки всем преградам сможешь найти свое счастье».
06 «Rescue» (4:14)
В конце 1981 года Echo & the Bunnymen отправились в свое первое заграничное турне — выступали в Бостоне и Вашингтоне, пересекли США до Лос-Анджелеса. Одна из бывших столиц рока произвела на них очень тяжелое впечатление. В Австралии выступали довольно неуверенно, особенно в начале гастролей — в Сиднее и Мельбурне — где и публики было мало, и реакция ее — не ободряющей. Но в конце гастролей, опять в Сиднее, уже был аншлаг.
Диск «Popcupine» естественным образом заключил первый этап их творчества (его выпуск из-за дискуссии о продукции был задержан почти на год). В одной из журнальных статей их новый стиль за недостатком новых терминов был назван «психоделикой без наркотиков». И сам Мак не скрывал восхищения роковой музыкой 1950-х годов: «Как объективный наблюдатель я убежден, что 1960-е годы были куда как более благотворным временем для музыки и общественных перемен. Меня печалит, что люди сегодня не задумываются над вопросами, которые тогда считались важнейшими и являются таковыми в действительности и в наше время. Дух того времени был очень обещающим, и если бы все не утонуло в метафизическом безумии наркоманов, многое могло бы измениться».
Альбом «Popcupine» напоминает вариации на темы композиции «The End» группы «Doors», настоящий экстракт всех влияний и связей, которые в синтезе создали популярность ливерпульского квартета. Диск оказался логическим завершением духовных стремлений ансамбля с точки зрения как музыки, так и содержания; дальнейшая разработка этого направления неизбежно вела бы к самопародии. В феврале 1983 года диск добился второй позиции в британских чартах.
Затем последовал сингл с песней «Never Stop» с монотонным оглушительным звуком и вызывающим текстом. Похоже, что они решили начать работать в компактной, непритязательной манере. С довольно явной язвительностью они приурочили издание своего сингла к победе Маргарет Тэтчер на досрочных выборах в ее широко разрекламированной поездке по британским городам.
В то время первым попытался проявить себя в сольных попытках с диском «Themes for Grind» Уилл Сарджент. Одновременно в Париже Echo & the Bunnymen закончили работу над альбомом «Ocean Rain», который объявился на рынке в середине года. Он обозначил следующие изменения: окончательно исчезла угрюмость и мрачность, тексты песен приобрели новый динамизм, обнаружили целую россыпь нюансов и оттенков, сохранив частицу былого позерства. Песни Echo & the Bunnymen получили новое качество — они еще звучали эпически, но уже не помпезно.
07. «Villiers Terrace» (2:39)
В апреле 1984 года Echo & the Bunnymen отправляются в еще одно турне в США. Понемногу и неназойливо они завоевывают американскую публику. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе играли в переполненных залах.
От следующих поездок отказались до осени, когда месяц с успехом гастролировали по британским городам. Особенно удачным был концерт в Дублине, где Мак импровизировал в смеси фрагментов из знаменитых роковых и попсовых хитов Синатры, Doors, Джеймса Брауна, The Beatles, Monkees, Rolling Stones.
В октябре 1984 года на WB отсняли часовой видеоролик с компиляцией своих самых успешных песен, в декабре посетили Японию и Дальний Восток. Кульминацией их честолюбия было намерение полностью покорить Америку, где концерты группы принимались хорошо, но с дисками дело шло несравненно хуже.
С конца года новое молчание — Мак готовил сольный диск. На всех своих пластинках Echo & the Bunnymen работали коллективно, но никто не возражал против сольных устремлений своих коллег. Было только вопросом времени, кто попробует следующий — и им оказался Пит. На эти индивидуальные проекты ушло 3—4 первых месяца 1985 года. Наконец, отправились с концертами в Скандинавию, и эти гастроли оказались для них просто триумфальными. В Осло, где они выступали в день рождения Мака, публика так замучила требованиями «на бис», что Пит уже не был способен бить по ударным.
В конце апреля играли на бесплатном концерте в рамках акции «Гринпис», в мае — на ежегодном фестивале в Глэстонбери. В читательской анкете «Melody Maker» за 1984 год видеоролик «Seven Seas» занял пятое место, сингл «The Killing Moon» был третьим; были провозглашены вторыми концертными исполнителями и третьей роковой группой.
В самом конце года на прилавках появился сборник их самых успешных синглов. Поскольку слушатели не привыкли оценивать творчество Echo & the Bunnymen в рамках их синглов, для них было огромным откровением то, что лучшие песни ансамбля, отобранные и составленные определенным образом, создавали цельную концепцию с убедительной, почти безошибочной логикой, градацией в музыкальных и образных представлениях. Вместо темноты, жалоб и равнодушия можно почувствовать постоянно пульсирующую артерию горячей мелодии, пронизывающую все песни. Отчетливо чувствуется прозорливость Echo & the Bunnymen, которые не пытались любой ценой встать в ряды «авангарда», но для развития роковой музыки сделали гораздо больше, чем многие из их современников.
08. «Pictures On My Wall» (2:46)
В декабре 1985 года музыканты дали дома серию из 14 концертов, а затем Пит де Фрейтас отправился в США в сопровождении своих приятелей, бывших членов ливерпульских групп, которых пригласил к сотрудничеству. Без объяснения причин он не явился на подготовку программы для японского ТВ, и остаток Echo & the Bunnymen был вынужден искать ему замену. В группе появился Блэр Каннингэм, который раньше играл в Haircut 100. Его дебют состоялся в апреле 1986 года на нью-йоркском концерте, совместном с группой The Church.
А Пит основал ансамбль The Sex Gods, в котором сам играл на гитаре, Энди Иствуд — на гармонике и вокале, басистом стал Стивен Джонсон, выступавший ранее с Джулианом Коупом, а Тим Уиттейкер — ударником. В начале 1986 года в Нью-Орлеане записали семь композиций.
09. «All That Jazz» (2:42)
В октябре 1986 года де Фрейтас вернулся в ансамбль. Они выступили в программе британского ТВ и подготовили новый альбом «Liрs Like Sugar». В 1988 году они записали свою версию песни «Рeoрle Are Strange». Интересно, что эту запись продюсировал Рэй Манзарек, он же принял непосредственное участие в записи. Тогда же Echo & the Bunnymen приняли участие в создании звуковой дорожки к культовому фильму «Пропавшие мальчики».
В 1989 году МакКаллоч сделал давно ожидаемое заявление о намерении заняться сольной работой, но, к удивлению многих, группа не развалилась. Пригласив бывшего члена белфастской группы St. Vitus Dance Ноэля Берка, они приступили к репетициям. Однако в это время в дорожном инциденте трагически погиб де Фрейтас. С новым ударником Дэмиеном и Джейком Брокманом (бывшим гастрольным менеджером) на гитаре и синтезаторах Echo & the Bunnymen начали новую фазу своей работы выпуском обещающего лонгплея «The Cutter».
В 1989 же году Echo & the Bunnymen выпускают «Reverberation» — их первый альбом, записанный без МакКалоча, но он провалился в чартах. МакКаллоч выпустил свой второй сольный-альбом «Mysterio» в 1992. Двумя годами позже Йан МакКаллоч и Уилл Сиргент сформировали «Electrafixion» и выпустили альбом в 1995 году. В 1997 г., дуэт воссоединяется с Паттинсоном, чтобы воскресить Echo & the Bunnymen. Они издают LP «Evergreen». Двумя годами позже они возвратились с «What Are You Going to Do With Your Life». Новое тысячелетие вернуло группу к основам. Британская печать представила книгу с историей группы, начиная с 1983 г. — с времени выхода «Ocean Rain» — в надежде, что прежняя звезда Echo & the Bunnymen возгорится на их девятом альбоме.
«Flowers» были выпущены весной 2001 года. В том же году у них был в тур по Великобритании в поддержку выхода своего девятого альбома. У этого ливерпульского коллектива контракт с новым лейблом — «Cooking Vinyl». Билеты на концерты Echo & The Bunnymen стоят 11 фунтов стерлингов. В Лондоне подороже — 13,5 фунтов.
Йан МакКалоч работал с Кортни Лав, Натали Имбруглией и группой Fun Lovin Criminals. Сообщалось о сотрудничестве МакКалоча с его хорошим другом Дэвидом Боуи. Как известно, именитое издание, журнал «Q» составляет свои рейтинги исполнителей. В 2002 году лучшей в мире группой была названа команда Radiohead, а Echo & the Bunnymen получила награду за самую вдохновляющую музыку.
10. «Happy Death Men» (4:31)
Первый эфир 05.02.2003 г.