Jimmy Hendrix - "Я в первую очередь музыкант"
Коллекция редкостей. Эфир от 15.01.2003 г. Александр ВинокуровПожалуй, никто из героев рок-н-ролла не оказал такого влияния на окружающий мир за столь короткое время, как это сделал ОН. Один из виртуознейших гитаристов всех времен, ОН первым сделал электрическую гитару солирующим инструментом. Как известно, ОН играл на правосторонней гитаре левой рукой, держа инструмент "вверх ногами". Несмотря на то, что выступал менее пяти лет, ОН создал целое направление в рок-музыке. ОН стал своего рода духовным отцом для нескольких поколений музыкантов.
Пожалуй, никто из героев рок-н-ролла не оказал такого влияния на окружающий мир за столь короткое время, как это сделал ОН. Один из виртуознейших гитаристов всех времен, ОН первым сделал электрическую гитару солирующим инструментом. Как известно, ОН играл на правосторонней гитаре левой рукой, держа инструмент "вверх ногами". Несмотря на то, что выступал менее пяти лет, ОН создал целое направление в рок-музыке. ОН стал своего рода духовным отцом для нескольких поколений музыкантов.
ОН – легендарный Джими Хендрикс.
Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров. В эфире – "Коллекция редкостей".
И сегодня подарок для всех ценителей гитарной импровизации в стиле "Джими Хендрикс".
Я не буду касаться раннего творчества. Не стану вспоминать "The Jimi Hendrix Experience". Не услышите вы и того, исторического, выступления на фестивале в Вудстоке с группой "Gypsy, Suns & Rainbows". А будет вам представлено трио "Band Of Gypsys", в состав которого вошли: армейский друг Хендрикса басист Билли Кокс, а также знаменитый американский барабанщик Бадди Майлз. Дебют группы состоялся в нью-йоркском зале "Филмор Ист". Аккурат на Новый – 1970-ый – год.
"Мне хотелось бы, чтобы, когда я умру, люди слушали мою музыку, веселились под нее, творили всякие безумства, и вообще делали все, что им нравится". (Джимми Хендрикс)
("Who Knows" 9:31)
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь. Это не самая худшая компания. Меня зовут Александр Винокуров. Сегодня для всех ценителей рок-музыки – дебют трио "Band Of Gypsys" (Джими Хендрикс, Билли Кокс и Бадди Майлз) в нью-йоркском зале "Филмор Ист". Но прежде для непосвящённых – краткая справка.
Настоящее имя: Джонни Аллен Хендрикс, позднее Джеймс Маршалл Хендрикс.
Род занятий: Музыкант.
Дата рождения: 27 ноября 1942 года.
Дата смерти: 18 сентября 1970 года.
Место рождения: Сиэтл, штат Вашингтон, США.
Фирма звукозаписи: МСА.
И чтобы стало понятно, почему появилось трио "Band Of Gypsys", имеет смысл вспомнить 1965 год.
15 октября 1965 года Джимми Хендрикс (тогда его имя писалось ещё с двумя "м"), работавший с Кертисом Найтом и группой The Squires ("Сквайеры"), подписал контракт с нью-йоркским продюсером Эдом Чаплином. В соответствии с этим контрактом Джими обязывался в течение трёх лет работать только для фирмы Чаплина PPX Enterprises. Взамен он получил один доллар наличными и право на один процент от… цитирую: "суммы розничных продаж записей сделанных при его участии, а также оплату по минимальной ставке за сделанные им аранжировки".
Через год после того как было подписано это соглашение, The Jimi Hendrix Experience дебютировали во французском городе Эверо.
Феноменальный успех группы был замечен Чаплином. И старый прохиндей немедленно выбросил на рынок записи Хендрикса с Кертисом Найтом. Новая компания Хендрикса возбудила иск дабы прекратить продажи этих записей, но суд Нью-Йорка постановил, что…. и тут цитирую: "явно несправедливое соглашение между Хендриксом и PPX, тем не менее, не является незаконным". Чаплин, в свою очередь, возбудил встречный иск.
В июне 1968 заинтересованные стороны пришли к компромиссу: Чаплин получил отступные в виде двух процентов выручки от продаж первых трёх альбомов Джими, а также — исключительные права на его четвёртый альбом. Кроме того, он сохранил право на распространение старых записей Хендрикса с Кертисом Найтом. Вот где собака зарыта.
Легендарный "Electric Ladyland" был всего лишь тертьим по счёту. Новый альбом, тот, которого ждал Чаплин, должен был выйти в 1969. Но в конце июня 1969 The Jimi Hendrix Experience после турне по США распались.
Осенью 1969 менеджеры всё настойчивее стали требовать от Хендрикса обещанного Чаплину альбома. Вспоминает Бадди Майлз: "У Джими была финансовая проблема, и мы собрали Band Of Gypsys, чтобы помочь "выкупить" его, поскольку ему не к кому было больше обратиться. Мы не ожидали сколько-нибудь серьёзного коммерческого успеха."
После создания Band Of Gypsys, октябрьский номер журнала Life вышел со специальной скрытой обложкой, представлявшей собой фотографию Джими в комнате полной зеркал. Журнал провозгласил Джими "полубогом рока".
("Machine Gun" 12:33)
Двадцать седьмого ноября Джими в компании музыкантов из "Роллинг Стоунз" отпраздновал свой последний день рождения. Менеджер Хендрикса Майкл Джеффери отправился вместе с "Роллингами" на их судьбоносный концерт в Атламонте. Если помните, именно на этом концерте (6 декабря 1969 года) охранниками был убит один из зрителей, что вызвало грандиозный скандал и вовлекло группу в серьёзные неприятности. Ну, да не о "Роллингах" сегодня речь. А Хендрикс стал готовиться к появлению на суде в Торонто, где должно было рассматриваться его дело об обвинении в хранении наркотиков. Восьмого декабря он предстал перед судом. Двумя днями позже присяжные признали его невиновным, и Band Of Gypsys начали готовиться к своему дебюту в Филмор Ист.
Говорят, что идея о том, чтобы записать для Эда Чаплина концертный альбом, принадлежала Майклу Джеффери. Подобный проект обещал выйти гораздо быстрее и дешевле чем студийный. Таким образом, было решено дать четыре концерта, которые должны были быть записаны на плёнку.
В это время Джими сказал в своём интервью Ричи Йорку: "Я считаю себя в первую очередь музыкантом. Мой первоначальный успех был шагом в правильном направлении, но это был лишь первый шаг. Я осуществил лишь малую часть задуманного… Я чувствую, что мне предстоит пройти через серьёзные перемены, стать лучше. Мне нравится чувствовать себя вне времени. В конце концов, не имеет никакого значения, насколько долго ты занимаешься чем-то или сколько лет ты прожил. Важно лишь то, сколько миль ты проехал за свою жизнь".
("Them Changes" 5:10)
До того как в 1968 году Билл Грэм открыл Филмор Ист, рок-музыка в Нью-Йорке была заперта в тесные клубы с отвратительной акустикой. Филмор Ист находился в настолько густонаселённой части города, что иногда представлялось проблематичным даже просто пробиться ко входу. Но вплоть до самого его закрытия в 1971 году в Нью-Йорке не было лучшего места, где можно было бы посмотреть и послушать рок-концерт.
К праздничным концертам "Band Of Gypsys" были выпущены специальные свитера, а на каждом из 2.639 зрительских мест лежал маленький металлический тамбурин.
Первый концерт 31 декабря начался в восемь часов вечера. За сценой, на экране появилась карикатура на Гая Ломбардо (Гай Ломбардо — дирижёр популярного в те времена танцевального оркестра. В 50-е да и в 60-е, в канун каждого нового года этот оркестр показывали по национальному телевидению. Они играли длиннющую программу сентиментальных мелодий, а заканчивали своё выступление около полуночи исполнением "Auld Lang Syne"). Затем карикатура сменилась кадрами фильма, в котором негритянские детишки выбегали из своих домов в Гарлеме, бежали по Второй Авеню и, наконец, вбегали в двери Филмора. Фильм кончился, и те же самые детишки, на этот раз живьём, пробежали по проходам, забрались на сцену и начали танцевать.
Затем хор The Voices Of East Harlem под управлением соул-певицы Бернис Коул, под гитару, барабаны и орган, на некоторое время превратил Филмор в открытую церковь, к вящему восторгу более чем двух тысяч бряцающих тамбуринами хиппи. Полчаса спустя Билл Грэм объявил…. (фрагмент объявления с CD). Хендрикс, Кокс и Майлз вышли на сцену и отыграли потрясающий концерт, абсолютно не похожий на всё то, что Хендрикс делал до этого. Это был единственный из четырёх концертов, в котором не исполнялось ни одного из старых хитов The Experience. Абсолютно все композиции были новыми для слушателей. На этом концерте в полной мере проявился импровизационный гений Хендрикса. Запись не оставляет сомнений в том, что он был полностью сосредоточен на музыке и отказался от всех своих обычных трюков.
("Power of Love" 6:53)
Задолго до этих концертов было известно, что владелец Филмора Билл Грэм отрицательно отзывался о сценических трюках Хендрикса. Критик Ральф Глизон цитировал Грэма, который как-то сказал Хендриксу: "Ты выходишь на эту (пик) сцену, высовываешь язык, вертишь им во все стороны, и, конечно, девки (пик) от восторга… но что ты им дал? Могут ли они хоть что-то сказать о том, насколько хорошо ты играешь блюз?"
После концертов "Band Of Gypsys" в прессе широко муссировались слухи о конфликтах между Хендриксом и Грэмом. По словам Грэма, это происходило следующим образом: "Джими отыграл первый концерт. Мы готовились ко второму шоу… Он спросил: "Ну, как тебе?"… Я ответил: "Дрянь, чувак. Всё от начала до конца — дрянь. Ты швырял гитару, поджигал её, закидывал за спину, грыз струны… ты забыл лишь об одном — о музыке. В общем — (пик)." В соответствии с легендой, Джими после этого отыграл весь следующий концерт практически не шевелясь, а потом зашёл за кулисы и спросил Грэма: "Ну что, так тебе больше нравится, (пик)?!", вернулся играть "на бис" и выдал полный набор всех своих штучек.
На самом деле Грэму очень нравился Хендрикс, и они оба очень уважали друг друга. Тем не менее, аудио- и видеозаписи выступления "Band Of Gypsys" в Филмор Ист противоречат рассказу Грэма о том, что происходило на сцене. Качество исполнения остаётся высоким на протяжении всего концерта, и ни одна нота не даёт оснований предполагать, что Джими играл зубами. Ещё более примечательно полное отсутствие огрехов в великолепной гитарной фразировке Джими. Если Хендрикс и продемонстрировал на этом концерте какие-либо трюки, то очень немного и очень аккуратно.
("Message to Love" 5:22)
Лейтмотивом первого концерта был отход от прежнего имиджа Джими (и это был один из редких случаев, когда его гитара оставалась безупречно настроенной в течение всего выступления). Кстати, это был единственный из четырёх концертов, содержавший классический блюз ("Peoples, Peoples, Peoples"), так что Грэму действительно не на что было жаловаться. Каждое из последующих шоу содержало великолепные фрагменты (альбом "Band Of Gypsys" был составлен из кусков третьего и четвёртого выступлений), но в них были и провалы, и моменты игры на расстроенной гитаре. Запись последнего концерта свидетельствует о большом количестве трюков (говорят, Джими делал это специально, чтобы позлить Грэма).
Хендрикс обладал поразительным талантом по части органичного сочетания экстравагантных сценических выходок с цельной выразительной музыкой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кое-кто, отдавая должное одной из граней его таланта (например, его чувству блюза), полностью отвергал все остальные, считая их просто ненужной помехой.
("We Gotta Live Together" 5:46)
Полночное шоу 31 декабря началось в 11 часов вечера. Сначала "Joshua Light Show" (Световое Шоу Джошуа) развлекали публику клипами из фильмов "Доктор Стрэйнджлав" и "2001: Космическая одиссея". Затем снова выступил хор The Voices Of East Harlem. За три минуты до полуночи, когда сцену покинули последние юные танцоры, на экране появилось огромное изображение часового циферблата. Зазвучала штраусовская "Так говорил Заратустра", и экран поднялся.
В течение нескольких минут лучи прожекторов метались по толпе, периодически попадая в такт нервному звону тамбуринов. Затем экран снова опустился, и на изображении часов стали появляться и гаснуть огромные цифры. Все хором отсчитывали секунды, остававшиеся до наступления нового 1970 года. Ровно в двенадцать прозвучали тысячи возгласов "С новым годом!" и одновременно началась Auld Lang Syne в исполнении оркестра Ломбардо. После этого на сцене появился Хендрикс и "Band Of Gypsys" исполнили свою собственную версию этой композиции, которая позднее была охарактеризована как "странно-прекрасная блюзовая вещь".
За этим последовали несколько длинных новых песен и старые хиты "The Experience". Это было великолепное шоу, которое по иронии судьбы было описано одним из обозревателей как "невыразительные музыкальные эксперименты… Хендрикс просто разочаровывал". А репортёр журнала "Rolling Stone" охарактеризовал Бадди Майлза как "заурядного ритм-энд-блюзового певца". Кроме того сообщалось, что большинство новых вещей "Band Of Gypsys" сильно напоминали Purple Haze, "даже несмотря на то, что новые социально-ориентированные стихи Хендрикса сильно отличаются от его прежних любовных и научно-фантастических произведений".
("Hear My Train" 9:02)
Последнее, четвёртое шоу закончилось лишь на рассвете следующего дня. Отыграв необходимые для нового альбома композиции, Хендрикс снова вернулся на сцену с полным набором своих штучек и множество раз исполнил "на бис" старые хиты "The Experience".
Четыре недели спустя, 28 января 1970, Band Of Gypsys дали свой последний концерт. Это был фестиваль в пользу Вьетнамского Антивоенного Комитета. Хендрикс, Майлз и Кокс должны были выступать предпоследними (последними были исполнители мюзикла "Волосы"). К тому времени, когда Хендрикс появился на сцене, концерт уже окончательно выбился из графика (было три часа ночи). "Band Of Gypsys" начали с изящной версии Who Knows (Кто Знает), затем не слишком удачно попробовали сыграть Earth Blues (Блюз Земли), и вдруг Хендрикс сел на сцене, пробормотал какую-то невнятную фразу и ушёл. Так закончилась недолгая история этой странной группы.
("Foxy Lady" 6:32)
До сих пор, хотя прошло уже много лет Джимми Хендрикс считается величайшим гитаристом всех времен. Его альбомы до сих пор можно найти на полках всех музыкальных магазинов мира, и каждый начинающий гитарист мечтает хоть раз в своей жизни сыграть так, как играл в Вудстоке Джимми Хендрикс.
Вот и всё. Но только на сегодня. У микрофона был Александр Винокуров. Вы слушали не только, да и не столько меня, сколько дебютное выступление в нью-йоркском зале "Филмор Ист" Джими Хендрикса, Билли Кокса и Бадди Майлза под общим названием – "Band Of Gypsys". Всего доброго. И всегда слушайте только ту музыку, которая вам нравится.
("Stop" 4:49)