Аксельссон М. Апрельская ведьма
Чтение без разбору. Эфир от 23.04.2004 г. Макс КлимовГоворят, что вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг.
Говорят, что вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг.
Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа "Чтение без разбору". Сегодня я предлагаю вам задуматься вот о чем:
Если есть на свете Англия Шекспира, Америка Марка Твена и Франция Бальзака, то непременно существует такая же Швеция. Только вот Швеция кого? Сказочницы Сельмы Лагерлеф, мамы бессмертного Нильса; или Швеция Ларса Форселя, с неутомимостью лирика подсматривающего оргазм рыб на песке и завещавшего свою душу гаремному смирению ракушек? Здесь, как говорится, дело гуманитарного пристрастия. Только вот сидит в каждом творящем шведе сказочная чертовщинка. Это – как пить дать.
Писательница Майгулль Аксельссон начинала в девяностых как документалист и ни о каких сказках не думала. В 1986 году вышла ее первая повесть “Наши меньшие братья”. Спустя три года – в 1989-м – книга под названием “Росарио мертв”. Уже – роман. А когда был взят курс на сказку, творческий корабль писательницы погрузился в американскую культуру по самую ватерлинию.
Книга Майгулль Аксельссон “Апрельская ведьма” рождалась из недр творчества Рэя Брэдбери, а также из крайне популярных сегодня в так называемой “новой физике” работ Стивена Хокинга. И совсем не случайно то, что этот Хокинг (ныне здравствующий) полный инвалид. То есть он не может ни ходить, ни ложку держать самостоятельно, ни даже говорить. И общается с миром через компьютер, таинственным способом преобразующий его дыхание в слова. Все это не случайно, поскольку героиню себе Аксельссон выбрала именно такую – женщину-инвалида со сказочным именем Дезирэ, физика-самоучку.
Сложно себе представить, что в самой благополучной стране мира Швеции, где всего-навсего одна женская тюрьма и за каждым жителем незримо следует сотрудник социального комитета, – что там могут быть дома инвалидов. И приюты для подкидышей. И приюты для тех одиноких, что воспитали подкидышей и сами стали им не нужны. Все чисто и опрятно. И в палате у медленно умирающей Дезирэ тоже есть компьютер. Она даже пишет на нем повести, выдувая слова в трубочку. Но ощущение покинутости миром, в котором воспитывать брошенных, но здоровых детей осталась ее мать Эллен и к которому принадлежит единственный любимый мужчина Дезирэ – лечащий врач Хубертссон, никогда ею не обладавший, – все это рождает в героине ведьму. То черная ворона, то белая чайка кружит ее в своем теле над пригородами Швеции, где вершатся судьбы тех, кто отнял у нее право на ее собственную судьбу. Она знает секрет атомов и поэтому может вселиться даже в ежа – чтобы видеть его сны. Или в белку – чтобы накануне зимы петь ей о лете. Она может вселиться даже в женщину, с которой переспит в мотеле ее возлюбленный Хубертссон...
И, конечно, сказка будет сказкой до конца: главной окажется любовь, воссоединяющая после смерти тех, кто служит ей, – там, где нет ни Дьявола, ни Бога, а только наши тени. О неполноценных людях сейчас пишут много и хорошо. Проблема-то не сугубо шведская. И социальная литература, выходит, нужна сегодня больше, чем просто художественная. Одной сказки будет мало.
Это была программа “Чтение без разбору”, подготовленная по материалам издания “Книжное обозрение”. О книге Майгулль Аксельссон “Апрельская ведьма” рассказывал Макс Климов. Читайте книги. А я буду вам в этом помогать.
Программа подготовлена по материалам издания «Книжное обозрение», сайта «Прочтение», «Российского книжного cообщества» и сообщества блогеров «Что читать?».