Jesus Christ Superstar. Краеугольный камень рок-музыки. ч.1
Коллекция редкостей. Эфир от 20.12.2006 г. Александр ВинокуровВсем большой музыкальный привет. У микрофона Александр Винокуров. Время, отведённое нам на программу, предлагаю потратить с пользой для души, истосковавшейся по чему-нибудь старенькому, но знакомому. Томить не стану. Сразу предупреждаю. Сегодня будет звучать произведение, которое можно назвать «краеугольным камнем рок-музыки». Честно говоря, эта рок-опера к рок-н-роллу имеет примерно такое же отношение, что и к религии. Просто нонконформистская музыка на тот момент достигла расцвета, и приставка «Рок» лепилась ко всему прогрессивному. Трепещите. «Иисус Христос Суперзвезда».
Всем большой музыкальный привет. У микрофона Александр Винокуров. Время, отведённое нам на программу, предлагаю потратить с пользой для души, истосковавшейся по чему-нибудь старенькому, но знакомому. Томить не стану. Сразу предупреждаю. Сегодня будет звучать произведение, которое можно назвать «краеугольным камнем рок-музыки». Честно говоря, эта рок-опера к рок-н-роллу имеет примерно такое же отношение, что и к религии. Просто нонконформистская музыка на тот момент достигла расцвета, и приставка «Рок» лепилась ко всему прогрессивному. Трепещите. «Иисус Христос Суперзвезда».
Может быть, кто-то полюбопытствует с некоторой долей иронии, мол-де, какое отношение имеет этот мюзикл к редкостям? Отвечу вопросом на вопрос — а как давно в радиоэфире вы слышали это произведение? Да и потом, что вы раньше слышали об этой рок-опере? Так, обыкновенная пропаганда. Капитализм, рок... Короче говоря, мало что слышали. Уверен. Ну, так слушайте. Премьера оперы состоялась в 1970 году в Лондоне, и успех произведения превзошел все ожидания. В том же году был выпущен двойной альбом. Феноменальный успех во многом объясняется удачным подбором исполнителей и музыкантов; к концу 1971 года пластинка уже была реализована тиражом в 2 миллиона.
Я по ходу программы буду пересказывать сюжет, но этим лишь не ограничусь. Есть немало любопытных фактов из истории создания этой рок-оперы. Думаю, пора уже начать слушать и само произведение. Итак, шоу начинается.
Overture (3:59)
Сюжет рок-оперы повествует о семи последних днях Иисуса Христа, причем не менее значимой фигурой предстает Иуда. Он стал по замыслу авторов олицетворением истэблишмента, против которого и была направлена деятельность Христа.
После увертюры следует песня «Heaven on their Minds». Она представляет нам Иуду. Кстати, фактически, от его лица и рассказана все эта история. Идея мюзикла — рассказать о последней неделе жизни Христа устами Иуды Искариота — принадлежит Тиму Райсу. Многие полагают, что подобная мысль возникла у Райса после прочтения книги Леонида Андреева, которая в свое время вызвала настоящий скандал: в своем произведении Андреев представлял совершенно иной взгляд на библейские события. Иуда описывался им как человек, нежно любящий Учителя и не желавший его предавать, однако — по мысли Андреева — стать предателем ему предписали небеса (по принципу если бы не он, что бы стало с христианством?). Приблизительно такую же мысль «высказал» в своем либретто Тим Райс. Стоит ли говорить, что церковные ортодоксы, мягко говоря, не одобрили мюзикла, а религиозные фанатики угрожали Уэбэру и Райсу чуть ли не убийством! Кстати, традицией сценической постановки «Иисуса-суперзвезды» стало то, что на роли Иуды Искариота по возможности приглашался темнокожий исполнитель.
Heaven On Their Minds (4:23)
Я приветствую всех, кто только что присоединился к нашей честнОй компании. Здравствуйте. Сегодня мы решили тряхнуть стариной. Присоединяйтесь. Мы «Иисус Христос Суперзвезда» слушаем. Первоначально, кстати, мюзикл предполагалось назвать просто «Иисус Христос», но Тим Райс чувствовал, что в названии явно чего-то не хватает. Увидев в газете заголовок «Том Джонс — мировая суперзвезда», он понял: оно!
Любопытно, что в свое время компания МСА отказывалась давать деньги на запись «Jesus Christ Superstar», и авторам стоило немалого труда добыть средства.
Но мы отвлеклись.
Иуда в этом варианте прочтения не выступает как отрицательный герой — в первой арии он лишь предупреждает Христа об опасности, грозящей ему, о том, что они зашли слишком далеко. Но уже поздно и голос Иуды заглушается голосами апостолов («What’s the Buzz?»). Песня прерывается горьким выпадом Иуды («Strange thing mystifying»), но никто, кроме Иисуса, его не слушает.
What’s The Buzz/Strange Thing Mystifying (4:13)
Затем появляется Мария Магдалина (надо сказать, что Тим Райс заменил двух библейских Марий — Магдалину и сестру Марфы — одной; впрочем, сюжет от этого ничего не потерял) и успокаивает Христа колыбельной «Everything’s Alright».
Кстати. С Магдалиной были проблемы. Исполнительницу нашли совершенно случайно. Как-то Эндрю Ллойд Вебер, совершая очередную вылазку в очередной ресторанчик, увидел на сцене девушку, поющую под гитару. Дождавшись конца песни, он подошел к сцене и заявил: «Я нашел свою Марию». Ивонн Эллиман, гавайская певица, она подрабатывала в том баре, решила, что молодой человек с длинными волосами не то пьян, не то просто не в себе. Однако Вебер всё объяснил, привел на следующий день Тима Райса — и Мария Магдалина была найдена. Судьбоносная встреча — как известно, Эллиман сыграет Магдалину и на Бродвее, и в фильме 1973 года.
Everything’s Alright (5:15)
Прекрасная колыбельная. Как, собственно, и все остальные… треки, арии, называйте как хотите. Не было бы это столь великолепно, не было бы фильма, не было бы постановок на Бродвее или в других театрах.
Кстати, во время первой постановки, во время проведения кастинга на роль Магдалины, в качестве одной из претенденток на сцене возник Тим Райс, загримированный под леди. В шутку не был посвящен аккомпаниатор. И когда «леди» взяла несколько нот, а господа прослушивающие просто покатились со смеху, возмущенный аккомпаниатор покинул зал со словами, что, мол, некрасиво и недостойно вести себя подобным образом, как бы женщина ни пела.
Ну, а теперь вновь возвращаемся к сюжету. Перенесемся на совет Синедриона, где и принимается решение относительно необходимости смерти Иисуса («This Jesus Must Die»). Впрочем, их тоже можно понять — учитывая то шаткое положение, в котором находилась страна, иного решения, в общем-то, и не могло быть принято. Однако, с другой стороны… Но это вечный вопрос.
This Jesus Must Die (3:36)
Итак, приговор объявлен. Теперь его нужно привести в исполнение. А между тем Иисус въезжает в Иерусалим — исполняется «Hosanna».
Hosanna (2:07)
На этом заканчивается первая сторона виниловой пластинки. Это важно. В те времена, когда не было CD нужно было грамотно выстроить порядок и продолжительность песен. Ведь на одну сторону умещалось только 23 минуты. Ну, 25. А потом нужно было переворачивать диск. Вот и мы перевернем пластинку.
Где-то в начале века самой популярной оперой всех времен и народов провозгласили «Богему» Пуччини. С его именем, кстати, связывают закрытие трехсотлетней истории великих опер. «Суперстар» давно опередил гениального итальянца по числу зрительских симпатий. Жанр мюзикла достаточно проверен временем, чтобы взяться предсказать: в XXI веке войдет в разряд несомненной классики. И название не следует понимать превратно, скорее — буквально. Многие историки сходятся во мнении, что две тысячи лет назад в глубинах мироздания вспыхнула сверхновая звезда, лучше всего видимая жителям захолустного городка Вифлеема. И в какой бы форме она ни светила, важна не форма, а свет. До второго пришествия.
И вновь возвращаемся к сюжету. Иисус въезжает в Иерусалим. Сторонники Иисуса во главе с Симоном жаждут высказать ему свою преданность («Symon Zealotes»), но слышат в ответ лишь печальную отповедь («Poor Jerusalem» — одна из красивейших песен во всей рок-опере).
Simon Zealotes/Poor Jerusalem (4:49)
Затем авторы ненадолго отвлекаются от Иисуса, и действие переносится во дворец Понтия Пилата. Звучит ария «Pilate’s Dream». Вообще-то, согласно первоисточникам, сон приснился не Пилату, а его жене, однако Барри Деннен, исполнявший роль, был до того хорош, что было решено несколько отступить от исторической правды. А песня очень грустная, и уже ясно, что ничем хорошим история не кончится.
Pilate’s Dream (1:28)
А сейчас уже отвлечемся от сюжета мы. Ибо подошли к знаменитой сцене с торговцами в храме («The Temple»), сразу за которой последует сцена с прокаженными.
Это я к чему. Дело в том, что премьеру альбома в Штатах решено было провести не где-нибудь, а в церкви. Сначала общественность была шокирована — включая и руководителей MCA (звукозаписывающей компании). Однако в итоге признали, что идея толковая, и выбрана была лютеранская церковь Св. Петра на Лексингтон-авеню. Премьера была назначена на неудобное время — три часа пополудни. Народу в церкви было не так чтобы много — около половины возможного количества. Органист, разминаясь, наигрывал что-то из Баха. В общем, обстановка была торжественной. Тим Райс, попросив органиста «сбацать что-нибудь из Элвиса», немного разрядил напряжение. После начала представления народ подтягивался еще минут пятнадцать, и в общей сложности публика набралась. По окончании авторов приветствовали стоя, и можно было заявить, что премьера удалась. Авторы были ошеломлены своим успехом. Конечно, нет бочки меда без ложки дегтя — было несколько негативных отзывов, но что они могли значить! Две недели спустя Эндрю и Тим вернулись домой, обласканные Америкой, а еще спустя некоторое время им позвонили из Штатов: «Открывайте шампанское — «Иисус» лидирует сразу в трех чартах!»
The Temple (4:43)
Обессиленный Иисус засыпает на руках у Магдалины, а она поет одну из знаменитейших любовных баллад — «I Don’t Know How to Love Him». Надо признать, что первоначально текст был совсем другим: в том варианте песня называлась Kansas Morning. Канзас был выбран исключительно потому, что в то время были популярны песенки с упоминанием какого-либо географического пункта — так почему бы не Канзас? Девочка Элли ни при чем. Тим Райс до сих пор иногда исполняет эту версию на вечеринках, срывая аплодисменты — но, разумеется, переработка пошла песне на пользу.
На одном из всемирных симпозиумов музыковедов ария Марии Магдалины заняла девятое место в дюжине самых популярных мелодий двадцатого столетия (между «Америкой» из «Вестсайдской истории» и «Маршем» из «Любви к трем апельсинам» Прокофьева). Между прочим, в шведскоязычном варианте оперы главную женскую роль исполнила Агнетта Фальцког, будущая «блондинка из АББЫ» — тогда-то ее и заметили.
Everything’s Alright (0:34)
I Don’t Know How To Love Him (3:36)
Далее сюжет вновь возвращается к Иуде. Вконец изверившийся, он-таки находит дорогу к первосвященникам, крича о том, что Иисуса надо как-то остановить. Это как нельзя более соответствует настроениям Синедриона. Иуда, предвидя свою судьбу, говорит, что не хочет быть проклятым на всю жизнь — впрочем, именно это и случилось («Damned for All Time/Blood Money»).
Damned For All Time/Blood Money (5:11)
За 32 года тираж этого альбома по самым скромным подсчетам (ибо «пиратские» издания отвергают идею точной статистики) перевалил за сто миллионов. Империя грамзаписи не знает аналогичного размаха для одного произведения. Сами авторы больше не поднимались до такого уровня, хотя работали весьма плодотворно.
А началось все в 1964 году, когда познакомились студент медицинского колледжа Эндрю Ллойд Уэббер и недоучившийся юрист, начинающий поэт и певец-любитель Тимоти Майлз Биндон Райс. Первому было семнадцать, второму — двадцать. Их первый совместный мюзикл «Иосиф и его разноцветный плащ-мечта» внимания не привлек, да и длился всего двадцать минут. На время приятели расстались: один занялся журналистикой, другой стал писать «серьезную» музыку для кино.
Поднабравшись опыта, сочинители решили не размениваться на мелочи и сотворить масштабное полотно, где главной фигурой будет именно главная фигура. Задор и озорство юности еще не были скованы никакими контрактами, отсутствовал страх «лишь бы не сделать хуже, чем в прошлый раз». Вдобавок поле экспериментов еще не было перепахано вдоль и поперёк — сочетание поп-мелодики с классическим каноном явилось почти неожиданным новаторством. Выстрел оказался снайперским.
На этом всё.